Полномочия органов и агентов валютного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение действующего в РФ валютного законодательства, а также проследить взаимодействие и функционирование органов и агентов валютного контроля.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть нормативно – правовую базу, регулирующие валютный контроль, а также органов и агентов валютного контроля;
2. изучить валютный контроль как регулятора внешнеэкономической деятельности;
3. изучить особенности деятельности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Нормативно – правовое регулирование……………………………………..5
1.2 Понятие и основы валютного контроля……………………………………..7
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ И АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ………………………………………………………………..18
2.1 Особенности деятельности органов валютного контроля и их должностных лиц………………………………………………………………...18
2.2 Особенности деятельности агентов валютного контроля и их должностных лиц………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Согласно статье 22 Федерального закона РФ «О Валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 года, агентами валютного контроля также являются государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы).

Агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

1) проводить проверки соблюдения  резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы  и информацию, которые связаны  с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса .

 В целях осуществления валютного  контроля агенты валютного контроля  в пределах своей компетенции  имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность  физического лица;

2) документ о государственной  регистрации физического лица в качествеиндивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус  юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации  юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке  на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права  лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права  нерезидентов на осуществление  валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые  органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа  по месту учета резидента об  открытии счета (вклада) в банке  за пределами территории РФ;

8) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

9) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

10) таможенные декларации, документы,  подтверждающие ввоз в РФ валюты  РФ, иностранной валюты и внешних  и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

11) паспорт сделки;

12) документы, подтверждающие, что  физические лица являются супругами  или близкими родственниками, включая  документы, выданные органами  записи актов гражданского состояния  (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ .

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно  относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными  на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке.

Иностранные официальные документы  могут быть представлены без их легализации  в случаях, предусмотренных международным  договором РФ.

Документы представляются агентам  валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом  заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета  имеет отношение только часть  документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом  документов, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются  агентами валютного контроля для  ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением  резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного  контроля информацию о валютных  операциях, проводимых с их  участием, в порядке, установленном  актами валютного законодательства  РФ и актами органов валютного регулирования.

3) сохранять в соответствии с  законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну,  ставшую им известной при осуществлении  их полномочий.

4) агенты валютного контроля  при наличии информации о нарушении  актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования лицом, осуществляющим  валютные операции, или об открытии  счета (вклада) в банке за пределами  территории РФ, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

а) в отношении юридического лица - наименование, идентификационный  номер налогоплательщика, место  государственной регистрации, его  юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

б) в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес  места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения .

Таким образом, в данной главе были рассмотрены особенности деятельности органов и агентов валютного контроля.  В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного регулирования являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Названные органы валютного регулирования в пределах своей компетенции издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов, при этом не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Координацию деятельности органов  валютного контроля обеспечивает Правительство  Российской Федерации, которое также  обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного  контроля с ЦБ РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в работе были рассмотрены  важнейшие принципы, лежащие в  основе системы валютного контроля Российской Федерации. Как видно, валютное законодательство страны подразумевает  контроль государственных органов  за проводимыми валютными операциями.

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты. Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

Валютный контроль обеспечивает соблюдение валютного законодательства. Валютный контроль — это гарантия уверенности в безопасности, надежности совершенных операций. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами.

Развитие рыночных отношений, установление более тесных контактов с партнерами ближнего и дальнего зарубежья неизбежно  приводит к необходимости либерализации  валютного законодательства, к постепенной  отмене валютных ограничений. Об этом свидетельствует опыт многих стран с эффективной экономикой (США, Великобритания, Германия и т.д.).

Контроль в валютной сфере направлен  на защиту экономики этих стран от уменьшения валютных резервов, обеспечение  национальной безопасности, борьбу с  незаконными финансовыми операциями. Эти задачи актуальны и для нашей страны.

В РФ валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.

Таким образом, по данной работе можно  сделать вывод, что была  достигнута цель исследования, а именно изучение действующего в РФ валютного законодательства, а также было исследовано взаимодействие и функционирование органов и агентов валютного контроля. Также были рассмотрены задачи, поставленные для достижения цели работы: рассмотрена нормативно – правовая база, регулирующие валютный контроль, дали характеристику валютному контролю как регулятору внешнеэкономической деятельности, а также были изучены особенности деятельности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИНФОРМАЦИИ

 

1. Нормативные  правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская  газета. - 1993. - 25 декабря.;

1.2 Таможенный  кодекс Таможенного союза. –  Новосибирск: Нормативка: Сиб. унив. изд-во, 2011.;

1.3 «О Центральном  банке Российской Федерации» (Банке России): Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 N 86-ФЗ в ред. федерального закона от 19.07.2009, № 181-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - N 28. - ст. 2790; СЗРФ. – 2009. -№ 8.;

1.4 «О валютном  регулировании и валютном контроле»:  Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ // СПС Консультант Плюс;

1.5 «Об утверждении  Положения о Федеральной службе  финансово-бюджетного надзора»: Постановление  Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 (С изм. и доп. от: 7 ноября 2008 г., 27 января, 8 августа 2009 г., 15 июня 2010 г., 17 января, 24 марта 2011 г);

1.6 «Вопросы  федеральной службы финансово-бюджетного  надзора»: Постановление Правительства  Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198;

1.7 «О порядке  представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации»: Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 166 // СЗ РФ .- 2009. - N 9. - ст. 1129.;

 

 

2. Специальная  литература

2.1 Бурлак  Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютных  операций. – М.: ЮНИТИ, 2010.;

2.2 Деменков  А. А. О валютном регулировании  и валютном контроле / А. А. Деменков, С. В. Эрдни-Горяева // Налоговый  вестник. - 2011.;

2.3 Запольский С.В. Дискуссионный вопросы теории финансового права: монография / С.В. Запольский. – М.: РАП, Эксмо, 2008;

2.4 Валютное  право: учебное пособие / [Алексеева  Д.Г. - к.ю.н., доц. и др.]. - Москва: Норма, 2010.;

2.5 Гринберг  Н. Валютный контроль в России: проблемы и перспективы развития / Гринберг Николай // Управление: история, наука, культура: Тез. докл. 7-й студен. конф. (22-23 апр. 2003 г.). - Петрозаводск, 2011.;

2.6 Дорофеев  Б. Ю. Валютное право России: учебник / Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов, В.А. Пушин. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - Москва : НОРМА, 2009.;

2.7 Селивановский  А. С. Новое валютное законодательство / Антон Сергеевич Селивановский  // Закон. - 2011.;

2.8 Щеголева  Н.Г. Валютный рынок и валютные  операции. / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2009.;

2.9 Шуплецова  Ю. И. Финансовое право: конспект  лекций. — 3-е изд. доп. и перераб.  — М.: Юрайт-Издат, 2011.;

2.10 Яковлев  Е.П. Валютный контроль в России: актуальные вопросы // Финансы. - 2010.

 

 

 

 


Информация о работе Полномочия органов и агентов валютного контроля