Понятие финансовой системы
государства и ее структура
История развития и основные
элементы финансовой системы
Понятие финансовой системы
является развитием более общего
определения "финансы". Финансы -
историческая категория. По своей природе
они тесно связаны с государством,
которому для выполнения своих функций
необходимы денежные средства. В докапиталистических
формациях государственные доходы
и расходы носили преимущественно
натуральный характер. Большая часть
государственных потребностей удовлетворялась
за счет различного рода повинностей
и поступлений от натуральных
сборов.
С разложением феодализма
и постепенным развитием капиталистического
способа производства все большее
значение стали приобретать денежные
доходы и расходы государства;
доля натуральных сборов и
повинностей резко сократилась.
Этот процесс усиливается с
расширением сферы товарно-денежных
отношений, ростом и усложнением
функций государства.
На ранних стадиях
развития государства не существовало
разграничения между ресурсами
государства и ресурсами его
главы: монархи распоряжались
средствами страны как своей
собственностью. С отделением государственной
казны от личной кассы и
собственности монарха (XVI-XVII вв.)
возникают понятия государственных
финансов, государственного бюджета,
государственного кредита.
В условиях капиталистического
способа производства товарно-денежные
отношения получают наиболее
широкое развитие. Они охватывают
все сферы и функции общественного
хозяйства. В свою очередь финансы,
выражающие движение стоимости,
играют все большую роль в
жизнедеятельности государства.
По своей сущности финансы
- это экономические отношения,
связанные с образованием, распределением
и использованием фондов денежных
средств в процессе распределения и перераспределения
национального дохода.
Финансовая система
представляет собой совокупность
финансовых звеньев, призванных
обеспечить государству осуществление
своих политических и экономических
функций, и состоит, с одной
стороны, из государственных финансов,
а с другой - из финансов частных
предприятий, корпораций, монополий.
В эпоху домонополистического
капитализма государственная финансовая
система имела два звена - государственный
бюджет и местные финансы. Они
давали возможность формировать
фонды денежных средств, с помощью
которых государство выполняло
свои функции. Под влиянием
развития производительных сил,
глубоких изменений в экономике
структура финансовой системы
меняется. Происходит выделение
и развитие новых финансовых
звеньев, рост их самостоятельности.
На современном этапе
государственная финансовая система
в развитых зарубежных странах
включает четыре звена: государственный
бюджет; местные финансы; специальные
внебюджетные фонды и финансы
государственных предприятий. Ведущим
звеном государственных финансов
выступает государственный бюджет.
По своему материальному содержанию
- это главный централизованный
фонд денежных средств государства.
Государственный бюджет
- основное средство перераспределения
национального дохода. Через это
звено финансовой системы перераспределяется
до 40% национального дохода страны.
В госбюджете сосредоточиваются
крупнейшие доходы и наиболее
важные в политическом и экономическом
отношении общегосударственные расходы.
В нем находят органическую увязку основные
финансовые институты - налоги, внутренние
займы, расходы.
Основными доходами
государственного бюджета выступают
налоги, составляющие от 70 до 90% и
более общей суммы его доходов.
За государственным бюджетом
в странах с развитой рыночной
экономикой закреплены главные
налоги - подоходный налог с физических
лиц, налог на прибыль корпораций,
акцизы, налог на добавленную
стоимость, таможенные пошлины.
Из государственного бюджета
производятся и основные расходы
на: военные цели, вмешательство
в экономику, содержание государственного
аппарата, социальные расходы, субсидии
и кредиты развивающимся странам.
Государственный бюджет
в силу своего положения тесно
связан с другими звеньями
финансовой системы. Он выступает
координирующим центром, оказывающим
в условиях рыночной экономики
необходимую им помощь. Эта помощь
в форме бюджетных субсидий, кредитов,
гарантий обеспечивает нормальное
функционирование остальных звеньев
финансовой системы, решение ими
возложенных на них задач.
