Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:31, лекция
Признаки финансовой деятельности:
• обязательное участие государства или муниципальных образований вы лице их компетентных органов;
• направленность на принятие юридически значимых решения посредством реализации правотворческой и правоприменительной функции;
• юридическое значение результатов этой деятельности не только для публичных субъектов ( государства и муниципальных образований), но и для других субъектов – хотя и косвенное.
• Ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, то есть посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных фондов.
Согласно статье 35 Федерального закона, кредитные организации вправе создавать дочерние организации за рубежом и открывать там филиалы c разрешения Банка России, а представительства – в уведомительном порядке. В этой статье сказано буквально следующее: “Кредитная организация может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы, и после уведомления Банка России - представительства.
Кредитная организация может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации.
Банк России не позднее трехмесячного срока с момента получения соответствующего ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующее разрешение Банка России считается полученным”.
На наш взгляд, такой подход законодателя не объясняется. Непонятно, какими критериями руководствуется Банк России, когда он мотивирует отказ. Они в Федеральном законе не указаны. Ведь если Банк России укажет, что открытие филиала за рубежом нецелесообразно, то это будет просто его воля и не более того. А мы знаем, что сам Банк России имеет дочерние организации за рубежом. Нет гарантии, что Банк России попросту не пожелает создавать себе конкурента на этом рынке. Опять же возникает вопрос о правомерности участия Банка России в капиталах некоторых кредитных организаций. Конституция РФ, закрепляя норму о недопустимости нарушения конкуренции, в этом отношении, никаких исключений не делает.
Как бы там ни было, нормы статьи 35 Федерального закона, регулируются нормативными актами Банка России. В п. .2.2 Положения Банка России от 4 июля 2006 г. № 290-П “О порядке выдачи Банком России кредитным организациям разрешений, предоставляющих возможность иметь на территории иностранного государства дочерние организации”, говорится, что “при рассмотрении ходатайства о выдаче Разрешения Банк России принимает во внимание экономическую обоснованность проекта учреждения банком дочерней организации на территории иностранного государства (приобретения статуса основного общества в отношении действующего юридического лица - нерезидента, в котором он будет иметь возможность в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом определять решения, принимаемые органами управления данной организации) (далее - создание дочерней организации).
Указанный проект признается экономически обоснованным, если есть перспективы долговременного существования дочерней организации как финансово устойчивой организации”.
Поэтому Банк России просто может мотивировать свой отказ экономической необоснованностью создания кредитной организации.
Возникает вопрос о том, почему в условиях рыночных отношений за кредитную организацию решает кто-то другой, насколько обоснованны ее решения? Ведь согласно основополагающему принципу гражданского права каждая кредитная организация действует по своей воле и в своем интересе. Здесь же ею командует субъект, который, кстати, не представляет публичные интересы всего общества, поскольку не является органом государственной власти.
Нам представляется, что нужно внести изменения в Федеральный закон и изъять эти полномочия у Банка России, тем более что он имеет свои дочерние организации за рубежом, передав их органу государственной власти уполномоченному Правительством РФ.
3. Взаимоотношение Банка России и кредитных организаций.
Кредитные организации независимы по отношению к Банку России. Однако эта независимость не исключает взаимодействие. В некоторых случаях это взаимодействие прямо предписывается федеральными законами. Например, в соответствии с требованиями законов, Банк России лицензирует кредитные организации, устанавливает правила банковских операций, осуществляет банковское регулирование и надзор. В других случаях это взаимодействие предусматривается нормативными актами непосредственно Банка России. Заметим, что такие нормативные акты должны соответствовать федеральным законам в части ограничения прав кредитной организации. Встречаются и некоторые спорные моменты. Так, в частности, нормативными актами Банка России предусматривается, что кредитная организация в обязательном порядке должна открывать корреспондентский счет в Банке России и, стало быть, заключать с ним договор банковского счета. Как известно, в гражданском праве действует принцип свободы договоров.
Принцип конкуренции в банковской системе взаимосвязан с независимостью кредитных организаций. Однако и об этом уже говорилось, банковская система возникла таким образом, что в капиталах некоторых кредитных организаций участвует Банк России. Пока это одна из проблем, которая со временем должна решаться, для того чтобы все кредитные организации были поставлены в равные условия по отношению к Банку России.
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями предусматриваются в различных статьях Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", но основы этих отношений предусмотрены в главе XI указанного закона. Банк России не несет ответственность по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не несут ответственность по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
В соответствии с принятыми в 2004 году федеральными законами (дальше, в лекции о привлечении денежных средств кредитными организациями, об этом будет сказано подробнее) Банк России в некоторых ситуациях и в пределах предусмотренных законом, берет на себя ответственность перед вкладчиками обанкротившихся банков
Банк России должен взаимодействовать с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. Таково требование банковского законодательства.
Закон предусматривает, что в целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела (статья 78 указанного закона). Однако за период с 1990-х по настоящее время практика функционирования банковской системы складывалась, прежде всего, на основе властных решений и весьма редко использовались возможности совместной деятельности такого характера.
