Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение финансовой системы государства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
* Описать сущность финансовой системы государства и типы финансовых отношений, включаемых в систему;
* Осветить структуру финансовой системы, их сферы и звенья;
* Изучить дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 4
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 9
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 28
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Теория финансов - Финансовая система государства - курсовая - БГЭУ (2008г).doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     Примечание. Источник: [8] 

     По  итогам 2010 г. удалось преодолеть отставание по росту реальных объемов прибыли и обеспечить выход на положительные значения показателя. В целом по экономике за январь-ноябрь 2010 г. прирост прибыли от реализации продукции, прибыли до налогообложения и чистой прибыли в реальном выражении (скорректированном на дефлятор ВВП) составил соответственно 0,4 процента, 1,9 процента и 1,1 процента (таблица 2.2).

     В связи с опережающим ростом затрат на производство продукции (126,2 процента) над прибылью от ее реализации (112,4 процента) было допущено снижение рентабельности реализованной продукции в целом по экономике и в ряде ее основных отраслей (таблица 2.3).

     В целом по экономике рентабельность реализованной продукции, работ, услуг  снизилась с 13,6 процента в 2009 г. до 12,1 процента в 2010 г.[8, c. 35].

     Наибольшее  снижение рентабельности имело место  в топливной промышленности и, прежде всего, в нефтеперерабатывающей. Снижение рентабельности в этих подотраслях произошло, в основном, из-за потери доходов от торговли нефтью и нефтепродуктами.

     За  2010 г. рентабельными были 79,8 процента организаций, учитываемых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь в текущем порядке.

Таблица 2.3. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в 2010 г., %

  2009 г. 2010 г. Отклонение, п.п.
Всего 13,6 12,1 -1,5
В том числе
Промышленность 15,7 13,1 -2,6
Электроэнергетика 12,5 9,5 -3
Топливная 30,1 7,4 -22,7
Черная  металлургия 17,8 23,4 +5,6
Химическая  и нефтехимическая 26,5 25,9 -0,6
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 7,3 10,8 3,5
Строительных  материалов 10,4 12,9 2,5
Легкая 6,9 8 1,1
Пищевая 8,5 10 1,5
Сельское хозяйство 7 6,2 -0,8
Транспорт 14,1 16 1,9
Связь 46,6 41 -5,6
Строительство 11,2 9,7 -1,5
Торговля  и общественное питание 16,3 17,9 1,6
Материально-техническое  снабжение 31,8 36 4,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 3,3 3,8 0,5

     Примечание. Источник: [8] 

     По-прежнему сохраняется значительное число  нерентабельных и низкорентабельных организаций. Доля нерентабельных организаций и организаций с рентабельностью 0-5 процентов в 2010 г. составила 48 процентов (к общему числу) против 50,2 процента в январе-ноябре 2009 г.

     Наибольшая  доля низкорентабельных организаций (от 0 до 5 процентов) отмечается в системе  Минсельхозпрода, Белкоопсоюза, концерна "Белгоспищепром" и Минстройархитектуры.

     В 2010 г. продолжалась положительная тенденция снижения доли убыточных организаций.

     Доля  организаций, получивших чистый убыток, в общем количестве организаций в 2010 г. составила 9,7 процента против 12,2 процента в 2009 г. Сумма чистого убытка в 2010 г. составила 504,9 млрд. рублей против 539,6 млрд. рублей годом ранее. Наибольшее количество убыточных организаций наблюдалось в промышленности в целом (17,7 процента к общему числу), в том числе в топливной промышленности (25 процентов), легкой промышленности (28,3 процента), лесной, деревообрабатывающей         и         целлюлозно-бумажной         промышленности (20,9 процента), тракторном и сельскохозяйственном машиностроении (29,8 процента), а в региональном разрезе - в Брестской области (13,6 процента), Витебской (12,2 процента) и Гомельской области (14,8 процента) [8, c. 38].

     В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства.

     Подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляет некоммерческую деятельность, т. е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли (организации культуры, учреждения народного образования, здравоохранения и др.). Если такие учреждения в ряде случаев и получают доходы (например, государственные вузы за обучение сверхпланового контингента студентов), то они используются на развитие этих учреждений. Все затраты в учреждениях непроизводственной сферы, как правило, покрываются за счет бюджетных средств (за исключением жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, коммерческих страховых, кредитных и других  учреждений).

     Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как государственный бюджет; внебюджетные фонды (включая фонд социальной защиты населения); фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования (страхование ответственности и др.); государственный кредит.

     Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на общегосударственные потребности [3, c. 39].

     Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. С его помощью правительство республики концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов страны. С введением в 1992 г. новой налоговой системы основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан. В расходной части государственного бюджета преобладают прежде всего затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес занимают расходы на содержание аппарата управления и на оборону страны.

     В отличие от других республик СНГ  в расходной части   бюджета   Республики   Беларусь   большое   место занимают расходы на мероприятия по ликвидации последствий от Чернобыльской катастрофы.

     Государственный бюджет Республики Беларусь является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, для развития рыночных отношений, и в частности на развитие и укрепление предпринимательских структур, на приватизацию государственной собственности, на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий.

     За 2010 год в консолидированный бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 103,0% годового плана (за 2009 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 47 626,8 млрд. рублей, что составляет 98,0% годового плана (за 2009 год – 95,8%). В реальном выражении это на 17,9% больше, чем за 2009 год при реальном росте доходов за этот период на 15,5%. Профицит консолидированного бюджета за 2010 год составил 422,1 млрд. рублей, или 0,4% к ВВП (за январь-декабрь 2009 года профицит - 1,4% к ВВП), приложение.

     Анализ  поступлений доходов свидетельствует  о том, что удельный вес доходов  консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 48,4 процента в 2009 году до 50,0 процента в 2010 году, или на 1,6 п.п., что в значительной степени обусловлено введением экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и расширением налогооблагаемых баз. В частности, удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета увеличился с 5,4% в 2009 году до 13,1% в 2010 году, или более чем вдвое.

     Одним из факторов повышения уровня централизации  бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2010 год энергетичность доходов консолидированного бюджета составила 1,07, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 7,4 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2009 году энергетичность доходов была 1,06).

     Задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2011 года, составила 149,5 млрд. рублей. По отношению к ВВП она сократилась почти в два раза: с 0,3% ВВП на начало 2010 г. до 0,16% ВВП на начало 2011 г. Отношение задолженности к годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,8% на 1.01.2010 г. до 0,4% на 1.01.2011 г.

     Ниже  приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) за 2009-2011 годы, табл. 2.4. Как видно из таблицы, в 2010 году налоговые доходы выросли на 1,2 п.п. по сравнению с 2009 годом (учитывая отмену налогов на фонд заработной платы и рост доходов от ВЭД), а доля неналоговых доходов и взносов на государственное социальное страхование в ВВП сократилась [11].

Таблица 2.4. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг., %

Показатели  январь-декабрь 

2009

январь-декабрь 

2011

1 2 3
Налоговые доходы - всего  70,1 71,3
в том числе:    
    Налоги на доходы и прибыль 
16,0 15,5
в т.ч. - подоходный налог  6,5 6,4
    Налоги на фонд заработной платы
1,8 0
    Налоги на собственность 
3,3 3,2
    Налоги на товары и услуги
38,4 35,0

 

Окончание таблицы 2.4

1 2 3
в т.ч. - НДС  19,2 18,0
- акцизы  7,4 6,3
    Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
5,4 13,1
Взносы  на государственное социальное страхование 24,2 23,4
Неналоговые доходы 5,7 5,3
Итого доходов 100,0 100,0

     Примечание. Источник: [11] 

     За 2010 год производительность труда в экономике сложилась на уровне 107,7%, в то время как реальный рост заработной платы работников в бюджетной сфере за этот период составил 106%, что явилось вкладом бюджетно-налоговой политики в сбалансированность внешней позиции.

     Расходы консолидированного бюджета за 2011 год профинансированы 47 626,8 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 10 448,8 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 166,3 млрд. рублей (в 2009 году – 250 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,87% на 1.01.2010 г. до 0,45% на 1.01.20011 г.

     В 2010 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,9% по сравнению с 2009 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 35,8%, общегосударственные расходы – на 20,9%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 18,6%.

     В 2010 году по сравнению с 2009 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации.

Информация о работе Финансовая система государства