Принципы, система и источники финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей, регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу.

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 65.15 Кб (Скачать)

Налоги с организаций.

Основными являются:

• налог на прибыль (доход) организаций;

• НДС;

• акцизы;

• налоги, служащие источниками  образования дорожных фондов;

• налог на имущество  организаций.

Таможенные пошлины взимаются  в виде налогов и сборов за перемещаемые товары (работы, услуги) через таможенную границу РФ. Определим основные элементы таможенной пошлины:

Плательщики

Объект и предмет налогообложения

Тарифные льготы и преференции

База налогообложения

Налоговая ставка

Порядок исчисления и уплаты налога

Налогоплательщиками таможенных пошлин и сборов являются собственники товаров, перемещающие товар через  таможенную границу. Объектом налогообложения  таможенной пошлиной и сбором признаются товары, перемещаемые через таможенную границу, за исключением тех, на которые  распространяются льготы.

Предметом таможенного налогообложения  является таможенная стоимость товаров, пересекающих таможенную границу Российской Федерации.

В необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства помимо обязательных элементов налога могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования плательщиком.

В таможенном деле для этого  используют понятия-синонимы «тарифные  льготы» и «тарифные преференции». По своему экономическому содержанию тарифная льгота является разновидностью налоговых льгот. Тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины.

Тарифные льготы – это льготы, предоставляемые в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты пошлины, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Порядок их предоставления определяется Правительством РФ.

Тарифные преференции – это специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющихся на аналогичные товары других стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли (таможенный союз), либо происходящих из развивающихся стран (например, страны Африки и Латинской Америки). Налоговая база таможенной пошлины определяется как таможенная стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу, или их объемная характеристика (количество, масса, объем и т. д.). Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ.

В РФ применяются следующие  виды ставок пошлин (Ст. 4 Закона РФ "О  таможенном тарифе"):- адвалорные, начисляемые  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые  в установленном размере за  единицу облагаемых товаров; 

- комбинированные, сочетающие  оба названных вида таможенного  обложения.

В качестве основы для исчисления таможенной пошлины будет использована таможенная стоимость товаров и  транспортных средств, определяемая в  соответствии с Законом РФ "О  таможенном тарифе", либо в случаях, когда установлены специфические или комбинированные ставки таможенной пошлины, в качестве основы начисления берется количество товара, которое является объектом обложения (вес, объем и т.д.) В НК РФ порядку исчисления таможенной пошлины как налога посвящена ст. 52 «Порядок исчисления налога», где установлены правила исчисления налога, а в ТК РФ - ст. 324 «Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов». НК РФ четко разделяет такие элементы налогообложения, как «порядок исчисления налога» (ст. 52), «сроки уплаты налогов и сборов» (ст. 57), «порядок уплаты налогов и сборов» (ст. 58). В ТК РФ эти элементы регламентированы, соответственно, ст. 324 «Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов», ст. 329 «Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов» и ст. 331 «Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов».В ст. 324 ТК РФ установлено, что таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату пошлин, самостоятельно, за исключением случаев:

• пересылки товаров в  международных почтовых отправлениях, когда не требуется подачи отдельной  таможенной декларации (исчисление пошлин производится таможенными органами, осуществляющими таможенное оформление в местах международного почтового  обмена);

• выставления требования об уплате таможенных платежей, не уплаченных в установленный срок, а также  об обязанности уплатить в установленный  этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней  и проценты (исчисление пошлин производится таможенным органом).

Сумму таможенной пошлины  ее плательщик исчисляет самостоятельно. При этом в качестве плательщика  может выступать и так называемое заинтересованное лицо (собственник  товара, его покупатель, владелец либо лицо, выступающее в ином качестве, достаточном в соответствии с  законодательством РФ для совершения с товаром действий, предусмотренных  ТК РФ, от собственного имени, или таможенный брокер).

Государственная пошлина.

Для того чтобы налоги можно  было взыскать, закон должен содержать  некоторый набор информации, который  сделает налог определенным, такой  информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок  его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого  налога. Элементы налога прописаны  в НК РФ.

