Понятие финансов и финансовой деятельности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:31, лекция

Краткое описание

Признаки финансовой деятельности:
• обязательное участие государства или муниципальных образований вы лице их компетентных органов;
• направленность на принятие юридически значимых решения посредством реализации правотворческой и правоприменительной функции;
• юридическое значение результатов этой деятельности не только для публичных субъектов ( государства и муниципальных образований), но и для других субъектов – хотя и косвенное.
• Ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, то есть посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных фондов.

Файлы: 1 файл

Цельникер.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

В настоящее время в связи с экономическими и политическими преобразованиями налоговое право может рассматриваться как самостоятельная отрасль права. Эта позиция завоевывает все большую научную поддержку, в том числе в современной финансово-правовой литературе. 

       

   2.Источники налогового права. Система источников налогового права.    Вопрос о налоговом законодательстве тесно связан с проблемой источников налогового права. Иерархически выстроенная по юридической силе актов, составляющих источники налогового права, система источников налогового права выглядит следующим образом:Конституция РФ;

нормы международного права и международные договоры России;

решения Конституционного Суда РФ;

специальное налоговое законодательство (в Налоговом кодексе оно называется законодательством о налогах и сборах);

общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права);

подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.

Специальное налоговое законодательство, в свою очередь, включает следующие элементы:

федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах) — Налоговый кодекс и иные федеральные законы о налогах и сборах;

региональное законодательство о налогах и сборах — законы субъектов Федерации и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов Федерации;

нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами — это акты:

органов общей компетенции — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления;

органов специальной компетенции — ведомственные акты органов специальной компетенции, издание которых предусмотрено  Налоговым кодексом.

Одним из центральных источников налогового права и выступает налоговое законодательство. По форме оно является совокупностью нормативных правовых актов представительных (законодательных) органов, содержащих налогово-правовые нормы. Ими регулируются общественные отношения в сфере налогообложения.

Налоговое законодательство — это совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в федеральных законах, законах субъектов Федерации, актах представительных органов местного самоуправления. Они регулируют общественные отношения в сфере налогообложения и устанавливают:

систему налогов и сборов;

общие принципы налогообложения;

основания возникновения, изменения и прекращения отношений налогоплательщиков (плательщиков сборов) и государства по уплате налогов и сборов;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за нарушение налоговых обязательств;

правовые формы защиты прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений.

Специальное налоговое законодательство. Специальное налоговое законодательство (или специальное законодательство о налогах и сборах) включает в себя федеральное и региональное законодательство, а также акты органов местного самоуправления.

Федеральное законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В части первой Налогового кодекса устанавливаются система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов, в том числе:

виды взимаемых налогов и сборов;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Федерации и местных налогов и сборов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. 

  Действие Налогового кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это предусмотрено в самом Кодексе. Часть вторая Налогового кодекса посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов. 

   К иным федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с Налоговым кодексом и составляющим вместе с ним федеральное законодательство о налогах и сборах как источниках налогового права, относятся федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие Кодекса, действующие в части, не противоречащей ему, а также принятые в соответствии с ним. К федеральным законам, принятым до введения в действие Налогового кодекса, относятся Закон РФ «О налоговых органах в Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1 и др.

Региональное законодательство о налогах и сборах — это нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. Региональное законодательство представляет собой законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом. 

  К региональным законам относятся законы субъектов Федерации, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы. 

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. К ним относятся, например, акты представительных органов местного самоуправления (местных парламентов, законодательных собраний, советов депутатов и т.д.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований установленные федеральным законодательством о налогах и сборах местные налоги или сборы.

Общее налоговое законодательство. Нормативные правовые акты, составляющие налоговое законодательство, включают в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах», но содержащие нормы налогового права.    Ими могут быть федеральные законы, направленные прежде всего на регулирование не налоговых, а иных правоотношений, но содержащие отдельные положения о налогообложении. К таким законам, в частности, относятся: Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», ежегодные федеральные законы о бюджете, Таможенный, Бюджетный, Уголовный кодексы, Федеральные законы от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», о финансовых основах местного самоуправления, другие законы, содержащие налогово-правовые нормы. 

  В статье 3 Закона о референдуме предусматривается, что на ре ферендум России не могут выноситься вопросы введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения  от их уплаты. В соответствии с пунктом 3 ст. 7 Закона о финансовых  основах местного самоуправления население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан (самообложение). 

Правоприменительная практика последних лет выявила в качестве серьезной проблемы вопрос о взаимоотношении и соотношении  юридической силы так называемого закона о налоге (акта специального законодательства о налогах и сборах) и закона, не посвященного в целом налогообложению, но содержащего отдельные налоговоправовые нормы или положения, которые имеют значение для налогообложения. При «конкуренции» между актами, изданными одним и тем же органом, применяется более поздний акт, а при расхождении между общим и специальным актом предпочтение отдается специальному.

