Правительства западных
стран стремятся увеличить число
фондов для получения в свое
распоряжение больших средств.
Но недостаток финансовых ресурсов
и сложность управления ими
вынуждают время от времени
объединять фонды или ликвидировать
некоторые их них.
Финансы государственных
предприятий
В финансовой системе
зарубежных стран важное место
принадлежит государственным предприятиям.
На современном этапе развития,
несмотря на проведенную в
80-х гг. приватизацию, государственная
собственность в этих странах
сохраняет сильные позиции в
экономике. Государственные предприятия
получают многочисленные заказы, обеспечивая
частному предпринимательству обширный
и гарантированный рынок сбыта по ряду
изделий, стимулируют процесс накопления
капитала путем перераспределения национального
дохода в пользу других звеньев финансовой
системы (через низкие цены и тарифы на
продукцию государственных и высокие
цены на продукцию частных предприятий,
потребляемую государственными) и инвестирование
собственных средств в малорентабельные
отрасли экономики.
Можно выделить несколько
причин образования государственных
предприятий, которые часто переплетаются
и действуют одновременно.
1. Экономические причины
вызваны необходимостью вмешательства
государства в хозяйственные
процессы. Функционирование государственных
предприятий влияет на соотношение
между отдельными отраслями материального
производства, способствует изменению
его структуры, стимулирует рост
прогрессивных отраслей.
Широкое внедрение
новой техники и научных достижений,
автоматизация производственных
процессов требуют крупных финансовых
средств, высокоразвитой энергетической
базы. В этой связи особое значение
приобретает развитие в рамках
государства таких отраслей промышленности,
как газовая, электроэнергетическая,
нефтяная, угольная. Помимо этого,
создаются государственные научно-исследовательские
центры и опытные предприятия;
производится санирование монополистических
предприятий, оказавшихся на грани
банкротства; строятся новые предприятия
в капиталоемких отраслях. Государственные
предприятия широко используются
в качестве инструмента антициклического
и антиинфляционного регулирования.
2. Развитие вышеназванных
отраслей, проведение исследовательских
работ требуют крупных первоначальных
капиталовложений. Частные предприятия
неохотно идут на риск, связанный
с освоением новых производств.
Поэтому данные расходы финансирует
государство. В этом и заключаются
финансовые причины.
3. Политические причины
обусловлены развитием интернационализации,
что привело к широкому участию
государственных предприятий в
процессах интеграции производства
и капитала. В современных условиях
государственные и смешанные
предприятия создают зарубежные
филиалы с участием иностранного
капитала, заключают лицензионные
и другие соглашения по научно-техническому
сотрудничеству и таким образом
становятся непосредственными участниками
международных экономических отношений.
Многие государственные предприятия
реализуют за границей значительную
часть производимой продукции
(это особенно характерно для
Франции, которая за рубежом
продает 50-60% всей продукции ряда
государственных компаний). Государственные
предприятия в зарубежных странах
различаются по правовому положению,
системе управления, организации
экономики и финансов, характеру
взаимоотношений с бюджетом. Их
можно разделить на три основные
группы: государственные корпорации;
смешанные предприятия; предприятия,
находящиеся на бюджетном финансировании.
Важнейшее значение
имеют государственные корпорации,
которые представляют собой крупные
промышленные комплексы, охватывающие
все предприятия отрасли или
значительную их часть. Каждая
корпорация утверждается специальным
парламентским актом; она обладает
производственной и финансовой
самостоятельностью, правом вступать
в договорные отношения с другими
предприятиями.
Отличительной чертой
государственных корпораций является
их "автономность", т.е. их повседневная
производственная деятельность
находится вне парламентского
контроля; финансы отделены от
государственного бюджета. Смешанные
предприятия - это предприятия,
часть капитала которых принадлежит
государству. Они создаются в
результате приобретения государством
части акций предприятия или
строительства государством предприятий
с привлечением к его участию
частного капитала. Управление такими
предприятиями аналогично управлению
акционерными обществами.
Предприятия, находящиеся
на бюджетном финансировании, входят
в состав управлений соответствующих
министерств или муниципалитетов.
Вся их хозяйственная деятельность
регламентируется государством. Прибыль
полностью или частично поступает
в соответствующие бюджеты, а
капитальные вложения финансируются
главным образом за счет бюджетных
ассигнований. Эти предприятия ежегодно
составляют сметы, утверждаемые
одновременно с государственным
или местными бюджетами. На них полностью
распространяется процедура, действующая
в отношении государственного и местных
бюджетов. Финансы государственных предприятий
представляют собой совокупность экономических
денежных отношений, связанных с формированием
и использованием фондов денежных средств
и накоплений предприятий, а также с контролем
за формированием, распределением и использованием
этих фондов и накоплений.
Взаимоотношения государственных
корпораций с бюджетной системой
осуществляются по линии уплаты
ими налогов в государственный
и местные бюджеты, процентов за кредиты
и получение из центрального бюджета субсидий,
главным образом на финансирование капитальных
вложений, дотаций и кредитов под высокие
проценты. Взаимоотношения смешанных
предприятий с государственным бюджетом
по линии налогов складываются так же,
как и у обычных акционерных обществ. Взаимоотношения
предприятий, находящихся на бюджетном
финансировании, с бюджетом строятся по
так называемому принципу брутто или нетто.
В первом случае в бюджет включаются валовые
доходы и расходы предприятий, во втором
- отражается только положительное или
отрицательное сальдо. Такие предприятия
находятся на самостоятельном, автономном
бюджете, а в государственном или местных
бюджетах учитываются лишь финансовые
результаты их деятельности. Как правило,
в настоящее время в большинстве стран
применяется принцип нетто.
По материалам книги
И.Н. Жук «Международные финансы»
- Мн.: БГЭУ, 2001.