Согласно статьи 19 НК РФ налогоплательщиками  и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена  обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Организации – юридические  лица, образованные в соответствии с законодательством России (российские организации), а также иностранные  юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, международные  организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Местом нахождения российской организации считается место  ее государственной организации.

Обособленное подразделение  организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации производится таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца.

Местом нахождения обособленного  подразделения российской организации  является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Физические лица – граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Физическое или  юридическое лицо считается налоговым  резидентом, если оно проживает на территории России не менее 183 дней в  календарном году или живет на территории страны постоянно.

  Местом жительства физического лица считается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.

Резиденты обязаны в своих  экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами  этой страны.

Нерезидент:

Юридическое лицо, действующее  в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в  другой.

Физическое лицо, действующее  в одной стране, но постоянно проживающее  в другой.

Практическое значение определения  места постоянного местопребывания  налогоплательщика заключается  в следующем:

у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами;

у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся в России.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Носитель налога.

Физическое или юридическое  лицо, уплачивающее сумму налога, подлежащую внесению в бюджетный фонд субъекту налога, а не государству, т.е. лицо, которое фактически уплачивает налог. Классическим примеров переложения налога является косвенный налог. Тогда субъектом налога становится производитель, продавец товара, а носителем налога – потребитель товара.

Объект налогообложения.

 

Согласно законодательства России под объектом налогообложения  понимается предмет, подлежащий налогообложению (операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров, а также добавленная стоимость продукции, работ, услуг; доходы от отдельных видов деятельности; операции с ценными бумагами; пользования природными ресурсами; имущества юридических и физических лиц; передачи имущества; прибыль), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога (ст.38 НК РФ).

Существует другой подход к определению объекта налогообложения, под которым понимаются юридические  факты (действия, события, состояния), которые  обу3славливают обязанность субъекта заплатить налог (например, факт принятия наследства). Так, предметом налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, является соответствующее имущество, в то время как объектом может быть только факт принятия наследства.

Каждый налог имеет  самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 НК РФ.

Масштаб налога и  единица налогообложения.

Бывают ситуации, когда  к предмету налогообложения можно  применить меру исчисления (доход, прибыль  – выраженные в денежной форме). В других случаях такое исчисление затруднительно (предметом налогообложения  является автомобиль) и этом случае выбирают какой-либо параметр, который  называется масштабом налога. Применительно к автомобилям это может быть объем рабочих цилиндров, вес автомобиля, мощность двигателя. Для количественного измерения предмета необходимо определить единицу масштаба налогообложения, получившую название единицы налогообложения.

Так, если в качестве масштаба налогообложения принята мощность двигателя, то единицей налогообложения  будет являться киловатт или лошадиная сила, если будет избран объем рабочих цилиндров, то единицей считается кубический сантиметр или метр. Единицей налогообложения по подоходному налогу может служить 1 рубль дохода, по поземельному – единица измерения площади (0,01га, метр квадратный). Так, планируется повышение налогов на автотранспортные средства в расчете на 10 рублей за 1 лошадиную силу для российских машин.

Налоговая база.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую и  иную характеристики объекта налогообложения (ст.53 НК), т.е. – это количественное измерение объекта налога. Налоговая  база и порядок ее определения  по федеральным, региональным и местным  налогам устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщики:

- Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

- Индивидуальные предприниматели  исчисляют налоговую базу по  итогам каждого налогового периода  на основе данных учета доходов  и расходов и хозяйственных  операций.

Физические лица исчисляют  налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций, данных об облагаемых доходах, а также  данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговая ставка.

Это величина налоговых исчислений на единицу налоговой базы.

Ставка может устанавливаться  в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах к налоговой базе.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые  ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения, независимо от размеров  дохода (например, на тонну нефти  или газа).

2. Пропорциональные - действуют  в одинаковом процентном отношении  к объекту налога без учета  дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля  1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя  ставка прогрессивного налога  повышается по мере возрастания  дохода. При прогрессивной ставке  налогообложения налогоплательщик  выплачивает не только большую  абсолютную сумму дохода, но и  большую его долю.

Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог  может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить  к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Информация о работе Принципы, система и источники финансового права