Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 05:58, доклад
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в разнообразных источниках. В основном это нормативные правовые акты, причем правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых находятся нормы финансового права. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом не имеется.
Таким образом, финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.
Признаки финансовых правоотношений
Финансовое правоотношение
представляет собой разновиднос
Общие признаки финансовых правоотношений:
= возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм;
= индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения;
= связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности;
= носят волевой характер;
= охраняются государством.
Специфические признаки финансовых отношений вытекают из особой сферы их возникновения - финансовой деятельности государства и муниципальных образований:
во-первых, они возникают и функционируют в процессе планового аккумулирования, распределения и использования государственных или муниципальных денежных фондов;
во-вторых, являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер. В ходе осуществления финансовой деятельности возникают и процессуальные (организационные) правоотношения, но они имеют вторичный (производный) характер, т.к. обеспечивают движение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;
в-третьих, требуют обязательного участия государства или муниципального образования в лице компетентных органов или должностных лиц;
в-четвертых, большинство финансовых правоотношений построены по схеме «власть — подчинение»;
в-пятых, юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.
Определяющим признаком
при отграничении финансового
правоотношения от смежных
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:
1) возникают в процессе финансовой деятельности государства;
2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;
3) они почти всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.
Виды финансовых правоотношений
По своему материальному содержанию финан
1) бюджетные;
2) налоговые;
3) в области страхования;
4) кредита (государственного и банковского);
5) расчетов, регулируемых финансовым правом:
6) финансовые правоотношения
по поводу регулирования
7) контрольные.
По способу реализации прав фи
Регулятивные - основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.
Охранительные - возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.
В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.
По характеру финансово-правовых
норм, лежащих в основе финансовых
правоотношений, последние бывают материальными ипроцессу
Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены:
по структуре их юридического содержания — простые и сложные;
по объекту — имущественные и
по юридическому характеру
взаимоотношений участников — навертикальные и горизонтальны
по форме проявления — двустор
Предмет и метод финансового
права
К предмету финансового права относятся
закрепление структуры финансовой системы,
распределение компетенции в данной области
между Федерацией и ее субъектами, местным
самоуправлением в лице соответствующих
органов, регулирование на основе этих
исходных норм отношений, возникающих
в процессе финансовой деятельности. Входящие
в предмет финансового права отношения
отличаются по своему содержанию большим
разнообразием, что обусловлено многозвенностью
финансовой системы, ее связью со всеми
структурами общественного производства
и распределения. Предмет финансового
права - это общественные отношения, возникающие
в процессе деятельности государства
по планомерному образованию, распределению
и использованию централизованных и децентрализованных
денежных фондов в целях реализации его
задач. Основной метод финансово-правового
регулирования - государственно-властные
предписания одним участникам финансовых
отношений со стороны других, выступающих
от имени государства и наделенных в связи
с этим соответствующими полномочиями.
При использовании государством для формирования
своих ресурсов платежей добровольного
характера (государственные займы, казначейские
обязательства, лотереи и т.п.) в определенной
части также действует метод властных
предписаний. Таким образом, государство
устанавливает условия проведения государственных
внутренних займов, выпуска государственных
казначейских обязательств, что не может
быть изменено по соглашению сторон, и
является обязательным для соблюдения
лицами, вступившими в данные отношения.
Особенности основного метода финансового
права заметно проявляются в круге государственных
органов, уполномоченных давать властные
предписания участникам финансовых отношений.
Властные предписания исходят в большинстве
случаев от финансовых, налоговых и кредитных
органов, с которыми другие участники
финансовых отношений не находятся в административной
зависимости. Властные предписания, касающиеся
финансовой деятельности предприятий,
организаций и учреждений, направляются
и со стороны их вышестоящих органов. Финансово-правовому
регулированию свойственны и иные методы:
рекомендации, согласования и т.п. В настоящее
время такие методы получают все более
широкое применение. Это обусловлено повышением
уровня самостоятельности, субъектов
Федерации, местного самоуправления, предприятий,
организаций и учреждений.
