Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:12, курсовая работа
Целью работы является изучение финансовой системы государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
* Описать сущность финансовой системы государства и типы финансовых отношений, включаемых в систему;
* Осветить структуру финансовой системы, их сферы и звенья;
* Изучить дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.
Введение 3
1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 4
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 9
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 28
Заключение 31
Список использованных источников 32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В любом государстве существуют разнообразные финансовые отношения, отличающиеся прежде всего формами и методами формирования и использования финансовых ресурсов. Эти отличия обусловливают относительную обособленность и самостоятельность каждой сферы и звена в рамках единой экономической категории финансов.
В связи с этим, финансовая система представляет совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Финансовая система Республики Беларусь включает в себя такие сферы, как общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.
Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является изучение финансовой системы государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Предмет курсовой работы – специфика формирования и развития финансовой системы в Республике Беларусь.
Объект курсовой работы – финансовая система государства как научная категория и инструмент макроэкономического регулирования.
Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы». Как ранее отмечалось, финансы выражают денежные отношения. При всей качественной однородности этих отношений они тем не менее различаются между собой. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются прежде всего в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет республики образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. С учетом сказанного, можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую финансовую систему [5, c. 128].
Сложность и многообразие экономических связей в обществе обусловливает многогранность финансовых отношений. Финансы обслуживают производственную деятельность, функционируют в многочисленных отраслях непроизводственной сферы. Каждое подразделение общественного воспроизводства накладывает свой отпечаток на финансовые отношения. Поэтому финансы, сохраняя основные свои черты распределительной категории, отражают некоторые особенности той отрасли деятельности, в которой они используются. На этой основе возникают различные виды и разновидности финансовых отношений, которые соответствующим образом группируются, создавая финансовую систему. Каждое звено финансовой системы имеет свою систему денежных фондов и свои органы управления.
Необходимо отличать понятия «финансовая система» и «финансовый аппарат». Если первое понятие включает в себя финансовые отношения (относящиеся к базису общества), то второе — часть общегосударственного управленческого аппарата, на который возложено управление финансовой системой Республики Беларусь (надстройка общества)1. Финансовый аппарат в лице финансовых органов Министерства финансов республики, отраслевых министерств, ведомств, предприятий и других структур может оказывать серьезное влияние на организационные формы построения объективно существующих финансовых отношений, т. е. на финансовую систему, и тем самым воздействовать на эффективность общественного производства.
В экономической литературе наряду с понятием финансовой системы существует еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы. А в Конституции Республики Беларусь, принятой в 1996 г., есть специальный раздел (VII), который называется «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В указанное понятие включаются не только сферы и звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансовая система вместе с кредитной системой оказывают существенное воздействие на деятельность предприятий и учреждений материального производства и непроизводственной сферы [5, c. 133].
В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются прежде всего формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. И каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном общей финансовой системы.
Финансовая система – базисное понятие, объективно существующие финансовые отношения по поводу образования, распределения и перераспределения фондов денежных средств. Как объективно существующие финансовые отношения, финансовую систему большое влияние может оказать надстройка общества, управленческие органы, управленческий аппарат, осуществляющий управление финансовой системой государства – министерство финансов РБ, отраслевые министерства и ведомства, финансовых органов предприятий.
В отличие от финансовой системы государств с развитой рыночной экономикой в странах с переходной экономикой она имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в силу еще не сложившейся рыночной инфраструктуры сохраняется необходимость государственного регулирования экономики путем воздействия на нее налогово-бюджетных инструментов и внебюджетного вмешательства, вследствие этого в составе финансовой системы определенное время еще будет сохраняться превалирующее значение государственных финансов.
Во-вторых, в отличие от стран с развитой экономикой, где "деньги делают деньги" и высок уровень внутренних сбережений, т.е. развит финансовый рынок, в странах с переходной экономикой основным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций материального производства. Именно в этой сфере создается продукт, стоимость которого служит источником покрытия издержек производства и формирования всех сбережений и инвестиций. Сбережения домашних хозяйств пока составляют незначительную величину.
В-третьих, поскольку в условиях переходного периода сокращается доля финансовых ресурсов, перемещаемых через государственные финансы из-за изменения структуры собственности, и происходит их замещение банковским сектором, то в состав финансовой системы, по нашему мнению, должна включаться и банковская система. Структура финансовой системы стран с переходной экономикой может иметь следующий вид:
Поскольку объем финансовых ресурсов, распределяемых через сферу государственных финансов, в условиях переходного периода сокращается, большая его часть распределяется через банковские, квази-банковские и небанковские финансовые институты. Среди них важное место занимает Центральный банк (в Беларуси - Национальный банк). В его функции входит эмиссия денег, регулирование денежного обращения, ведение счетов правительства, финансирование коммерческих банков и осуществление надзора за другими банковскими институтами.
В
процессе распределения стоимости
совокупного общественного
Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: (а) заработной платы наемных работников; (б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; (в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.
Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатам такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.