Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:39, реферат
Финансовое право, как и любая иная отрасль Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….2
1 Предмет и методы финансового права……………………………………...3
2 система финансового права………………………………………………….6
3 источники финансового права……………………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………15
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Предмет
и методы финансового права…………
2 система
финансового права…………………………………
3 источники
финансового права…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК…………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Финансовое
право, как и любая иная отрасль
Российского права, имеет свой предмет
правового регулирования. Предметом
правового регулирования
В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.
Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.
В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.
Источники
финансового права Российской Федерации
- это правовые акты представительных
и исполнительных органов государственной
власти и местного самоуправления, в которых
содержатся нормы финансового права.
1
Предмет и метод
финансового права
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования, денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций.
Основные отличительные признаки отношений составляющих финансовое право:
Виды общественных отношений, которые составляют предмет финансового права:
- бюджетные
- налоговые
- кредитные
- страховые
- возникновение
в процессе деятельности
- относительное денежное обращение и расчеты
- возникновение
в процессе валютного
Таким образом, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности, которые принято называть - финансовые правоотношения.
Финансовые правоотношения - это общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, использования фондов денежных средств и регулируются нормами финансового права; их участники связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.
Метод финансового права - это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых производится правовое регулирование общественных отношений. По своей сути - это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.
Основной метод финансово-правового регулирования- государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.
При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство ставит условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.
Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.
Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
Таким
образом, предметом финансового
права являются общественные отношения,
возникающие в процессе осуществления
государством и органами местного самоуправления
финансовой деятельности, то есть деятельности
по образованию, распределению и
использованию фондов денежных средств.
А метод финансового права - это совокупность
юридических приемов и средств, при помощи
которых производится правовое регулирование
этих общественных отношений.
2
Система финансового
права
Система финансового права - это его определенная внутренняя структура (строение организации) которая складывается объективно как отражение реально существующих и реально развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.
Элементы системы финансового права:
Нормы финансового права - это общее правило поведения, предназначенное для определенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Структура нормы финансового права:
Субинститут
финансового прав - это совокупность
норм регулирующие отдельные виды объединений
по одному предметному или тематическому
признаку общественных отношений либо
отдельные стороны таких
Институт финансового права - это взаимосвязанные и взаимообусловленная совокупность субинститутов и норм обеспечивающий цельное самостоятельное регулирование определенной группы общественных отношений или осуществляющих особой задачи, функции в этом регулировании.
Подотрасль финансового прав – это совокупность институтов, субинститутов и норм представляющих целостное правовое образование в которой регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы регулирования отрасли финансового права.
Части финансового права – это наиболее крупные подразделения отрасли, обусловленные наличием в финансовом праве:
- норм закрепляющей общее для всей отрасли принципы, идеи и положения
-
норм институтов регулирующий
отдельные виды или группы
отношений составляющих
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) бюджетной системы;
б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
в)
финансов государственных и
г)
государственных и
д) государственного и муниципального кредита;
е) организации имущественного и личного страхования;
ж)
государственных и
з) банковского кредитования;
и) денежного обращения и расчетов;
к) валютного регулирования.
Таким
образом, в системе финансового
права находит отражение
Научная
обоснованность системы права построением
на основе объективно существующих отношений
даёт возможность наиболее правильного
применения финансово-правовых норм и,
следовательно, содействует укреплению
законности и выполнению финансовым правом
своей активной роли.
3
Источники финансового
права
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).
В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.
Итак, источники финансового права Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.
1.
Основным источником
К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:
а)
Конституция Российской Федерации.
Принята всенародным