Следующим по своему
значению финансовым звеном является
система местных финансов. В современных
условиях под влиянием развития
производительных сил, научно-технического
прогресса происходит повышение
роли и влияния местных органов
власти. Растут масштабы местного
хозяйства, их связь и зависимость
от крупного капитала, расширяются
и усложняются функции местных
властей. Все это усиливает
значение местных финансов, повышает
их роль и удельный вес в
финансовой системе. Местные финансы
охватывают широкую группу второстепенных
налогов (в основном поимущественных),
систему местного кредита, специальных
фондов. Центральное место в этом
звене принадлежит местным бюджетам,
которые не входят в состав
государственного бюджета и имеют
определенную самостоятельность.
Структура местных финансов определяется
государственным устройством и
соответствующим административным
делением государства.
В современных условиях
это звено финансовой системы
все больше используется в
экономических целях, для регулирования
хозяйственных процессов. С этой
целью значительная часть средств
местных бюджетов направляется
на развитие экономической и
социальной инфраструктуры.
Особое финансовое
звено образуют специальные правительственные
фонды, которые имеют определенную
самостоятельность, отделены от
государственного бюджета и управляются
непосредственно центральными, а
в отдельных случаях - и местными
властями. К ним относятся фонды
социального страхования, различные
целевые фонды, а также государственные
и полугосударственные финансово-кредитные
учреждения.
Первоначальной задачей
этих фондов являлось финансирование
отдельных целевых мероприятий.
Впоследствии они приобретают
значение резерва, к которому
правительства прибегают в случаях
финансовых затруднений, т.е. используются
для повышения маневренности
финансовой системы. В отличие
от государственных бюджетов
специальные фонды подлежат значительно
меньшему контролю со стороны
парламентов, что облегчает их
использование и повышает заинтересованность
правительств в их росте. Самостоятельное
финансовое звено образуют финансы
государственных предприятий. Его
возникновение связано с развитием
государственного сектора в экономике
ряда стран Западной Европы (Великобритания,
Франция, Италия, ФРГ, Австрия) - процессом,
который получил наибольшее распространение
после второй мировой войны. Его
главной задачей является оказание поддержки
частному хозяйству путем сохранения
и развития важных отраслей производства,
которые в силу своей специфики имеют
низкую рентабельность и тем самым невыгодны
для предпринимательства (железнодорожный,
воздушный транспорт, электроэнергетическая,
газовая, угольная промышленности и т.п.).
Государственные предприятия, таким образом,
представляют собой попытку разрешить
противоречие между частнопредпринимательскими
интересами и общенациональными экономическими
проблемами. В то же время финансы государственных
предприятий - это звено финансовой системы,
посредством которого государство участвует
в первичном распределении национального
дохода, аккумулируя в своих руках часть
дохода, создаваемого на этих предприятиях.
Государственные предприятия
имеют закрепленные за ними
основные и оборотные фонды,
находятся на самостоятельной
смете и осуществляют регламентированные
законом взаимоотношения с государственным
бюджетом. В зависимости от типа
предприятия они обладают различной
степенью автономности, производственной
и финансовой самостоятельности.
Второй сферой финансовой
системы развитых зарубежных
стран выступают финансы частных
предприятий, корпораций, монополий,
которые возникают в ходе экономической
деятельности и обеспечивают
процесс производства и получения
прибыли. Они материализуются
в виде денежного капитала, различных
денежных фондов предприятия.
В связи с тем,
что деятельность предприятий
осуществляется на основе индивидуального
кругооборота капитала, эти денежные
фонды носят обособленный, децентрализованный
характер. В то же время государство
имеет непосредственные взаимоотношения
с финансами частных предприятий.
Они выражаются в виде взимания
платежей в государственный бюджет,
формирования амортизационного
фонда, регламентации кредитных
отношений, предоставления государственных
субсидий.
