Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:12, курсовая работа
Целью работы является изучение финансовой системы государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
* Описать сущность финансовой системы государства и типы финансовых отношений, включаемых в систему;
* Осветить структуру финансовой системы, их сферы и звенья;
* Изучить дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.
Введение 3
1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 4
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 9
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 28
Заключение 31
Список использованных источников 32
Финансовая система Республики Беларусь включает в себя следующие две крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы) и общегосударственные финансы (централизованные финансы) [2, c. 24].
Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
Финансы предприятий — исходное звено финансовой системы Республики Беларусь, оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение республики в целом.
Решающую роль в национальной экономике Республики Беларусь занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.
В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, на формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.
Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы обороны страны и др.
В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья: 1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности; 2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности; 3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности; 4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности; 5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.
Среди перечисленных звеньев ведущее место до настоящего времени занимают финансы предприятий, основанных на государственной форме собственности. Это объясняется тем, что удельный вес государственных предприятий составляет в Республике Беларусь более 50 %. В перспективе по мере приватизации и разгосударствления собственности все большее значение будут приобретать финансы предприятий, основанных на негосударственных формах собственности [5, c. 138].
В 2010 г. финансовое состояние организаций характеризовалось сочетанием как положительной динамики реальных объемов продаж и доли выручки, оплаченной денежными средствами, сокращения доли убыточных предприятий, так и отрицательных процессов, проявившихся в низкой обеспеченности предприятий собственными оборотными средствами, снижении уровня рентабельности как в целом по экономике, так и по важнейшим ее отраслям (таблица 2.1).
Таблица 2.1. Динамика финансовых результатов предприятий в 2010 г., млрд.
2009 г. | 2010 г. | Темп роста, % | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Выручка от реализации продукции | 144204 | 183143 | 127,0 |
В том числе | |||
Оплаченная денежными средствами | 129436 | 167091 | 129,1 |
В % к выручке | 89,8 | 91,2 |
Окончание таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 |
Неоплаченная покупателями | 5461 | 6739 | 123,4 |
В % к выручке | 3,8 | 3,7 | |
Налоги и отчисления из выручки | 17338 | 23736 | 136,9 |
В % к выручке | 12 | 13 | |
Покупная стоимость товаров | 30420 | 39253 | 129,0 |
В % к выручке | 21,1 | 21,4 | |
Себестоимость реализованной продукции | 84888 | 107163 | 126,2 |
В % к выручке | 58,9 | 58,5 | |
Прибыль от реализации продукции | 11557 | 12991 | 112,4 |
В % к выручке | 8 | 7,1 | |
Прибыль до налогообложения | 11068 | 12622 | 114,0 |
В % к выручке | 7,7 | 6,9 | |
Налоги и сборы из прибыли | 3622 | 4196 | 115,8 |
В % к прибыли до налогообложения | 32,7 | 33,2 | |
Чистая прибыль | 7394 | 8360 | 113,1 |
В % к прибыли до налогообложения | 66,8 | 66,2 | |
Рентабельность продаж, % | 8 | 7,1 | |
Рентабельность реализованной продукции, % | 13,6 | 12,1 | |
Доля убыточных предприятий, % | 12,2 | 9,7 | |
Дотации из бюджета на покрытие убытков, разницы в ценах | 1393 | 2042 | 146,6 |
Примечание.
Источник: [8]
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций за 2010 г. в текущих ценах составила 183,1 трлн. рублей, или на 27 процентов больше, чем за январь-ноябрь 2009 г. при росте средних цен в экономике на 11,9 процента.
Ограничивающее воздействие на объемы реализации продукции в 2010 г. оказал рост запасов готовой продукции на складах промышленных предприятий. На 1 января 2011 г. запасы готовой продукции в текущих ценах составили 3,4 трлн. рублей, увеличившись с начала года в 1,3 раза при росте цен в промышленности за этот период на 14,8 процента.
На 1 января 2011 г. запасы составляли 57,5 процента среднемесячного объема промышленного производства против 53,5 процента на 1 декабря 2009 г. и 53,4 процента на 1 января 2010 г.
Наибольшее соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства сложилось в легкой промышленности, машиностроении и металлообработке и пищевой промышленности [8, c. 31].
Основными
причинами роста запасов
Несмотря на положительную динамику роста денежной составляющей в общем объеме выручки, наметившуюся в последние годы, остается значительной доля неденежных форм расчетов, а также выручки, отвлеченной в дебиторскую задолженность. Из общего объема выручки, полученной хозяйствующими субъектами в 2010 г., 9 процентов приходилось на неоплаченную выручку и выручку, оплаченную неденежными формами. Это явилось одной из причин, ограничивающих поступление денежных средств на счета хозяйствующих субъектов, что обусловило проблемы в формировании ресурсов (пассивов) банков, а также проблему текущих расчетов в экономике.
Таблица 2.2. Темпы роста прибыли по отраслям экономики в 2010 г. к 2009 г., %
Темпы роста прибыли | ||||||
От реализации продукции | До налогообложения | Чистой | ||||
Номинальный | Реальный | Номинальный | Реальный | Номинальный | Реальный | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Республика Беларусь | 112,4 | 100,4 | 114 | 101,9 | 113,1 | 101,1 |
В том числе | ||||||
Промышленность | 108,2 | 96,7 | 108,7 | 97,1 | 107,3 | 95,9 |
электроэнергетика | 104,0 | 92,9 | 116,5 | 104,1 | 137,9 | 123,2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Топливная | 36,8 | 32,9 | 35,4 | 31,6 | 31,9 | 28,5 |
Химическая и нефтехимическая | 124,9 | 111,6 | 128,3 | 114,7 | 122,1 | 109,1 |
Машиностроение и металлообработка | 135,0 | 120,6 | 135,6 | 121,2 | 133,7 | 119,5 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 187,9 | 167,9 | 194,3 | 173,6 | 227,2 | 203,0 |
Строительных материалов | 167,0 | 149,2 | 178,2 | 159,2 | 197,2 | 176,2 |
Легкая | 132,4 | 118,3 | 140,4 | 125,5 | 148,7 | 132,9 |
Пищевая | 140,2 | 125,3 | 135,2 | 120,8 | 135,1 | 120,7 |
Сельское хозяйство | 110,6 | 98,8 | 115,1 | 102,9 | 115,3 | 103,0 |
Транспорт | 136,8 | 122,3 | 158,9 | 142,0 | 204,1 | 182,4 |
Строительство | 112,4 | 100,4 | 108,5 | 97,0 | 105,1 | 93,9 |
Торговля и общественное питание | 141,5 | 126,5 | 129,3 | 115,5 | 124,9 | 111,6 |