Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение действующего в РФ валютного законодательства, а также проследить взаимодействие и функционирование органов и агентов валютного контроля.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть нормативно – правовую базу, регулирующие валютный контроль, а также органов и агентов валютного контроля;
2. изучить валютный контроль как регулятора внешнеэкономической деятельности;
3. изучить особенности деятельности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Нормативно – правовое регулирование……………………………………..5
1.2 Понятие и основы валютного контроля……………………………………..7
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ И АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ………………………………………………………………..18
2.1 Особенности деятельности органов валютного контроля и их должностных лиц………………………………………………………………...18
2.2 Особенности деятельности агентов валютного контроля и их должностных лиц………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………………29
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
«Специальный счет» - банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом требовании об осуществлении валютной операции с использованием специального счета такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета;
«Валютные биржи» - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.
В действующем законе кардинально изменен подход к регулированию валютных операций между резидентами и нерезидентами. До настоящего времени без ограничений осуществлялись только текущие валютные операции, исчерпывающий перечень которых был закреплен законодательно, а в отношении всех остальных операций Банк России мог произвольно устанавливать любой порядок совершения. В настоящем законе отсутствуют критерии деления валютных операций на текущие и капитальные. Теперь в законе приведен исчерпывающий перечень валютных операций движения капитала, в отношении которых органами валютного регулирования могут быть установлены валютные ограничения. Все остальные валютные операции, не попавшие в перечень, а также те из числа регулируемых валютных операций, в отношении которых специально не установлен порядок их совершения, осуществляются без ограничений.
Действующий закон предусматривает полный отказ от существовавшей ранее разрешительной системы совершения валютных операций движения капитала, и более того - прямой запрет на установление требований о получении индивидуальных разрешений.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
в) проверка соответствия валютных операций, проводимых юридическим лицом, кодам валютных операций, указанных в перечне валютных операций
г) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Органами валютного
Валютные операции на основании статьи 6 Закона №173-ФЗ осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений. Статьей 7 Закона №173-ФЗ установлены случаи, когда резиденты могут предоставлять нерезидентам отсрочку платежа, и сроки, на которые такая отсрочка предоставляется.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона №173-ФЗ. В частности данной статьей установлено, что резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения таких счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через эти счета, причем расчеты могут производиться в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.
Статьей 15 Закона №173-ФЗ установлен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.
В соответствии
со статьей 16 Закона №173-ФЗ в случаях,
установленных данным законом резиденты
и нерезиденты обязаны
При осуществлении
внешнеторговой деятельности резиденты
согласно статье 19 Закона №173-ФЗ обязаны
в сроки, предусмотренные
ü получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для их работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
ü возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Случаи, когда резиденты имеют право не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации перечислены в пункте 2 статьи 19 Закона №173-ФЗ.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Таким образом, целью Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ И АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
2.1 Особенности деятельности
Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона №173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Положение о федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года №278.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
ü осуществляет контроль и надзор;
ü за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
ü за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
Согласно постановлению
ü за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
ü осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций.
В пункте 12 статьи 4 Закона №173-ФЗ сказано, что Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Современное валютное регулирование осуществляется Банком России по следующим направлениям:
Ø поддержание курса рубля по отношению к иностранным валютам;
Ø лицензирование валютных операций;
Ø регламентация правил открытия и ведения счетов резидентов и счетов нерезидентов в иностранных валютах, а также правил осуществления по ним валютных операций;
Ø регламентация правил открытия и ведения счетов нерезидентов в рублях и осуществления по ним валютных операций;
Ø определение порядка ввоза и вывоза иностранной валюты;
Ø покупка валюты на внутреннем валютном рынке;
Ø регламентация экспортно-импортных операций и международных расчетов;
Ø обязательная продажа валютной выручки;
Ø осуществление кассовых операций в иностранной валюте и обмен валюты;
Ø управление валютными рисками;
Ø получения кредитов в иностранной валюте;
Ø инвестирование в иностранной валюте, квоту и участие зарубежных инвесторов в российском банковском секторе;
Ø бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций в связи с осуществлением ими валютных операций.
Кроме того, Банк России вправе самостоятельно проводить все виды валютных операций.
Органы валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
Ø проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
Ø проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
Ø запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Помимо вышеперечисленных прав органы валютного контроля их должностные лица также имеют право:
Ø выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
Ø применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
¾ Правительством Российской Федерации - для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков;
¾ ЦБ РФ - для представления уполномоченным банкам.
Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Закона №173-ФЗ.
2.2 Особенности деятельности
Агенты валютного контроля — это кредитные организации, подотчетные ЦБ РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции валютного контроля (Таможенные органы, Налоговые органы). Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций.
Информация о работе Полномочия органов и агентов валютного контроля