Понятие финансовой системы государства и ее структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:44, реферат

Краткое описание

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы". Финансы - историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства. В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов.

Файлы: 1 файл

Понятие финансовой системы государства и ее структура.docx

— 33.43 Кб (Скачать)

 Правительства западных  стран стремятся увеличить число  фондов для получения в свое  распоряжение больших средств.  Но недостаток финансовых ресурсов  и сложность управления ими  вынуждают время от времени  объединять фонды или ликвидировать  некоторые их них. 

 

Финансы государственных  предприятий 

 В финансовой системе  зарубежных стран важное место  принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в  80-х гг. приватизацию, государственная  собственность в этих странах  сохраняет сильные позиции в  экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики.

 Можно выделить несколько  причин образования государственных  предприятий, которые часто переплетаются  и действуют одновременно.

1. Экономические причины  вызваны необходимостью вмешательства  государства в хозяйственные  процессы. Функционирование государственных  предприятий влияет на соотношение  между отдельными отраслями материального  производства, способствует изменению  его структуры, стимулирует рост  прогрессивных отраслей.

 Широкое внедрение  новой техники и научных достижений, автоматизация производственных  процессов требуют крупных финансовых  средств, высокоразвитой энергетической  базы. В этой связи особое значение  приобретает развитие в рамках  государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая,  нефтяная, угольная. Помимо этого,  создаются государственные научно-исследовательские  центры и опытные предприятия;  производится санирование монополистических  предприятий, оказавшихся на грани  банкротства; строятся новые предприятия  в капиталоемких отраслях. Государственные  предприятия широко используются  в качестве инструмента антициклического и антиинфляционного регулирования.

2. Развитие вышеназванных  отраслей, проведение исследовательских  работ требуют крупных первоначальных  капиталовложений. Частные предприятия  неохотно идут на риск, связанный  с освоением новых производств.  Поэтому данные расходы финансирует  государство. В этом и заключаются  финансовые причины. 

3. Политические причины  обусловлены развитием интернационализации,  что привело к широкому участию  государственных предприятий в  процессах интеграции производства  и капитала. В современных условиях  государственные и смешанные  предприятия создают зарубежные  филиалы с участием иностранного  капитала, заключают лицензионные  и другие соглашения по научно-техническому  сотрудничеству и таким образом  становятся непосредственными участниками  международных экономических отношений.  Многие государственные предприятия  реализуют за границей значительную  часть производимой продукции  (это особенно характерно для  Франции, которая за рубежом  продает 50-60% всей продукции ряда  государственных компаний). Государственные  предприятия в зарубежных странах  различаются по правовому положению,  системе управления, организации  экономики и финансов, характеру  взаимоотношений с бюджетом. Их  можно разделить на три основные  группы: государственные корпорации; смешанные предприятия; предприятия,  находящиеся на бюджетном финансировании.

 Важнейшее значение  имеют государственные корпорации, которые представляют собой крупные  промышленные комплексы, охватывающие  все предприятия отрасли или  значительную их часть. Каждая  корпорация утверждается специальным  парламентским актом; она обладает  производственной и финансовой  самостоятельностью, правом вступать  в договорные отношения с другими  предприятиями. 

 Отличительной чертой  государственных корпораций является  их "автономность", т.е. их повседневная  производственная деятельность  находится вне парламентского  контроля; финансы отделены от  государственного бюджета. Смешанные  предприятия - это предприятия,  часть капитала которых принадлежит  государству. Они создаются в  результате приобретения государством  части акций предприятия или  строительства государством предприятий  с привлечением к его участию  частного капитала. Управление такими  предприятиями аналогично управлению  акционерными обществами.

 Предприятия, находящиеся  на бюджетном финансировании, входят  в состав управлений соответствующих  министерств или муниципалитетов.  Вся их хозяйственная деятельность  регламентируется государством. Прибыль  полностью или частично поступает  в соответствующие бюджеты, а  капитальные вложения финансируются  главным образом за счет бюджетных  ассигнований. Эти предприятия ежегодно  составляют сметы, утверждаемые  одновременно с государственным или местными бюджетами. На них полностью распространяется процедура, действующая в отношении государственного и местных бюджетов. Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

 Взаимоотношения государственных  корпораций с бюджетной системой  осуществляются по линии уплаты  ими налогов в государственный и местные бюджеты, процентов за кредиты и получение из центрального бюджета субсидий, главным образом на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие проценты. Взаимоотношения смешанных предприятий с государственным бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных обществ. Взаимоотношения предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, с бюджетом строятся по так называемому принципу брутто или нетто. В первом случае в бюджет включаются валовые доходы и расходы предприятий, во втором - отражается только положительное или отрицательное сальдо. Такие предприятия находятся на самостоятельном, автономном бюджете, а в государственном или местных бюджетах учитываются лишь финансовые результаты их деятельности. Как правило, в настоящее время в большинстве стран применяется принцип нетто.

 

 По материалам книги  И.Н. Жук «Международные финансы» - Мн.: БГЭУ, 2001.


Информация о работе Понятие финансовой системы государства и ее структура