Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:12, курсовая работа
Целью работы является изучение финансовой системы государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
* Описать сущность финансовой системы государства и типы финансовых отношений, включаемых в систему;
* Осветить структуру финансовой системы, их сферы и звенья;
* Изучить дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.
Введение 3
1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 4
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 9
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 28
Заключение 31
Список использованных источников 32
Примечание.
Источник: [8]
По итогам 2010 г. удалось преодолеть отставание по росту реальных объемов прибыли и обеспечить выход на положительные значения показателя. В целом по экономике за январь-ноябрь 2010 г. прирост прибыли от реализации продукции, прибыли до налогообложения и чистой прибыли в реальном выражении (скорректированном на дефлятор ВВП) составил соответственно 0,4 процента, 1,9 процента и 1,1 процента (таблица 2.2).
В связи с опережающим ростом затрат на производство продукции (126,2 процента) над прибылью от ее реализации (112,4 процента) было допущено снижение рентабельности реализованной продукции в целом по экономике и в ряде ее основных отраслей (таблица 2.3).
В целом по экономике рентабельность реализованной продукции, работ, услуг снизилась с 13,6 процента в 2009 г. до 12,1 процента в 2010 г.[8, c. 35].
Наибольшее снижение рентабельности имело место в топливной промышленности и, прежде всего, в нефтеперерабатывающей. Снижение рентабельности в этих подотраслях произошло, в основном, из-за потери доходов от торговли нефтью и нефтепродуктами.
За 2010 г. рентабельными были 79,8 процента организаций, учитываемых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь в текущем порядке.
Таблица 2.3. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в 2010 г., %
2009 г. | 2010 г. | Отклонение, п.п. | |
Всего | 13,6 | 12,1 | -1,5 |
В том числе | |||
Промышленность | 15,7 | 13,1 | -2,6 |
Электроэнергетика | 12,5 | 9,5 | -3 |
Топливная | 30,1 | 7,4 | -22,7 |
Черная металлургия | 17,8 | 23,4 | +5,6 |
Химическая и нефтехимическая | 26,5 | 25,9 | -0,6 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 7,3 | 10,8 | 3,5 |
Строительных материалов | 10,4 | 12,9 | 2,5 |
Легкая | 6,9 | 8 | 1,1 |
Пищевая | 8,5 | 10 | 1,5 |
Сельское хозяйство | 7 | 6,2 | -0,8 |
Транспорт | 14,1 | 16 | 1,9 |
Связь | 46,6 | 41 | -5,6 |
Строительство | 11,2 | 9,7 | -1,5 |
Торговля и общественное питание | 16,3 | 17,9 | 1,6 |
Материально-техническое снабжение | 31,8 | 36 | 4,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 3,3 | 3,8 | 0,5 |
Примечание.
Источник: [8]
По-прежнему сохраняется значительное число нерентабельных и низкорентабельных организаций. Доля нерентабельных организаций и организаций с рентабельностью 0-5 процентов в 2010 г. составила 48 процентов (к общему числу) против 50,2 процента в январе-ноябре 2009 г.
Наибольшая доля низкорентабельных организаций (от 0 до 5 процентов) отмечается в системе Минсельхозпрода, Белкоопсоюза, концерна "Белгоспищепром" и Минстройархитектуры.
В 2010 г. продолжалась положительная тенденция снижения доли убыточных организаций.
Доля организаций, получивших чистый убыток, в общем количестве организаций в 2010 г. составила 9,7 процента против 12,2 процента в 2009 г. Сумма чистого убытка в 2010 г. составила 504,9 млрд. рублей против 539,6 млрд. рублей годом ранее. Наибольшее количество убыточных организаций наблюдалось в промышленности в целом (17,7 процента к общему числу), в том числе в топливной промышленности (25 процентов), легкой промышленности (28,3 процента), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (20,9 процента), тракторном и сельскохозяйственном машиностроении (29,8 процента), а в региональном разрезе - в Брестской области (13,6 процента), Витебской (12,2 процента) и Гомельской области (14,8 процента) [8, c. 38].
В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства.
Подавляющая
часть организаций
Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как государственный бюджет; внебюджетные фонды (включая фонд социальной защиты населения); фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования (страхование ответственности и др.); государственный кредит.
Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на общегосударственные потребности [3, c. 39].
Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. С его помощью правительство республики концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов страны. С введением в 1992 г. новой налоговой системы основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан. В расходной части государственного бюджета преобладают прежде всего затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес занимают расходы на содержание аппарата управления и на оборону страны.
В отличие от других республик СНГ в расходной части бюджета Республики Беларусь большое место занимают расходы на мероприятия по ликвидации последствий от Чернобыльской катастрофы.
Государственный бюджет Республики Беларусь является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, для развития рыночных отношений, и в частности на развитие и укрепление предпринимательских структур, на приватизацию государственной собственности, на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий.
За 2010 год в консолидированный бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 103,0% годового плана (за 2009 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 47 626,8 млрд. рублей, что составляет 98,0% годового плана (за 2009 год – 95,8%). В реальном выражении это на 17,9% больше, чем за 2009 год при реальном росте доходов за этот период на 15,5%. Профицит консолидированного бюджета за 2010 год составил 422,1 млрд. рублей, или 0,4% к ВВП (за январь-декабрь 2009 года профицит - 1,4% к ВВП), приложение.
Анализ
поступлений доходов
Одним
из факторов повышения уровня централизации
бюджетных средств в ВВП
Задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2011 года, составила 149,5 млрд. рублей. По отношению к ВВП она сократилась почти в два раза: с 0,3% ВВП на начало 2010 г. до 0,16% ВВП на начало 2011 г. Отношение задолженности к годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,8% на 1.01.2010 г. до 0,4% на 1.01.2011 г.
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) за 2009-2011 годы, табл. 2.4. Как видно из таблицы, в 2010 году налоговые доходы выросли на 1,2 п.п. по сравнению с 2009 годом (учитывая отмену налогов на фонд заработной платы и рост доходов от ВЭД), а доля неналоговых доходов и взносов на государственное социальное страхование в ВВП сократилась [11].
Таблица 2.4. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг., %
Показатели | январь-декабрь
2009 |
январь-декабрь
2011 |
1 | 2 | 3 |
Налоговые доходы - всего | 70,1 | 71,3 |
в том числе: | ||
|
16,0 | 15,5 |
в т.ч. - подоходный налог | 6,5 | 6,4 |
|
1,8 | 0 |
|
3,3 | 3,2 |
|
38,4 | 35,0 |
Окончание таблицы 2.4
1 | 2 | 3 |
в т.ч. - НДС | 19,2 | 18,0 |
- акцизы | 7,4 | 6,3 |
|
5,4 | 13,1 |
Взносы на государственное социальное страхование | 24,2 | 23,4 |
Неналоговые доходы | 5,7 | 5,3 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Примечание.
Источник: [11]
За 2010 год производительность труда в экономике сложилась на уровне 107,7%, в то время как реальный рост заработной платы работников в бюджетной сфере за этот период составил 106%, что явилось вкладом бюджетно-налоговой политики в сбалансированность внешней позиции.
Расходы консолидированного бюджета за 2011 год профинансированы 47 626,8 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 10 448,8 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 166,3 млрд. рублей (в 2009 году – 250 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,87% на 1.01.2010 г. до 0,45% на 1.01.20011 г.
В 2010 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,9% по сравнению с 2009 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 35,8%, общегосударственные расходы – на 20,9%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 18,6%.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации.