Понятие финансов и финансовой деятельности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:31, лекция

Краткое описание

Признаки финансовой деятельности:
• обязательное участие государства или муниципальных образований вы лице их компетентных органов;
• направленность на принятие юридически значимых решения посредством реализации правотворческой и правоприменительной функции;
• юридическое значение результатов этой деятельности не только для публичных субъектов ( государства и муниципальных образований), но и для других субъектов – хотя и косвенное.
• Ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, то есть посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных фондов.

Файлы: 1 файл

Цельникер.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

Бюджетное право – подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.  

   Предмет бюджетного права складывается из двух групп общественных отношений: 

- атрибутивных и примыкающих.

Атрибутивные отношения – отношения в области установленного порядка образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и урегулированы только им. 

Смежные отношения – регулируются другими подотраслями и институтами финансового права, создавая предмет совместного регулирования. (Например, налоговые отношения). В этой части нормы бюджетного права выступают по отношению к смежным отношениям как организующие и о определяющие саму систему правового регулирования.  

     Все отношения, регулируемые бюджетным правом, могут быть распределены на отношения, возникающие в следующих сферах: 

  1. Формирования бюджетов различных уровней; 
  2. Распределения средств бюджетов различных уровней; 
  3. Использования средств бюджета различных уровней;
  4. В сфере бюджетного процесса;
  5. Возникающие в процессе бюджетного контроля;
  6. Возникающие в процессе реализации мер бюджетной ответственности; 

Бюджетное законодательство – совокупность действующих нормативно-правовых актов, принятых представительными органами власти государства и местного самоуправления, направленных на регулирование бюджетных правоотношений и являющаяся внешней формой выражения бюджетного права. 

Бюджетное законодательство состоит из следующих элементов:  

  1. Федеральное бюджетное законодательство; 
  2. региональное бюджетное законодательство;
  3. Нормативные акты о местных бюджетах;

Основу бюджетного законодательства РФ составляет БК РФ (от 9 июля 1999 г., вступил в силу с 1 января 2000 г.)  

    В соответствии с преамбулой данного нормативного акта: БК РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.   

     В соответствии со ст. 7 БК РФ бюджетное законодательство РФ формируется с учетом предметной компетенции РФ и ее субъектов в области бюджетной деятельности.

В частности, РФ решает следующие вопросы: 

  1. Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней;
  2. Разграничение полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  3. Определение основ бюджетного процесса РФ;
  4. Определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, основ управления государственным и муниципальным долгом;
  5. Осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ;
  6. Установление порядка и оснований привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

 

      В соответствии со ст. 8 БК РФ к ведению субъектов РФ относятся: вопросы взаимоотношений субъектов РФ с другими субъектами бюджетного права; вопросы, непосредственно связанные с утверждением, исполнением бюджетов субъектов РФ. 

    Ст.9 БК определяет компетенцию органов местного самоуправления: 

  1. - установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
  2. - Определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
  3. - определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
  4. - определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
  5. Определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
  6. Осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом. 

 

Лекция по теме 6. Бюджетное устройство . Бюджетный процесс

 

1.Бюджетное устройство РФ. 

    Связи между бюджетами в теории и законодательстве принято определять как бюджетное устройство. 

В теории под бюджетным устройством понимают организацию бюджетной системы и принципы ее построения.   

       Ст. 6 БК РФ БС определяет как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».   

       Ст. 10 БК выделяет три уровня бюджетной системы: 

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 

-бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

- Местные бюджеты.   

       Принципы построения бюджетной системы – исходные положения, лежащие в основе бюджетной системы государства, предопределяющие возможность норм права, устанавливающие связи между ними и формирующие различные подходы к толкованию норм бюджетного права, разрешению коллизий, восполнению пробелов. 

  • принцип единства бюджетной системы – обеспечивается единством правовой базы, использование единых бюджетных классификаций, единством форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы.
  • принцип самостоятельности бюджетов – этот принцип означает наличие собственных источников доходов и право самостоятельно определять их расходование. Принцип обеспечен ст. 31 БК РФ, в соответствии с которой у законодательных и исполнительных органов государства и органов местного самоуправления есть право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе право на самостоятельное формирование доходов и определение расходов средств бюджета; 
  • принцип полноты и реальности бюджетов – этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов внебюджетных фондов и иные обязательные платежи подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулируемых в бюджетной системе РФ; 
  • принцип гласности – означает, что деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в бюджетном процессе отрыта и должна освещаться в средствах массовой информации. Отчет об исполнении бюджеты подлежит обязательному опубликованию. 
  • принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – этот принцип означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. 
  • принцип сбалансированности бюджетов – этот принцип означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирование его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. 

 

 

 принцип эффективности и экономности использованию бюджетных средств – означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 

  • принцип общего (совокупного) покрытия расходов – означает, что все расходы бюджета должны покрываться сумой дохода бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирование его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • принцип достоверности бюджета – означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – означаете, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средства с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средства, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. 

 

2.Бюджетный процесс  

  Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. 

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ  составляются в порядке, установленном Правительством РФ , в соответствии с положениями Б К.  

   Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ  составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период .  

     Бюджетное послание Президента РФ  Бюджетное направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году . В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период.  

   Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Р Ф и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Р Ф и муниципальных образований. 

   Составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.  

    Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются: основные направления бюджетной и налоговой политики; предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год и другими документами в соответствии с БК РФ 

             Проект закона субъекта Р Ф о бюджете субъекта  РФ  на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта РФ , но не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. 

       Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу . Правительство РФ  вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.  Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно с документами предусмотренными БК РФ В случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством РФ  расходных обязательств РФ , Правительство РФ  вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.  

    Центральный банк  РФ  до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу  проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту  РФ  и в Правительство РФ .Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой    Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.  Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ .  В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям. Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель  Государственной Думы   на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ  на доработку. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство РФ , если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям БК.  Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ  в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в установленном настоящим Кодексом порядке. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, внесенный с соблюдением требований настоящего Кодекса, в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ  на заключение.   Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и определяет комитеты - соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета (далее - комитеты-соисполнители). Комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ  на очередной финансовый год и плановый период.  Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.  Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ .Предмет первого чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период  При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ , в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета. 

Информация о работе Понятие финансов и финансовой деятельности государства