Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение финансовой системы государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
* Описать сущность финансовой системы государства и типы финансовых отношений, включаемых в систему;
* Осветить структуру финансовой системы, их сферы и звенья;
* Изучить дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 4
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 9
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 28
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Теория финансов - Финансовая система государства - курсовая - БГЭУ (2008г).doc

— 298.00 Кб (Скачать)

 

2. Сферы и звенья  финансовой системы, их характеристика

 

     Финансовая  система Республики Беларусь включает в себя следующие две крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы) и общегосударственные финансы (централизованные финансы) [2, c. 24].

     Финансы предприятий представляют собой  систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

     Финансы предприятий — исходное звено финансовой системы Республики Беларусь, оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение республики в целом.

     Решающую  роль в национальной экономике Республики Беларусь занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

      В зависимости от ряда объективных  факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, на формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

     Во  второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы  образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы обороны страны и др.

     В зависимости от формы собственности  в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья: 1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности; 2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности; 3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности; 4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности; 5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.

     Среди перечисленных звеньев ведущее  место до настоящего времени занимают финансы предприятий, основанных на государственной форме собственности. Это объясняется тем, что удельный вес государственных предприятий составляет в Республике Беларусь более 50 %. В перспективе по мере приватизации и разгосударствления собственности все большее значение будут приобретать финансы предприятий, основанных на негосударственных формах собственности [5, c. 138].

     В 2010 г. финансовое состояние организаций характеризовалось сочетанием как положительной динамики реальных объемов продаж и доли выручки, оплаченной денежными средствами, сокращения доли убыточных предприятий, так и отрицательных процессов, проявившихся в низкой обеспеченности предприятий собственными оборотными средствами, снижении уровня рентабельности как в целом по экономике, так и по важнейшим ее отраслям (таблица 2.1).

Таблица 2.1. Динамика финансовых результатов предприятий в 2010 г., млрд.

  2009 г. 2010 г. Темп роста, %
1 2 3 4
Выручка от реализации продукции 144204 183143 127,0
В том числе
Оплаченная  денежными средствами 129436 167091 129,1
В % к выручке 89,8 91,2  

 

Окончание таблицы 2.1

1 2 3 4
Неоплаченная  покупателями 5461 6739 123,4
В % к выручке 3,8 3,7  
Налоги  и отчисления из выручки 17338 23736 136,9
В % к выручке 12 13  
Покупная  стоимость товаров 30420 39253 129,0
В % к выручке 21,1 21,4  
Себестоимость реализованной продукции 84888 107163 126,2
В % к выручке 58,9 58,5  
Прибыль от реализации продукции 11557 12991 112,4
В % к выручке 8 7,1  
Прибыль до налогообложения 11068 12622 114,0
В % к выручке 7,7 6,9  
Налоги  и сборы из прибыли 3622 4196 115,8
В % к прибыли до налогообложения 32,7 33,2  
Чистая  прибыль 7394 8360 113,1
В % к прибыли до налогообложения 66,8 66,2  
Рентабельность  продаж, % 8 7,1  
Рентабельность  реализованной продукции, % 13,6 12,1  
Доля  убыточных предприятий, % 12,2 9,7  
Дотации из бюджета на покрытие убытков, разницы  в ценах 1393 2042 146,6

     Примечание. Источник: [8] 

     Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций за 2010 г. в текущих ценах составила 183,1 трлн. рублей, или на 27 процентов больше, чем за январь-ноябрь 2009 г. при росте средних цен в экономике на 11,9 процента.

     Ограничивающее  воздействие на объемы реализации продукции  в 2010 г. оказал рост запасов готовой продукции на складах промышленных предприятий. На 1 января 2011 г. запасы готовой продукции в текущих ценах составили 3,4 трлн. рублей, увеличившись с начала года в 1,3 раза при росте цен в промышленности за этот период на 14,8 процента.

     На 1 января 2011 г. запасы составляли 57,5 процента среднемесячного объема промышленного производства против 53,5 процента на 1 декабря 2009 г. и 53,4 процента на 1 января 2010 г.

     Наибольшее  соотношение запасов готовой  продукции и среднемесячного  объема производства сложилось в  легкой промышленности, машиностроении и металлообработке и пищевой промышленности [8, c. 31].

     Основными причинами роста запасов готовой  продукции стали рост объемов производства, не обеспеченных соответствующим ростом спроса, недостаточная конкурентоспособность отдельных видов отечественной продукции, а также сбои в поставках некоторых товаров в первом полугодии 2010 г. в Россию.

     Несмотря  на положительную динамику роста  денежной составляющей в общем объеме выручки, наметившуюся в последние  годы, остается значительной доля неденежных форм расчетов, а также выручки, отвлеченной в дебиторскую задолженность. Из общего объема выручки, полученной хозяйствующими субъектами в 2010 г., 9 процентов приходилось на неоплаченную выручку и выручку, оплаченную неденежными формами. Это явилось одной из причин, ограничивающих поступление денежных средств на счета хозяйствующих субъектов, что обусловило проблемы в формировании ресурсов (пассивов) банков, а также проблему текущих расчетов в экономике.

Таблица 2.2. Темпы роста прибыли по отраслям экономики в 2010 г. к 2009 г., %

  Темпы роста прибыли
От  реализации продукции До налогообложения Чистой
Номинальный Реальный Номинальный Реальный Номинальный Реальный
1 2 3 4 5 6 7
Республика  Беларусь 112,4 100,4 114 101,9 113,1 101,1
В том числе
Промышленность 108,2 96,7 108,7 97,1 107,3 95,9
электроэнергетика 104,0 92,9 116,5 104,1 137,9 123,2

 

                                                                                                                                      Окончание таблицы 2.2

1 2 3 4 5 6 7
Топливная 36,8 32,9 35,4 31,6 31,9 28,5
Химическая  и нефтехимическая 124,9 111,6 128,3 114,7 122,1 109,1
Машиностроение  и металлообработка 135,0 120,6 135,6 121,2 133,7 119,5
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 187,9 167,9 194,3 173,6 227,2 203,0
Строительных материалов 167,0 149,2 178,2 159,2 197,2 176,2
Легкая 132,4 118,3 140,4 125,5 148,7 132,9
Пищевая 140,2 125,3 135,2 120,8 135,1 120,7
Сельское  хозяйство 110,6 98,8 115,1 102,9 115,3 103,0
Транспорт 136,8 122,3 158,9 142,0 204,1 182,4
Строительство 112,4 100,4 108,5 97,0 105,1 93,9
Торговля  и общественное питание 141,5 126,5 129,3 115,5 124,9 111,6

Информация о работе Финансовая система государства