Источники финансового права. Нормы финансового
права Российской Федерации содержатся
в разнообразных источниках. В основном
это нормативные правовые акты, причем
правовые акты представительных и исполнительных
органов государственной власти и местного
самоуправления, в которых находятся нормы
финансового права. Какого-либо единого
источника по этой отрасли права в целом
не имеется.
Составной частью правовой системы Российской
Федерации являются общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры, ратифицированные нашим государством.
Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные национальным законодательством,
то согласно Конституции РФ (ч.4 ст.15), применяются
правила международного договора. Это
касается и финансово-правовых отношений.
Среди российского законодательства главные
источники финансового права - это Конституция
Российской Федерации, конституции и уставы
ее субъектов. В них закрепляются правовые
основы финансовой деятельности в государстве
как в целом, так и по отдельным ее направлениям.
Так, ст.57 Конституции Российской Федерации
закрепляет обязанность для граждан Российской
Федерации платить законно установленные
налоги и сборы, а также принцип отсутствия
обратной силы для законов, устанавливающих
новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков. Статьи 71, 72 устанавливают
предметы ведения Российской Федерации,
а также предметы совместного ведения
с ее субъектами, в т.ч. и в области финансов.
Конституцией РФ регламентируется компетенция
органов государственной власти (представительных,
исполнительных), местного самоуправления
в области финансовой деятельности (ст.ст.
84, 90, 101, 105, 106, 114, 132), устанавливается денежная
единица Российской Федерации (ст. 75) и
т.д.
Финансовое право, как никакая другая
отрасль права, имеет несколько кодифицированных
источников: Налоговый кодекс Российской
Федерации (первая и вторая части) и Бюджетный
кодекс Российской Федерации. Нормы финансового
права содержатся в Федеральных законах
о федеральном бюджете на соответствующий
год, "О бюджетной классификации",
"О валютном регулировании и валютном
контроле", "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" и других,
многие из которых одновременно являются
источниками и административного, муниципального,
гражданского права. В настоящее время
финансовые правоотношения регулируются
большим количеством подзаконных актов:
указами Президента Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской
Федерации. Большую группу составляют
акты (приказы, инструкции) финансово-кредитных
органов: Министерства финансов Российской
Федерации, Банка России, Федеральной
налоговой службы и др. Финансово-правовые
нормы могут содержаться в актах таких
исполнительных органов, как министерства
и ведомства, которые регулируют вопросы
финансовой деятельности в пределах соответствующей
отрасли.
Нормы финансового права содержатся в
локальных актах, принимаемых исполнительными
органами коммерческих и некоммерческих
организаций.
И, наконец, в финансово-правовом регулировании
могут действовать нормативные правовые
акты бывшего СССР. Они закрепляют правила
для субъектов отношений, не урегулированных
российским законодательством и не противоречащих
ему (например, Положение о главных бухгалтерах
от 24 января 1980 г.).
Характерной особенностью финансово-правовых
актов является наличие среди них большой
группы финансово-плановых актов. Финансово-плановые
акты – это акты, принимаемые в процессе
финансовой деятельности государства
и органов местного самоуправления, которые
содержат конкретные задания в области
финансов на определенный период, т.е.
являются планами по мобилизации, распределению
и использованию финансовых ресурсов. Их существование
обусловлено действием принципа плановости
и тем, что финансовая деятельность в государстве
осуществляется в соответствии с программами
и планами экономического и социального
развития. Финансово-плановые акты регулируют
отношения в области аккумуляции, распределения,
перераспределения и использования денежных
фондов и вызывают юридические последствия.
К ним, например, относятся законы о федеральном
бюджете, бюджетах государственных внебюджетных
фондов, финансовые планы коммерческих
организаций (балансы доходов и расходов),
сметы министерств, ведомств, а также бюджетных
организаций.