Понятие финансов и финансовой деятельности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:31, лекция

Краткое описание

Признаки финансовой деятельности:
• обязательное участие государства или муниципальных образований вы лице их компетентных органов;
• направленность на принятие юридически значимых решения посредством реализации правотворческой и правоприменительной функции;
• юридическое значение результатов этой деятельности не только для публичных субъектов ( государства и муниципальных образований), но и для других субъектов – хотя и косвенное.
• Ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, то есть посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных фондов.

Файлы: 1 файл

Цельникер.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

Лекция по теме 1. Понятие финансов и финансовой деятельности государства

 

1.Понятие финансов 

 

 

    Термин «финансы» употребляется в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы- это экономические отношения, связанные с формированием, распределением, использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов целях выполнения собственных функций и задач государства и местного самоуправления, а также делегирования полномочий государства и обеспечения расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляется распределения и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.  

  В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Совокупность данных фондов определяют как финансовые ресурсы государства. 

Финансы как денежные отношения обладают следующими признаками:

  1. это всегда денежные отношения
  2. отношения распределительные. Так как они возникают не в процессе производства, и в процессе обмена и потребления
  3. отношения безэквивалентные
  4. мобилизация денежных ресурсов осуществляется через денежные фонды (бюджеты, Пенсионный фонд РФ. Денежные фонды юридических лиц)
  5. обусловлены управленческой деятельностью государства. (финансы всегда опосредуют удовлетворение публичного интереса). 

Указанные признаки должны быть в совокупности. Если нет хотя бы одного из них, то можно говорить об отсутствии финансовых отношений.  

  Собственно финансовая система в литературе рассматривается либо как форма организации финансов, либо как совокупность организаций, осуществляющих финансовую деятельность. 

 

2. Финансовая система

Финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.  

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на публичные финансы и частные финансы.   

   Отличие частных финансов от государственных, которые можно свести к следующему:

  1. государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. В то же время отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;
  2. государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами;
  3. частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, наоборот, — это средства осуществления так называемого общего интереса;
  4. размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица. «Этих различий, — писал П.М. Годме, — вполне достаточно, чтобы рассматривать финансовое право как самостоятельную науку, которая, несмотря на свою связь с частными финансами, четко отграничивается от последних».1

 

 

Бюджетные фонды

Внебюджетные фонды

Страховые фонды

Финансы предприятий и организаций

Кредитные фонды

(должник – государство или муниципальное образование) 


 

 

     С институциональной точки зрения финансовая система – есть упорядоченная совокупность организаций, обеспечивающих движение финансовых отношений (финансовые органы государства, страховые компании, банки, представительные органы власти и т.д.)

Каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими ее звеньями, но все звенья взаимодействуют и интегрируются. Это и является признаком целостности самой системы. 

       На основе целостности, гибкости, динамичности и открытости финансовой системы было выведено основе правило ее деятельности (системная теория): всегда следует стремиться к финансовой устойчивости всей системы в целом, а не тех или иных ее элементов.

 

3.Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях:

1) Распределительная функция. Функция связана с тем, что государство само не производит материальный продукт и аккумулирует свои средства за счет средств членов общества. Только финансы как регулирующие отношения способны к формированию таких фондов. Распределительная функция финансов позволяет: 1) создавать целевые денежные фонды; 2) осуществлять их перераспределение; 3) создавать резервы.

2) Контрольная. Исходя из движения денежных средств общество имеет возможность знать как складываются пропорции в перераспределении и, соответственно, влиять на этот процесс.

3) Регулирующая функция. Поскольку распределение осуществляется только в правовой форме, то принято говорить и о регулирующей функции финансов.  

    Другая точка зрения: 

Финансы – экономическая категория. Функции этой категории отражают общественное назначение, присущее только ей. 

  1. формирование денежных фондов (доходов)
  2. использование денежных фондов 
  3. контроль, который присущ процессу формирования и использования денежных фондов (доходов). Эта функция направлена на создание условий для осуществления контроля. 

 

4. Финансовая деятельность государства

До настоящего времени не сложилось четкого понятия финансовой деятельности.  

  Первая точка зрения- под финансовой деятельностью понимается основанная на нормах права публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения (д.ю.н. Крохина) – по сути финансовая деятельность сведена к процессу правотворчества. 

