Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение финансовой системы государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
* Описать сущность финансовой системы государства и типы финансовых отношений, включаемых в систему;
* Осветить структуру финансовой системы, их сферы и звенья;
* Изучить дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 4
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 9
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 28
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Теория финансов - Финансовая система государства - курсовая - БГЭУ (2008г).doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы по четырем подразделам: "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 37,1% всех расходов на национальную экономику, "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 34,7%, "Дорожное хозяйство" – 16,1% и "Транспорт" – 6,9%.

     Расходы по разделу "Социальная политика" составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, "Образование" – 11,6%, "Здравоохранение" - 9,1%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,4%.

     В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 78,6%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 20,1%, субсидии и текущие трансферты – 42,7%, обслуживание государственного долга – 0,8%. Доля капитальных расходов составила 20,1%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 17,2% всех бюджетных расходов [11].

     Расходы консолидированного бюджета (без учета  ФСЗН) в 2010 году сложились на 52% из расходов республиканского бюджета и 48% - расходов местных бюджетов.

     Доля  местных бюджетов в доходах и  расходах консолидированного бюджета страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В последние годы для бюджетного процесса республики было характерно повышение уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2010 году составил 67,7% вместо 50,1% в 2009 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2010 году финансовая помощь местным бюджетам составила 16,2% всех доходов этих бюджетов.

     Доходы  республиканского бюджета (без учета ФСЗН) в 2010 году составили 24 813,3 млрд. руб., или 118,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 25 424,2 млрд. руб., что на 23,5% больше, чем в 2009 году.

     Наибольший  удельный вес в доходах республиканского бюджета (без учета ФСЗН) (25,3%) занимали доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций. По сравнению с 2009 годом их объем возрос в 2,8 раза в реальном выражении. За счет налога на добавленную стоимость обеспечено 24,5% всех поступлений в республиканский бюджет.

     Финансирование  по всем разделам республиканского бюджета  в разрезе функциональной классификации  было осуществлено выше уровня 2009 года. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку национальной экономики (на 39,7% в реальном выражении) и общегосударственные расходы (25,1%).

     В 2010 году расходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили доходы на 610,9 млрд. рублей, или 0,6% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 326 млрд. рублей, или 0,3% ВВП.

     В целом тенденции в бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2010 году, как и ранее, была подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

     Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, количество которых в последние годы значительно возросло. К числу основных внебюджетных фондов относятся: фонд социальной защиты населения; фонд содействия занятости; централизованный инновационный фонд; фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, фонд охраны природы, дорожный фонд и др.

     По  своим размерам отдельные внебюджетные фонды составляют внушительные размеры. Например, ежегодный объем фонда социальной защиты населения равен 25—30 % от суммы доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.

     Широкое использование наряду с государственным  бюджетом средств внебюджетных фондов вызвано рядом причин, и прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Порядок их образования и использования регламентируется соответствующим законодательством.

     Важным  звеном выступают финансы домашних хозяйств.

     Номинальные денежные доходы населения за 2010 г. составили 52,6 трлн. рублей и по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличились на 24,3 процента при росте потребительских цен на 8,1 процента. Денежные доходы в расчете на душу населения составили 492,8 тыс. рублей в месяц, что в 1,7 и 2,7 раза больше соответственно минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума.

     Реальные денежные доходы населения в 2010 г. по сравнению c 2009 г. увеличились на 15 процентов при прогнозе на 2010 год 7,5 - 8,5 процента, а в ноябре по сравнению с октябрем - на 4,4 процента.

     Реальные  располагаемые денежные доходы населения  в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 15,1 процента.

     Доля  денежных доходов населения в  ВВП в 2010 г. составила 60,6 процента против 59,1 процента в 2009 г.

     В 2010 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников составила 701,1 тыс. рублей (при прогнозе на 2010 год 682 - 701 тыс. рублей), в том числе в декабре - 795,4 тыс. рублей (таблица 2.5).

Таблица 2.5. Информация о среднемесячной заработной плате и пенсиях в январе-декабре 2010 г.

  Сумма Темп  роста, процентов
К соответствующему периоду 2009 г. К предыдущему  месяцу 2010 г.
Тыс. р. Долларов США Номинальный Реальный Номинальный Реальный
Заработная  плата
1 2 3 4 5 6 7
Ноябрь 736,4 342,0 120,6 109,2 99,8 97,6
Январь-Ноябрь 692,5 322,4 118,7 109,8    
Декабрь 795,4 369,1 119,0 106,2 108,0 105,5
Январь-декабрь 701,1 326,3 118,7 109,5    
Пенсия
Ноябрь 328,2 152,4 118,2 107,1 108,6 106,3
Январь-ноябрь 287,4 133,8 117,9 109,0    
Декабрь 328,2 152,3 118,2 105,4 100,0 97,6
Январь-декабрь 290,7 135,3 117,9 108,7    

 Примечание. Источник: [8] 

     В долларовом эквиваленте в пересчете  по средневзвешенному обменному  курсу белорусского рубля (на всех сегментах  валютного рынка) среднемесячная заработная плата в 2010 году составила 326,3 доллара США, в том числе в декабре -369,1 доллара США (в декабре 2009 г. -311,8 доллара США).

