Источники финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 05:58, доклад

Краткое описание

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в разнообразных источниках. В основном это нормативные правовые акты, причем правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых находятся нормы финансового права. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом не имеется.

Файлы: 1 файл

фин.docx

— 20.21 Кб (Скачать)

Таким образом, финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.

Признаки  финансовых правоотношений  

 Финансовое правоотношение  представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные особенности.  

 Общие признаки финансовых  правоотношений: 

= возникают, изменяются  или прекращаются только на  основе правовых норм; 

= индивидуально определены  участники каждого конкретного  правоотношения; 

= связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; 

= носят волевой характер;  

= охраняются государством.   

 Специфические признаки  финансовых отношений вытекают из особой сферы их возникновения - финансовой деятельности государства и муниципальных образований:  

 во-первых, они возникают и функционируют в процессе планового аккумулирования, распределения и использования государственных или муниципальных денежных фондов; 

 во-вторых, являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер. В ходе осуществления финансовой деятельности возникают и процессуальные (организационные) правоотношения, но они имеют вторичный (производный) характер, т.к. обеспечивают движение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;  

 в-третьих, требуют обязательного участия государства или муниципального образования в лице компетентных органов или должностных лиц;  

 в-четвертых, большинство финансовых правоотношений построены по схеме «власть — подчинение»;  

 в-пятых, юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.   

 Определяющим признаком  при отграничении финансового  правоотношения от смежных правоотношений (например, административных, гражданских, конституционных) является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:  

1) возникают в процессе финансовой деятельности государства; 

2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; 

3) они почти всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п. 

 

Виды финансовых правоотношений  

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам: 

1) бюджетные; 

2) налоговые; 

3) в области страхования;  

4) кредита (государственного  и банковского); 

5) расчетов, регулируемых  финансовым правом: 

6) финансовые правоотношения  по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;  

7) контрольные.  

 По способу реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.  

 Регулятивные - основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.  

 Охранительные - возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.  

 В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.  

 По характеру финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными ипроцессуальными. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

Помимо рассмотренных  видов финансовые правоотношения могут  быть подразделены: 

 по структуре их юридического содержания — простые и сложные; 

 по объекту — имущественные и неимущественные; 

 по юридическому характеру  взаимоотношений участников — навертикальные и горизонтальные; 

 по форме проявления — двусторонние и многосторонние и т.д. 

 

Предмет и метод финансового  права 
К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения. Предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения. Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

 

Источники финансового права. Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в разнообразных источниках. В основном это нормативные правовые акты, причем правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых находятся нормы финансового права. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом не имеется.  
 
Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные нашим государством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то согласно Конституции РФ (ч.4 ст.15), применяются правила международного договора. Это касается и финансово-правовых отношений.  
 
Среди российского законодательства главные источники финансового права - это Конституция Российской Федерации, конституции и уставы ее субъектов. В них закрепляются правовые основы финансовой деятельности в государстве как в целом, так и по отдельным ее направлениям. Так, ст.57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность для граждан Российской Федерации платить законно установленные налоги и сборы, а также принцип отсутствия обратной силы для законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Статьи 71, 72 устанавливают предметы ведения Российской Федерации, а также предметы совместного ведения с ее субъектами, в т.ч. и в области финансов. Конституцией РФ регламентируется компетенция органов государственной власти (представительных, исполнительных), местного самоуправления в области финансовой деятельности (ст.ст. 84, 90, 101, 105, 106, 114, 132), устанавливается денежная единица Российской Федерации (ст. 75) и т.д.  
 
Финансовое право, как никакая другая отрасль права, имеет несколько кодифицированных источников: Налоговый кодекс Российской Федерации (первая и вторая части) и Бюджетный кодекс Российской Федерации. Нормы финансового права содержатся в Федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год, "О бюджетной классификации", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и других, многие из которых одновременно являются источниками и административного, муниципального, гражданского права. В настоящее время финансовые правоотношения регулируются большим количеством подзаконных актов: указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Большую группу составляют акты (приказы, инструкции) финансово-кредитных органов: Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федеральной налоговой службы и др. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких исполнительных органов, как министерства и ведомства, которые регулируют вопросы финансовой деятельности в пределах соответствующей отрасли.  
 
Нормы финансового права содержатся в локальных актах, принимаемых исполнительными органами коммерческих и некоммерческих организаций. 
 
И, наконец, в финансово-правовом регулировании могут действовать нормативные правовые акты бывшего СССР. Они закрепляют правила для субъектов отношений, не урегулированных российским законодательством и не противоречащих ему (например, Положение о главных бухгалтерах от 24 января 1980 г.).  
 
Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Их существование обусловлено действием принципа плановости и тем, что финансовая деятельность в государстве осуществляется в соответствии с программами и планами экономического и социального развития. Финансово-плановые акты регулируют отношения в области аккумуляции, распределения, перераспределения и использования денежных фондов и вызывают юридические последствия. К ним, например, относятся законы о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, финансовые планы коммерческих организаций (балансы доходов и расходов), сметы министерств, ведомств, а также бюджетных организаций. 


Информация о работе Источники финансового права