Структура финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 20:10, лекция

Краткое описание

Финансовая система Украины и поныне не освободилась от таких отрицательных черт тоталитарного государства, как чрезмерная централизация, одноуровневая форма, планирование сверху, государственное распределение финансов и материальных ресурсов для решения проблем государства, общества и предприятий. Из-за инфляционного падения жизненного уровня большей части населения оно и поныне фактически остается изъятым из системы финансов.

Файлы: 1 файл

Структура финансовой системы.doc

— 29.50 Кб (Скачать)

      Структура финансовой системы

      Финансовая  система Украины имеет довольно сложную и многоуровневую структуру. Составными трехуровневой системы  финансов есть: финансы первичных структурных звеньев экономики, то есть финансы предприятий и организаций; государственные финансы; финансы населения. Графически данная схема изображена на рис. 1.

      Указанные в данной схеме составные части  финансовой системы при дальнейшем рассмотрении включают финансы областей экономики, финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других предприятий.  

Основными принципами построения данной трехуровневой  системы финансов стали:

      а) полная экономическая самостоятельность  финансов предприятий и их обособление  от государственных финансов;

      б) самостоятельность и обособленность государственного бюджета от внебюджетных фондов, в том числе и фонде социального страхования, пенсионного и других;

      в) самофинансирование всех хозяйственных  субъектов;

      г) формирования независимой базы местных  и региональных бюджетов;

      д) право ведения независимой финансовой политики для всех субъектов хозяйствования;

      е) разработка и реализация бизнес-планов каждым из участников финансово-хозяйственной деятельности. Реализация этих и других принципов помогла бы финансам занять надлежащее им место в всей экономической системе, обслуживать оборот и кругооборот фондов, повышать эффективность производства, продуктивность работы и качество продукции.

      Финансовая  система Украины и поныне не освободилась от таких отрицательных черт тоталитарного государства, как чрезмерная централизация, одноуровневая форма, планирование сверху, государственное распределение финансов и материальных ресурсов для решения проблем государства, общества и предприятий. Из-за инфляционного падения жизненного уровня большей части населения оно и поныне фактически остается изъятым из системы финансов.

финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная и контрольная функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение ВВП  и НД и контроль за этим распределением.

Основные (первичные) доходы формируются среди участников материального производства и делятся на 2 группы: 

I группа: заработная  плата рабочих, служащих, доходы  фермеров и крестьян, занятых  в материальном производстве; 

  II группа: доходы  предприятий сферы материального  производства.

2. Контрольная  функция. Она проявляется в  контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования.

Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.  

 Контрольная  функция финансов тесно связана  с распределительной - это прежде  всего контроль за рублем в  процессе объективно существующих  денежных отношений. Он пронизывает  все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота.

3. Регулирующая  функция связана с вмешательством  государства через финансы (государственные  расходы, налоги, кредиты) в процесс  воспроизводства. В целях регулирования  экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако, на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.  

4. В условиях  рыночных отношений финансы должны  также выполнять стабилизационную функцию, т.е. обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, т.к. без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Информация о работе Структура финансовой системы