Однако многие специалисты в области налогов задают вопрос: подлежат ли применению положения, регулирующие налогообложение, если они содержатся в законах, не посвященных налогообложению Следует ли к налоговому законодателъству относить только те акты, которые регулируют исключительно налоговые отношения, а все иные акты, содержащие налогово-правовые нормы, признать не являющимися источниками налогового права принадлежит прямых указаний о необходимости принятия налогового кодекса или Кодекса РФ об административных правонарушениях), и придется признатъ, что содержащиеся в них налогово-правовые нормы не являются источником налогового права. Это противоречило 6ы здравому смыслу. Таким образом, конструкция представляется искусственной и не соответствующей направлениям, признанным основными для развития всего российского права. Поэтому, помимо специального законодательства о налогах и сборах, в качестве самостоятельной группы (вида) источников налогового права необходимо выделять и общее налоговое законодательство. Под налоговым же законодательством следует понимать и специальное налоговое законодательство (Налоговый кодекс называет его законодательством о налогах и сборах»), и общее налоговое законодательство.

Акты налогового законодательства официально публикуются в Собрании законодательства РФ (до 1 мая 1994 г. — в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ), а также в Российской газете и Парламентской газете (см. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

 

Лекция по теме 9. Понятие банковского права. Понятие и специфика норм банковского права.

1. Понятие банковского права

Банковское право представляет собой совокупность знаний о правовых взаимоотношениях между кредитными организациями, центральным банком и другими участниками банковских правоотношений по поводу организации функционирования системы кредитных организаций. Понятие "банковское право" рассматривается в трех основных аспектах:

  1. Банковское право как отрасль юридической науки. Наука банковского права состоит из категорий и понятий, отражающих создание и функционирование системы кредитных организаций. Наука банковского права имеет свой собственный предмет и метод изучения. Наука банковского права - это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний и теоретических положений. 
  2. Банковское право как отрасль права. Соответственно как отрасль права банковское право состоит из правовых норм, регулирующих организацию системы кредитных организаций, проведение банковских операций, а также правовой статус кредитных организаций, центрального банка и иных субъектов банковских правоотношений. 
  3. Банковское право как учебная дисциплина. Предмет учебной дисциплины образуют научные знания, которые считаются достаточно устоявшимися и апробированными банковской практикой. Как учебная дисциплина банковское право является предметом изучения в учебных заведениях. 

2.Предмет и метод банковского права

Критериями, характеризующими отрасль права, являются ее предмет и метод правового регулирования. Предмет отрасли права представляет собой совокупность правовых отношений, на которые направлено действие отрасли права. Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов и средств организации правовых отношений, образующих предмет отрасли права.

Предметом банковского права являются отношения, складывающие между центральным банком, кредитными организациями и другими субъектами банковских правоотношений по поводу организации функционирования системы кредитных организаций. 

Методом банковского права является императивный метод правового регулирования. Императивный метод предполагает, что между участниками банковских правоотношений отсутствует равенство сторон. Императивный метод - это способ правового регулирования, при котором один из участников правоотношений наделен властными полномочиями (полномочиями подчинения) по отношению к другим участникам правоотношений. Императивными полномочиями в банковском праве наделен - центральный банк и иные органы банковского надзора и регулирования. 

Отличительными особенностями банковского права как отрасли права являются: 

  • комплексный характер банковского права, т.к. правоотношения банковского права регулируются нормами различных отраслей права. 
  • обязательным участником банковских правоотношений является центральный банк или иные органы банковского надзора и регулирования. 

Объединяющим началом между банковским правом и другими отраслями права является комплексный характер банковского права. Нормы конституционного, гражданского, административного, финансового права являются частью банковского права. Несмотря на комплексный характер банковского права, существуют различия между банковским правом и другими отраслями права, которые обусловлены различиями в предмете и методе правового регулирования. 

Так, например, если в банковском праве предметом правового регулирования является процедура, порядок совершения банковских операций и сделок, то гражданском праве предметом правового регулирования являются отношения между банком и клиентом. Если в банковском праве действует императивный метод правого регулирования, то в гражданском праве применяется диспозитивный метод, предполагающий равенство участников правоотношений. Банковское право и административное право также различаются по предмету и методу правового регулирования. Банковское право регулирует отношения между центральным банком и кредитными организациями, центральным банком и другими участниками банковских правоотношений. Действие же административного права направлено на более широкий круг отношений и лиц. При этом в отличие от банковского права в административном праве отсутствует право оценочного профессионального суждения со стороны властного органа. 

3.Структура нормы банковского права

Как и всякая другая, норма банковского права — категория системная. Она состоит из определенных частей, которые в совокупности и определяют ее структуру.  
В юридической литературе и в общей теории права под структурой нормы права обычно понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы.  
Составляющими элементами структуры нормы банковского права (как, впрочем и нормы любой другой отросли права) выступают:  
•гипотеза;  
•диспозиция;  
•санкция.  
2. Гипотеза — это составной элемент нормы банковского права, в котором заключены:  
• содержание самого устанавливаемого нормой банковского права правила поведения;  
• фактические условия реализации этой нормы, либо  
• обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом.  
Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими банковские правоотношения.  
Диспозиция — центральный элемент банковско-правовой нормы, которая формулирует содержание самого предписываемого, дозволяемого или рекомендуемого данной нормой права правила поведения.  
Санкция — составная часть нормы банковского права, в которой указывается на правовые последствия — поощрительные (благоприятные последствия) или карательные (неблагоприятные последствия) меры. Эти последствия наступают в случае надлежащего соблюдения, либо нарушения установленного данной банковско-правовой нормой правила.

Информация о работе Понятие финансов и финансовой деятельности государства