Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение финансовой системы государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
* Описать сущность финансовой системы государства и типы финансовых отношений, включаемых в систему;
* Осветить структуру финансовой системы, их сферы и звенья;
* Изучить дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 4
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 9
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 28
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Теория финансов - Финансовая система государства - курсовая - БГЭУ (2008г).doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     В других странах СНГ состав финансовой системы, их функции в основном такие же, как и в Республике Беларусь. Вместе с тем в отдельных государствах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отношений. Например, в Российской Федерации по сравнению с Республикой Беларусь намного выше удельный вес предприятий (около 85 %), в которых финансовые отношения строятся на коллективной (акционерной, частной) форме собственности. Есть некоторые различия в Республике Беларусь по сравнению с Россией и другими государствами СНГ в организации налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, в формировании и использовании внебюджетных фондов и т. д. Однако в связи с наметившейся тенденцией все большей экономической интеграции между отдельными республиками бывшего СССР указанные выше различия в перспективе будут в определенной мере нивелироваться.

     Реформа финансовой системы Беларуси в целом  осуществляется медленными темпами, и в системе все еще преобладает централизованный подход к управлению экономикой. Тем не менее, в Концепции развития банковской системы правительство изложило свое намерение создать в ближайшие годы эффективную финансовую систему, в которой важную роль будут играть частный сектор и иностранный капитал, и в некоторых областях деятельности уже достигнуты определенные успехи. Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) стабилизировал стоимость белорусского рубля, техническая инфраструктура финансовой системы, а также система регулирования и надзора существенно усовершенствованы с целью приведения их в соответствие с международными стандартами [12].

     Все крупнейшие банки, кроме одного, все еще находятся в собственности государства или контролируются им, играя ключевую роль в управлении экономикой. Власти часто предписывают этим банкам предоставлять кредиты приоритетным предприятиям и секторам (например, долгосрочные ссуды на цели финансирования жилищного строительства), независимо от того, получают ли заемщики прибыль. Кроме того, банкам рекомендуется предоставлять ссуды по ставке, близкой к официальной ставке рефинансирования, с тем чтобы процентные ставки оставались на достаточно низком уровне. При таком подходе возникает нехватка ликвидности и страдает прибыльность, особенно двух крупнейших банков.

     Ситуация  в банковском секторе в плане  создания одинаковых условий для  всех банков далека от идеальной, что  непосредственно препятствует достижению целей стабильности финансового сектора в долгосрочной перспективе, установленных в Концепции развития банковской системы. Созданию такой ситуации способствовали несколько мер, принятые для того, чтобы, по крайней мере, частично нейтрализовать воздействие рекомендуемого кредитования на уровень ликвидности двух крупнейших банков, в частности, недавнее распоряжение о переводе депозитов некоторых контролируемых государством предприятий (в частности, контролируемых государством страховых компаний) в государственные банки. Кроме того, органы надзора временами проявляют снисходительность в отношении двух крупнейших банков, что снижает эффективность системы надзора. В то же время, эти банки находятся в более выгодном положении, не будучи обязанными отчислять средства на страхование депозитов. Четыре других крупных банка, предоставляющие ссуды в соответствии с официальными рекомендациями, хотя и в меньшем объеме, также пользуются определенными льготами в рамках системы страхования депозитов [12].

     Небанковский  финансовый сектор все еще недостаточно развит.

     Регулирование деятельности небанковских учреждений также остается непредсказуемым  из-за частых изменений и административных мер, принимаемых произвольно и бессистемно. В частности, распространяющееся на широкий круг учреждений и недавно ужесточенное правило "золотой акции" отпугивает частный сектор от долевого участия в компаниях, находящихся или ранее находившихся в собственности государства. Тем временем, на рынке ценных бумаг отсутствуют хорошие возможности для инвестиций, несмотря на успехи, достигнутые в процессе модернизации рыночной инфраструктуры. Кроме того, сделаны определенные шаги назад в секторе страхования.

     В банковской системе существуют серьезные  структурные проблемы, обусловленные общей направленностью политики в отношении финансового сектора. Помимо того что время от времени ощущается нехватка ликвидности в банковской системе, прибыльность банков является низкой, временами резервы нескольких банков оказываются ниже требуемого уровня, а межбанковский рынок недостаточно развит. Возможно также, что официальные статистические данные о необслуживаемых ссудах ниже фактических показателей. Кроме того, несмотря на некоторое снижение степени долларизации в результате стабилизации рубля, значительная часть банковских ссуд и депозитов выражена в иностранной валюте, в то время как уровень официальных международных резервов низок. Поэтому вопросы стабильности могут быстро стать причиной для беспокойства, например, в случае сильного потрясения, которое может повлиять на доверие к рублю и привести к массовому изъятию депозитов в иностранной валюте [12].

     Однако  при отсутствии такого рода потрясения банковская система должна оказаться  способной в течение определенного  времени продолжать функционировать так, как она функционирует сейчас, несмотря на ее недостатки.

     Пока  правительство намерено и способно продолжать финансовую поддержку банковской системы, необходимая реструктуризация может откладываться. С другой стороны, рекапитализация и поддержка системы путем предоставления ей ликвидности сами по себе не способны решить основные структурные проблемы или способствовать развитию системы в том направлении, которое намечено в Концепции развития банковской системы. Более того, размер инъекций, необходимых для обеспечения функционирования системы в ее теперешнем виде, вполне может увеличиться с течением времени, и поддержание стабильности системы будет все больше зависеть от поддержки за счет средств бюджета.