Консультации с кредитными организациями имеют прикладной аспект. В статье 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривается, что Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами. Он вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. И этим правом Банк России все еще не пользуется. Между тем вопрос о нормативах актах Банка России имеет непосредственное отношение к устойчивости всей банковской системы.
Лекция по теме 13. Правовые основы банковского кредитования.
1.Правовое регулирование банковского кредитования
Правовое регулирование банковского кредитования осуществляется актами нескольких уровней юридической силы. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, кредитное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Основным законодательным актом, регулирующим банковское кредитование, является Гражданский кодекс РФ, в котором содержатся нормы о кредитном договоре (ст. 819-821). Вопросам банковского кредитования посвящены также положения Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Подзаконное регулирование банковского кредитования осуществляется актами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, Минфина РФ и Министерства РФ по налогам и сборам.
Среди подзаконных источников особая роль отводится актам Банка России, определяющим порядок предоставления кредитов, порядок начисления процентов по операциям, их отражения по счетам бухгалтерского учета и др.
Большое значение имеют локальные нормативные акты, разрабатываемые и утверждаемые конкретным банком и определяющие его политику по размещению средств, учетную политику; регламентирующие процедуру принятия решений по размещению банком денежных средств, распределение функций и полномочий между должностными лицами и др.
В соответствии со ст. 819 ГК РФ, по кредитному договору банк обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
2.Основные принципы банковского кредитования
Банковское кредитование осуществляется в соответствии с принципами, которые определяются нормативными правовыми актами и сторонами при заключении кредитного договора. Нормативными правовыми актами предписано осуществлять банковское кредитование на принципах возмездности, возвратности, срочности и резервности. Кроме того, договор может быть заключен на принципах целевого предоставления кредита и при наличии обеспечения.
Возмездность означает взимание платы в виде процентов за пользование кредитом. Размер процентной ставки определяется сторонами кредитного договора самостоятельно. При предоставлении коммерческим банком кредита заемщику за счет централизованных кредитных ресурсов процент не должен превышать значения ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России, увеличенного на 3 процента («маржа»).
Принцип возвратности означает, что полученные денежные средства должны быть возвращены кредитору. Возврат может быть разовым или происходить по частям. Он осуществляется перечислением денег со счета заемщика на корреспондентский счет банка.
Из принципа возвратности вытекает принцип срочности, суть которого заключается в том, что денежные средства предоставляются на определенный срок, по истечении которого они должны быть возвращены банку. В случае несвоевременного возврата кредита с заемщика взимаются штрафные проценты.
В зависимости от срока, на который предоставляются денежные средства, выделяют: краткосрочный кредит, выдаваемый на срок менее одного года; долгосрочный кредит, который выдается на один год и более.
В соответствии с принципом резервности банки-кредиторы обязаны создавать резервы по предоставленным (размещенным) денежным средствам в порядке, установленном Банком России, в целях покрытия возможных потерь, связанных с невозвратом заемщиками полученных денежных средств.
Принцип обеспечения означает предоставление ссуды под обеспечение ее залогом имущества, банковскими гарантиями и иными предусмотренными законодательством способами.
В зависимости от наличия реального обеспечения и числа дней просрочки все кредиты классифицируются по группам риска. Классификация кредитов и приравненной к ним задолженности по группам риска, создание резервов на возможные потери по ссудам производятся в соответствии с Инструкцией Банка России от 30 июня 1997 г. № 62а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам».
Принцип целевого предоставления кредита означает, что он выдается на указанные в договоре цели. В договоре предусматриваются также меры контроля за целевым использованием кредита и санкции за нарушение данного условия. При осуществлении льготного кредитования цели выделения денежных средств определяются соответствующим нормативным правовым актом.
Положением ЦБР от 31 августа 1998 г. № 54-П определен порядок предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения).
Предоставление денежных средств может осуществляться как в национальной валюте РФ, так и в иностранных валютах с соблюдением требований действующего законодательства.
Денежные средства предоставляются:
1) юридическим лицам – только в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный, текущий или корреспондентский счет;
2) физическим лицам – в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на счет физического лица в банке либо наличными денежными средствами через кассу банка;
3) юридическим и физическим лицам средств в иностранной валюте – в безналичном порядке уполномоченными банками.
Размещение банком кредитов клиентам банка происходит следующими способами:
1) разовым зачислением денежных средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику – физическому лицу;
2) открытием кредитной линии, т.е. заключением договора о максимальной сумме кредита, которую заемщик сможет использовать в течение обусловленного срока и при соблюдении определенных условий соглашения;
3) кредитованием банком расчетного (текущего, корреспондентского) счета клиента банка при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств и оплатой расчетных документов со счета клиента банка, если условиями договора банковского счета предусмотрено проведение указанной операции. Кредитование банком счета осуществляется при установленном лимите (т.е. максимальной сумме, на которую может быть проведена указанная операция) и сроке, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства клиента;
4) участием банка в предоставлении клиенту денежных средств на синдицированной (консорциальной) основе;
Информация о работе Понятие финансов и финансовой деятельности государства