Понятие финансов и финансовой деятельности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:31, лекция

Краткое описание

Признаки финансовой деятельности:
• обязательное участие государства или муниципальных образований вы лице их компетентных органов;
• направленность на принятие юридически значимых решения посредством реализации правотворческой и правоприменительной функции;
• юридическое значение результатов этой деятельности не только для публичных субъектов ( государства и муниципальных образований), но и для других субъектов – хотя и косвенное.
• Ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, то есть посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных фондов.

Файлы: 1 файл

Цельникер.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

Метод властных предписаний. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания (законы, подзаконные, индивидуальные акту), обязательные для другой стороны правоотношения. При этом, другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен. 

Властность как суть метода регулирования имеет свои проявления.

- властность приводит к преобладанию в таком регулировании позитивных обязываний, а не дозволение, как то имеет место в гражданском, семейном, трудовом праве. Государства, «выдавая» властные предписания, обязывает субъектов к их соблюдению. Отсюда, обязывание – характерная черта   метода, в отличие, от правонаделения.

- данный метод императивный. Это означает, что субъекты, как правило, то есть в подавляющем большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных законами, подзаконными актами и т.д. Права их при этом вторичны, производны от обязанностей.  

-метод характеризуется конформизмом. Конформизм метода является противоположностью правовой инициативы, которая характера для гражданского права. Он означает, что субъекты права вступают в правоотношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов государства. 

- неравенство субъектов. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности. Содержания, структуры прав и обязанностей. Однако в целом эта черта метода проявляются в том, что они субъекты обладают правом издавать властные предписания, а другие нет.  

      Однако метод властных предписаний, хотя и является доминирующим, но не исключает диспозитивных начал в правовом регулировании.  

Например, БК РФ предусматривает возможность заключения межбюджетных соглашений на началах равенства, финансирование возможно на основе распределения государственного заказа, заключения государственных контрактов и проч.; возможно предоставление бюджетного и налогового кредита и проч. 

 

 

 4.Источники финансового права

Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.  

  Основой всех источников финансового права является Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву; так как бюджет — это финансовая основа деятельности государства.

В настоящее время приняты Бюджетный и Налоговый кодексы. Это, несомненно, основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства. 

  Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на какие-то изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д. 

Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. 

   Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, Министерства РФ по налогам и сборам, ГТК и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ.  

    Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке. 

   К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между РФ и зарубежными государствами. 

 

 

   5.Принципы финансового права 

   Принципом, лежащим в основе финансового права, является прежде всего приоритет в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ составляют проект бюджета и вносят его на утверждение законодательного (представительного) органа органы исполнительной власти, которые затем исполняют бюджет

За представительными органами власти закреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного дела и т.д.

Вторым принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления.  

Несомненно, одним из основных принципов финансовой деятельности государства и финансового права является принцип законности.

Еще одним принципом финансового права является принцип плановости. Хотя в условиях перехода к рынку мы в целом и отказались от административного планирования, однако, анализируя развитие человечества, приходится сделать вывод о том, что человеческое общество — это саморегулирующаяся, самонастраивающаяся система. 

 

 

 Лекция по теме 3. Финансовые правоотношения.

 

1.Понятие финансовых правоотношений

Признаки финансовых правоотношений:

  1. имеют имущественный характер либо связаны и обусловлены имущественным характером
  2. направлены на образование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов
  3. осуществляются при обязательном участии как воздействующего субъекта государства или муниципального образования в лице компетентных органов

 

    Финансовые правоотношения возникают: между высшими, региональными и местными представительными органами государственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, порядка их формирования и исполнения; между высшими, региональными и местными исполнительными органами власти; между финансово-кредитными органами и предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами, физическими лицами в связи с уплатой налогов, иных платежей, их перечислением в бюджет и т.п. внутри единой системы исполнительных органов в области финансов и кредита (например между Министерством финансов РФ и ЦБ РФ) в связи с реализацией функциональных обязанностей названных органов. 

 

2.Субъекты финансовых правоотношений 

Публичные органы, которые подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции (Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Президент РФ) осуществляют фин. деятельность как часть своей компетенции, для реализации более общих полномочий.

Органы специальной компетенции (Министерство финансов, Центральный Банк РФ, Федеральное казначейство) реализуют только финансовую деятельность.

На уровне муниципальных образований также создаются органы общей и специальной компетенции.  

   

3.Виды финансовых правоотношений: 

А) в зависимости от функций финансовой деятельности: отношения, складывающиеся в ходе аккумулирования денежных средств в государственные и муниципальные денежные фонды; в ходе распределения государственных и муниципальных денежных средств; использования государственных или муниципальных ресурсов; осуществления финансового контроля эмиссии денежных знаков

Б) в зависимости от институциональной принадлежности:

    1. бюджетные
    2. возникающие в процессе формирования и использования внебюджетных фондов;
    3. по поводу образования и использования государственных или муниципальных доходов;
    4. по поводу образования и использования государственных или муниципальных расходов;
    5. налоговые
    6. кредитные
    7. страховые
    8. относительно денежного обращения и расчетов
    9. возникающие в процессе валютного регулирования

В) по экономическому критерию:

  1. отношения, связанные с непосредственным движением денежных фондов;
  2. отношения, непосредственно не связанные с движением денежных средств (например, установление налогов, льгот и проч.) 

Г) по субъектному составу:

  1. отношения между публичными субъектами
  2. отношения между публичными субъектами с одной стороны и прочими лицами, с другой стороны.

 

Лекция по теме 4. Финансовый контроль, его принципы и виды.  

      

1.Понятие финансового контроля.  

      Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием. 

      Существование финансового контроля  обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта  и расходованием их по целевому назначению. 

  Финансовый контроль направлен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов.  

      Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. 

     Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

 

 

  2.Принципы организации и осуществления финансового контроля   

        Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах. 

      А)Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. 

       Б)Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д. 

      В)Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). 

     Г)Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на контроля планирования 

   Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации  (международная организация контрольных органов): независимость и объективность, компетентность и гласность.  

  Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; в) закреплением в конституции их статуса. 

Информация о работе Понятие финансов и финансовой деятельности государства