     Поэтому следует как можно скорее приступить к фундаментальной реструктуризации финансовой системы и в качестве первого шага необходимо прекратить, или, по крайней мере, существенно сократить целевое кредитование.

     Если  этот первый шаг не будет сделан, невозможно будет создать такую  банковскую систему, которая описана в Концепции. Если государство намерено продолжать влиять на принятие банками решений о предоставлении кредитов, кредиты можно предоставлять централизованно, используя для этого одно или два учреждения. Этим учреждениям следует специализироваться только на таких операциях, чтобы они не имели возможности несправедливо подавлять своих конкурентов и таким образом тормозить развитие финансовой системы. В частности, они не должны иметь возможности принимать депозиты - вместо этого их следует финансировать непосредственно из бюджета.

     Кроме того, руководители министерств и  должностные лица НБРБ не должны входить  в состав правлений коммерческих банков, даже если государство является основным держателем акций этих банков. Хотя конечной целью должна быть приватизация, в краткосрочной перспективе необходимо принять меры, направленные на расширение автономии руководителей и правлений банков, которые должны состоять из профессионалов, заинтересованных исключительно в обеспечении жизнеспособности и эффективности функционирования банков [12].

     Реформы финансового сектора должны проводиться  одновременно с реструктуризацией предприятий. Убыточные предприятия являются причиной многих проблем, испытываемых банковским сектором, поэтому для того чтобы ограничить роль банков в оказании поддержки нерентабельным секторам и предприятиям, необходима комплексная программа реформ корпоративного сектора. Финансовые ресурсы, в настоящее время предоставляемые государством в виде периодической рекапитализации банков, можно было бы предоставлять в виде прямых субсидий предприятиям тех секторов, которые правительство намерено продолжать поддерживать.

 

3. Дискуссионные вопросы  состава и структуры  финансовой системы в современной экономической литературе

 

     В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков. В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства» и т. д.

     Собственно, и финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации...», либо как «совокупность организаций...». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам [1, с. 34]. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система — это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств» [4, с. 77]. Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как «совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства» [9, с. 73].

      Нетрудно заметить, что приведенные выше определения финансовой системы как совокупности «сфер финансовых отношений», «финансовых отношений», «учреждений и рынков» не вполне корректны, так как заявленные совокупности не отвечают обязательному требованию, предъявляемому к системе, а именно — «однородности по своим задачам и организационно объединенных в одно целое».

     С учетом изложенного финансовую систему  будем рассматривать как форму  организации денежных отношений  между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и. перераспределению совокупного общественного продукта,

     Финансовая  система - совокупность финансово-кредитных  учреждений и организаций, а также связывающих их финансовых отношений. 
В экономической и юридической литературе финансовая система, ее структура определяются авторами по-разному.

     Финансовая  система экономистами рассматривается  как совокупность:

  • финансов предприятий, учреждений, организаций;
  • страхования;
  • государственных финансов.

     В свою очередь финансы предприятий, учреждений, организаций подразделяются: на финансы коммерческих организаций, некоммерческих и общественных объединений.

     Страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

     Государственные финансы включают в себя:

  • государственный бюджет;
  • внебюджетные фонды;
  • государственный кредит.

     В юридической литературе авторы либо воспроизводят вышерассмотренную структуру финансовой системы с некоторыми изменениями, либо предлагают иную структуру, отражающую особенности развития государства в условиях перехода к рынку [10].

     Финансовая  система, как совокупность финансовых институтов, в указанных случаях состоит из следующих звеньев:

  • бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;
  • внебюджетные целевые фонды (некоторые авторы подразделяют их на централизованные целевые фонды и децентрализованные целевые фонды);
  • финансы хозяйствующих субъектов и отраслей народного хозяйства;
  • имущественное и личное страхование;
  • кредит (государственный и банковский).

     Рыночное  развитие экономики во всех ее сферах, функционирование новых форм хозяйствования, расширение объектов предпринимательской и некоммерческой деятельности, не может не сказываться на развитии и состоянии финансовой системы и одновременно на взглядах ученых – представителей отечественной финансовой науки. Сравнивая первые публикации в современной финансовой практике середины 90-х гг. с появившимися в последние 2-3 года, можно констатировать существенные изменения в интерпретации самого понятия «финансы», признание факта появления новых звеньев финансовой системы, трансформацию взглядов на проблему управления финансами.

     Так, на этапе становления современной  финансовой системы (1992-1996 гг.), когда только начали появляться учебники по неклассическим финансам (как правило, переводные с зарубежных первоисточников) и насущной, общенациональной проблемой являлось погашение дефицита в государственном бюджете, финансовая система представлялась пятью звеньями:

     а) бюджетная система;

     б) государственные внебюджетные фонды;

     в) государственный кредит;

     г) страхование;

     д) финансы предприятий.

     С принятием и вступлением в  действие Налогового кодекса, расширением практики применения Гражданского кодекса, к началу 2000 г., стало целесообразно представлять финансовую систему как совокупность финансов различного уровня:

Информация о работе Финансовая система государства