Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:31, лекция
Признаки финансовой деятельности:
• обязательное участие государства или муниципальных образований вы лице их компетентных органов;
• направленность на принятие юридически значимых решения посредством реализации правотворческой и правоприменительной функции;
• юридическое значение результатов этой деятельности не только для публичных субъектов ( государства и муниципальных образований), но и для других субъектов – хотя и косвенное.
• Ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, то есть посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных фондов.
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; согласованность действий различных контролирующих органов и др.
Принимая нормативные акты, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство должно ориентироваться на вышеназванные принципы.
Многообразие форм финансового контроля, его направлений позволяет классифицировать его по видам.
3.Виды (формы) финансового контроля.
Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям. В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д. Текущий финансовый контроль происходит повседневно при проведении финансовых операций. Последующий финансовый контроль проводится после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен на следующие виды: а)представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
б) Президента или аппарата Президента РФ;
в) исполнительных органов власти общей компетенции;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
е) общественный;
ж) аудиторский.
В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на государственный (общегосударственный и ведомственный); муниципальный; внутрифирменный (внутрихозяйственный); аудиторский.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.
Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление Федерального казначейства, Департамент страхового надзора, Департамент государственного финансового контроля и аудита), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля
Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению Федеральным законом от 11 января 1995г. № 4-ФЗ "О Счетной палате РФ" была создана Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Лекция по теме 5. Бюджет и бюджетное право.
1.Понятие бюджета
Категория бюджет употребляется в экономическом, материальном, организационном и правовом смысле.
Как экономическая
категория бюджет представляет собой
публичные экономические отношения, опосредующие
процесс аккумулирования, распределения
и использования централизованного фонда
денежных средств определенного государственно-
Денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использование бюджетного фонда. (В.М.Родионова)
Бюджет – общественные отношения, которые связаны с концентрацией и использованием его средств (Н.И.Химичева).
В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций органов власти.
В организационном плане бюджет является способ финансового обеспечения функций государства и органов местного самоуправления.
В правовом плане – это плановый акт, принимаемый в установленном законом порядке.
В общем виде бюджет можно определить как основной финансовый план формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности субъектов финансовых отношений. (О.Н.Горбунова)
БК РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6).
Правовая форма бюджета раскрывается в ст. 11 БК РФ. В соответствии с указанной нормой бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджет субъекта федерации – в форме закона субъекта федерации, бюджет муниципального образования – в форме акта представительного органа местного самоуправления.
Бюджет как правовая категория имеет следующие признаки:
Функции бюджета как звена финансовой системы государства:
Виды бюджетов:
В бюджетном законодательстве существует понятие «консолидированный бюджет», что означает свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории», консолидированный бюджет имеет два существенных признака: во-первых, он представляет собой совокупность бюджетов определенной территории, во-вторых, свод бюджетов определенной территории используется как экономический инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности.
2.Бюджетная классификация РФ
Это группировка отдельных видов доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Каждой группе объектов классификации присваиваются определенные группировочные коды.
В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные доходы и заемные средства.
К собственным доходам отнесены:
- закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов;
- отчисления, получаемые в бюджеты по регулирующим доходным источникам;
- дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления,
Заемные средства в доходной части бюджета используются при недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающий минимальную бюджетную обеспеченность в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета.
Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:
- получение органами исполнительной власти процентных или беспроцентных ссуд из иных бюджетов;
- выпуск государственных или местных займов на инвестиционные цели;
- получение кредита в банке.
Кроме того, доходная часть бюджета может быть образована, в том числе за счет средств дотаций и субвенций из бюджетов вышестоящих уровней.
Дотация в бюджетных отношениях – это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджета, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств.
Субвенция – денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах.
Закон выделяет два вида субвенций:
- текущие, к которым относятся субвенции, направленные на финансирование текущих расходов;
- инвестиционные – направлены на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством.
Общие условия предоставления субвенций:
Расходы бюджетов включают в себя следующие группы:
Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих принципов:
В соответствии с БК РФ расходы классифицируются по источникам их финансирования.
3.Бюджетное право и бюджетное законодательство РФ
Информация о работе Понятие финансов и финансовой деятельности государства