Частные предприятия
составляют подавляющую часть
материального производства, на
них приходится главная доля
создаваемого валового внутреннего
продукта и национального дохода.
Поэтому государство использует
различные методы (в т.ч. финансовые)
для стимулирования деятельности этих
предприятий, роста их накоплений, различных
денежных фондов, связанных с ускорением
научно-технического прогресса, созданием
резервов, повышением квалификации работающих.
Государство устанавливает льготный режим
налогообложения прибыли, систему ускоренной
амортизации, предоставляет в ряде случаев
бюджетные кредиты, оказывает другие формы
финансовой поддержки. В свою очередь,
частные предприятия своими платежами
участвуют в формировании доходной базы
государственного бюджета, других государственных
фондов.
С учетом вышеизложенного
можно расширить определение финансовой
системы. Каждое звено финансовой системы
представляет собой определенную сферу
финансовых отношений, а эта система в
целом - совокупность различных сфер финансовых
отношений, в процессе которых образуются
и используются фонды денежных средств.
Другими словами, финансовая
система - это система форм
и методов образования, распределения
и использования фондов денежных
средств государства и предприятий.
Характеристика отдельных
звеньев государственных финансов
Сущность и роль местных
финансов
Местные финансы, или
финансы местных органов управления,
являются важным звеном финансовой
системы развитых зарубежных
государств. На долю местных финансов
приходится значительная часть
финансовых ресурсов этих стран:
в США, ФРГ и Японии –
50-60%; в Великобритании и Франции
- более 30%.
Местные финансы представляют
собой систему экономических
отношений, посредством которых
местные органы управления распределяют,
перераспределяют и используют
национальный доход в соответствии
с возложенными на них функциями.
В последние десятилетия
во многих государствах наблюдается
регионализация экономических и социальных
процессов. Все в большей мере функции
регулирования этих процессов переходят
от центральных уровней государственной
власти к местным. Поэтому роль региональных
финансов усиливается, а сфера их применения
расширяется. Местные финансы активно
вовлекаются в регулирование экономики,
стимулирование экономического роста,
в реализацию региональных программ, воспроизводство
рабочей силы.
Через местные финансы
государство активно проводит
социальную политику. На основе
предоставления местным органам
власти средств для их бюджетов осуществляется
финансирование муниципального народного
образования, здравоохранения, коммунального
обслуживания населения. При этом круг
финансируемых мероприятий расширяется.
За счет средств региональных бюджетов
стали финансироваться не только общеобразовательные
школы, но и высшие учебные заведения,
крупные объекты здравоохранения, мероприятия
по внутренней безопасности, правопорядку,
охране окружающей среды и др.
В соответствии с
конституцией и законами местные
органы власти ведут свое бюджетное
хозяйство самостоятельно и независимо,
т.е. несут ответственность за
планирование и исполнение своих
бюджетов, а также осуществляют
контроль за этими процессами.
Состав и структура
местных финансов. Звеньями системы
местных финансов являются местные
бюджеты, специальные фонды местного
значения, финансы предприятий, находящихся
в собственности местных органов
управления. Главное звено местных
финансов - местный бюджет, который
включает основные доходы и
расходы местных органов власти.
В США к ним относятся бюджеты штатов,
графств, муниципалитетов, тауншипов;
во Франции - регионов, департаментов,
округов, коммун; в Германии - земель, уездов,
городов, общин; в Великобритании - графств,
округов; в Италии - областей, провинций,
коммун; в Японии - префектур и муниципалитетов.
В современных условиях
все в большей степени местные
органы власти призваны обеспечивать
комплексное развитие территорий,
пропорциональное развитие производственной
и непроизводственной сфер. Значительно
возрастает их координационная
функция в экономическом и
социальном развитии регионов. Указанные
факторы вызывают необходимость
дальнейшего расширения и укрепления
финансовой базы региональных
органов власти, решения ряда проблем,
связанных с совершенствованием методов
формирования и использования финансовых
ресурсов регионов.