    Вторая точка зрения: процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через своих денежные фонды для выполнения поставленных задач (профессор Карасева) – деятельность сведена к правоприменению.

"... термин "финансовая деятельность" трактуется с двух позиций. В более узком понимании термин "финансовая деятельность" можно рассматривать с точки зрения представления данных в "Отчете о движении денежных средств", в котором вся деятельность организации подразделяется на финансовую, инвестиционную и текущую. Под финансовой деятельностью здесь понимается деятельность, связанная с краткосрочными финансовыми вложениями...Под инвестиционной понимается деятельность, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей.... Под текущей понимается деятельность организации в соответствии с целями и задачами ее создания, что отражается в учредительных документах....   
   С другой стороны термин «финансовая деятельность» можно рассматривать несколько шире, имея в виду финансово-хозяйственную деятельность организации в целом. Таким образом, здесь имеет место комплексный подход к пониманию финансовой деятельности: вся деятельность организации делится на финансовую и производственную . Конечно, по сравнению с первым вариантом такое разделение деятельности не может иметь четкой границы. В частности, В.В. Ковалев выделяет финансовую и хозяйственную деятельности и, вследствие этого, предлагает разграничивать такие составляющие экономического анализа как финансовый анализ и анализ хозяйственной деятельности.."

Признаки финансовой деятельности:

  • обязательное участие государства или муниципальных образований вы лице их компетентных органов; 
  • направленность на принятие юридически значимых решения посредством реализации правотворческой и правоприменительной функции;
  • юридическое значение результатов этой деятельности не только для публичных субъектов ( государства и муниципальных образований), но и для других субъектов – хотя и косвенное.
  • Ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, то есть посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных фондов. 

Подвиды финансовой деятельности:

А) в зависимости от сфер общественных отношений, регулируемых финансовым правом:

        1. бюджетная деятельность
        2. налоговая деятельность
        3. кредитная деятельность
        4. деятельность муниципальных и государственных предприятий
        5. деятельность в сфере обязательного страхования
        6. государственная и муниципальная деятельность в сфере внебюджетных фондов. 
        7. Б) в зависимости от территориального уровня:
        8. деятельность федерации
        9. деятельность субъекта федерации
        10. деятельность муниципальных образований

 

Лекция по теме 2.   Понятие, предмет, метод и источники финансового права.

 

1. Понятие и предмет финансового права . 

   Предметом финансового права в самом общем виде являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.   

  Рассмотрение специфики финансовых отношений, складывающихся в процессе осуществления финансовой деятельности органами государства и местного самоуправления, дает возможность охарактеризовать предмет и метод правового регулирования финансового права как самостоятельной отрасли российского права, представляющей собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения эффективного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития.  

    Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует организационные общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме. 

  Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они: 1) складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер; 2) в этих отношениях участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений, т.е. они носят властный характер; 3) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.

Названные особенности позволяют выделить из большого круга денежных отношений те, которые по своему характеру являются финансовыми. Они имеют ряд особенностей, позволяющих их классифицировать по определенным группам.  

Таким образом, финансовое право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные сними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределение и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образовании в целях осуществления публичных функций.  

 

2.Система финансового права 

Под системой финансового права понимается упорядоченное единство элементов, обеспечивающих целостность правового регулирования.  

К Общей части финансового права относятся нормы, регулирующие  общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых отношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права. 

  Особенная часть включается в себя институты и подотрасли, связи между которыми объективно обусловлено.  

  Основной подотраслью является бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы. 

Спорной является природа налогового права. С одной стороны – это институт, регулирующий правовой режим одной из разновидностей государственных доходов. С другой стороны, огромный массив нормативного регулирования позволяет говорить о том, что это подотрасль финансового права. 

В особенную часть входят также такие институты как «деньги и денежное обращение, валютное регулирование, институт расчетов.

 

3.Методы  финансового права

Своеобразие предмета регулирования обусловливает особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву, которые заключаются в том, что это — метод «власти и подчинения». Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предписания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности. 

    Таким образом, все указанные отношения являются предметом регулирования как гражданского и хозяйственного, так и финансового права. 

Информация о работе Понятие финансов и финансовой деятельности государства