Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:31, лекция
Признаки финансовой деятельности:
• обязательное участие государства или муниципальных образований вы лице их компетентных органов;
• направленность на принятие юридически значимых решения посредством реализации правотворческой и правоприменительной функции;
• юридическое значение результатов этой деятельности не только для публичных субъектов ( государства и муниципальных образований), но и для других субъектов – хотя и косвенное.
• Ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, то есть посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных фондов.
Бюджетное право – подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
Предмет бюджетного права складывается из двух групп общественных отношений:
- атрибутивных и примыкающих.
Атрибутивные отношения – отношения в области установленного порядка образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и урегулированы только им.
Смежные отношения – регулируются другими подотраслями и институтами финансового права, создавая предмет совместного регулирования. (Например, налоговые отношения). В этой части нормы бюджетного права выступают по отношению к смежным отношениям как организующие и о определяющие саму систему правового регулирования.
Все отношения, регулируемые бюджетным правом, могут быть распределены на отношения, возникающие в следующих сферах:
Бюджетное законодательство – совокупность действующих нормативно-правовых актов, принятых представительными органами власти государства и местного самоуправления, направленных на регулирование бюджетных правоотношений и являющаяся внешней формой выражения бюджетного права.
Бюджетное законодательство состоит из следующих элементов:
Основу бюджетного законодательства РФ составляет БК РФ (от 9 июля 1999 г., вступил в силу с 1 января 2000 г.)
В соответствии с преамбулой данного нормативного акта: БК РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
В соответствии со ст. 7 БК РФ бюджетное законодательство РФ формируется с учетом предметной компетенции РФ и ее субъектов в области бюджетной деятельности.
В частности, РФ решает следующие вопросы:
В соответствии со ст. 8 БК РФ к ведению субъектов РФ относятся: вопросы взаимоотношений субъектов РФ с другими субъектами бюджетного права; вопросы, непосредственно связанные с утверждением, исполнением бюджетов субъектов РФ.
Ст.9 БК определяет компетенцию органов местного самоуправления:
Лекция по теме 6. Бюджетное устройство . Бюджетный процесс
1.Бюджетное устройство РФ.
Связи между бюджетами в теории и законодательстве принято определять как бюджетное устройство.
В теории под бюджетным устройством понимают организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Ст. 6 БК РФ БС определяет как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Ст. 10 БК выделяет три уровня бюджетной системы:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
-бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
- Местные бюджеты.
Принципы построения бюджетной системы – исходные положения, лежащие в основе бюджетной системы государства, предопределяющие возможность норм права, устанавливающие связи между ними и формирующие различные подходы к толкованию норм бюджетного права, разрешению коллизий, восполнению пробелов.
принцип эффективности и экономности использованию бюджетных средств – означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
2.Бюджетный процесс
Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются в порядке, установленном Правительством РФ , в соответствии с положениями Б К.
Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период .
Бюджетное послание Президента РФ Бюджетное направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году . В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Р Ф и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Р Ф и муниципальных образований.
Составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются: основные направления бюджетной и налоговой политики; предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год и другими документами в соответствии с БК РФ
Проект закона субъекта Р Ф о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта РФ , но не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу . Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно с документами предусмотренными БК РФ В случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств РФ , Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Центральный банк РФ до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ .Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ . В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям. Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство РФ , если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям БК. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в установленном настоящим Кодексом порядке. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, внесенный с соблюдением требований настоящего Кодекса, в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и определяет комитеты - соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета (далее - комитеты-соисполнители). Комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ .Предмет первого чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ , в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета.
Информация о работе Понятие финансов и финансовой деятельности государства