     Реальная  заработная плата в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 9,5 процента при прогнозе на год 8-9 процентов, в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. - на 6,2 процента, а по сравнению с ноябрем 2010 г. - на 5,5 процента.

     Склонность  к сбережениям (отношение прироста всех денежных сбережений населения к денежным доходам) за январь - ноябрь 2010 г. составила 7,6 процента против 9,9 процента в январе - ноябре 2009 г.[8, c. 42].

     При этом произошло увеличение доли банковских вкладов в иностранной валюте - на 1 процентный пункт до 2,2 процента при снижении доли вкладов в национальной валюте на 1,8 процентного пункта до 2,1 процента, доли средств на покупку иностранной валюты - на 1,2 процентного пункта до 2,9 процента и денег на руках у населения -на 0,5 процентного пункта до 0,3 процента.

     Следует отметить, что в качестве надежного  и ликвидного объекта инвестирования свободных денежных средств население также использует золотые, серебряные и платиновые слитки и драгоценные камни. Мерные слитки из драгоценных металлов и бриллианты позволяют населению более эффективно распоряжаться средствами и застраховывать их от возможных рисков.

     Депозиты  населения в национальной и иностранной валюте в банках Республики Беларусь на 1 января 2011 г. составили 10,6 трлн. рублей, увеличившись за 2010 год на 20,6 процента в реальном выражении (за 2009 год - на 32,9 процента), таблица 2..

     При этом произошло увеличение в реальном выражении всех срочных депозитов  населения на 22,5 процента и переводных депозитов - на 12,5 процента (в 2009 году прирост составлял 33,4 и 30,6 процента соответственно).

Таблица 2.6. Информация о вкладах населения Республики Беларусь в 2010 г., млрд. руб.

Показатели 01.01. 2010 01.01. 2011 Прирост за 2010 г. Темпы роста  к 01.01.2010, процентов
Номинальный Реальный
1 2 3 4 5 6
Вклады  населения в национальной и иностранной  валютах 7818,2 10569,4 2751,1 135,2 120,6
переводные 1463,4 1844,8 381,3 126,1 112,5
срочные 6354,8 8724,6 2369,8 137,3 122,5
Рублевые  вклады 5336,8 6785,7 1448,9 127,2 113,4
переводные 1313,3 1703,3 390,0 129,7 115,7
срочные 4023,5 5082,4 1058,9 126,3 112,7
Инвалютные  вклады 2481,4 3783,6 1302,2 152,5 136,0
переводные 150,1 141,4 -8,7 94,2 84,1
срочные 2331,3 3642,2 1310,9 156,2 139,4
1 2 3 4 5 6
Инвалютные  вклады, млн. долларов 1159,5 1759,8 600,3 151,8  
переводные 70,1 65,8 -4,4 93,8  
срочные 1089,4 1694,0 604,7 155,5  

     Примечание. Источник: [8] 

     На 1 января 2011 г. вклады физических лиц в национальной валюте составили 6,8 трлн. рублей, а в иностранной - 1,7 млрд. долларов США.

     Одним из звеньев финансовой системы является государственное имущественное, личное и другие виды страхования, которое представляет собой один из методов создания резервных фондов для защиты собственности предприятий, организаций, учреждений, а также личной собственности граждан от убытков при стихийных бедствиях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при различных событиях в их жизни.

     По  своему содержанию страховые отношения имеют ряд специфических особенностей. В отличие от финансов, которые связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений. Эти отношения обусловлены наличием вероятности наступления непредвиденных событий, т. е. страховых случаев, которые влекут за собой возможность нанесения материального или иного ущерба национальной экономике  и  населению.

     С 1992 г. наряду с государственным страхованием широкое развитие получило негосударственное страхование, осуществляемое акционерными страховыми компаниями.

     В последние годы как государственные, так и негосударственные страховые организации вводят в практику новые формы страхования — страхование ответственности, страхование риска непогашения кредитов  и др.

     Важным  звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношении, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

     Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, в наличии бюджетного дефицита.

     Государственный кредит может быть внутренним и внешним. В Республике Беларусь преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Однако в последние годы в связи с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительство республики все шире привлекает внешний, т. е. международный, государственный кредит.

Информация о работе Финансовая система государства