Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:13, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
I.Введение…………………………………………………………………..2
II. Основная часть…………………………………………………………..3
1. Сущность налоговой системы России……………………………….....3
2. Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ…...6
3. Основные звенья и элементы налоговой системы России……..……..13
4. Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования…………………………………………………...........19
III.Заключение……………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………...28
НОУ ВПО АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
«Налоговая система РФ»
Зобнина И.Н.
Работу выполнил:
студент гр. ДЗЮ 307
Дата сдачи:_______________
Дата рецензирования:__________
Дата защиты:_______Оценка_____
Казань – 2012
I.Введение……………………………………………………
II. Основная часть…………………………………………………………..3
1. Сущность налоговой системы России……………………………….....3
2. Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ…...6
3. Основные звенья и элементы налоговой системы России……..……..13
4. Анализ налоговой
системы России на современном
этапе развития и пути ее
совершенствования…………………………………
III.Заключение…………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...28
I.Введение
В настоящее
время налоги играют немалую роль
в укреплении экономической позиции
России. Налогам отводится важное
место среди экономических
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики, этим и определяется актуальность выбранной темы дипломной работы.
В данной работе
предпринята попытка
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
Таким образом, объект данного исследования – налоговая система РФ. Предмет исследования – современное развитие налоговой системы России.
В курсовой работе использован материал законодательства по налогообложению, статьи экономистов по проблематике, монографии ученых, статистический материал. Все это позволило полно раскрыть тему работы.
II. Основная часть
1. Сущность налоговой системы
Сущность налоговой системы – понятие весьма многообразное и сложное, и его можно раскрыть через различные функции и элементы. Во-первых, налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов (органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции, которая недавно была упразднена). Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Как показывает история налогов, возникновение налогообложения было вызвано появлением государства и государственного аппарата, создавших и использовавших фискальные механизмы для финансирования своих расходов. Однако налоги - это в первую очередь важнейшая финансово-экономическая категория.
Стоимость всех
материальных благ, созданных обществом
за определенный период (обычно за год)
и предназначенных для
Однако объективная
необходимость мобилизации
В то же время государство, возникшее как надстроечная форма управления обществом на соответствующей стадии развития цивилизации, объективно потребовало материальной основы для своего существования, источником чего могла выступить только сфера материального производства. Именно с возникновения государства начинается формирование системы перераспределительных отношений (распределение уже распределенного ВНП), которая с развитием товарно-денежных отношений выступила в денежной (финансовой) форме.
Основным методом перераспределения ВНП стало прямое изъятие государством определенной части ВНП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), что и составляет финансово-экономическую сущность налогообложения. Это перераспределение осуществляется непосредственно из НД, который выступает единственным источником налоговых платежей независимо от их объекта.
Перераспределение части ВНП в пользу государства осуществляется между двумя участниками общественного производства: от работников (из «с») в форме подоходного и иных налогов, а от хозяйствующих субъектов (из «т») - в форме налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др.
Однако независимо от целей налогообложения, форм взимания и видов налогов публичная суть налогов остается прежней - в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов; более того, налоги - это органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и налогообложение.
Основное место
в финансовой системе любого государства
занимает бюджетная система, посредством
которой образуются и используются
общегосударственные
В то же время от непосредственного участия в процессе общественного производства государство как хозяйствующий субъект получает сравнительно мало доходов, причем прослеживается тенденция к их снижению. Анализ структуры государственной собственности (железнодорожный транспорт, энергетика, связь, коммунальная сфера, некоторые отрасли промышленности) показывает, что многие предприятия государственного сектора убыточны и требуют дотаций. В этой ситуации основную доходную часть составляют налоги.
Доходы бюджета каждого уровня в России формируются в соответствии с налоговым законодательством. Данное положение подтверждает исключительную важность налогов. Можно смело утверждать, что без налогов нет бюджета, а потому без налогов не может существовать и государство. Именно налоги представляют собой финансовый источник экономической самостоятельности государства. Однако следует особо подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения [5, с. 24].
Налоговые системы в разных странах отличаются по видам налогов, налоговых ставок и по многим другим параметрам. Налоговая система в России сформирована в ее основных чертах осенью 1991 года для обеспечения деятельности государства в критических условиях. По своей структуре и принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 90-х годов и доработанная к 2001-2003 гг., в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам. В Налоговом кодексе РФ четко закреплены контуры российской налоговой системы, соответствующей экономике рыночного типа.
2. Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ
Система российского налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права:
• федеральные законы;
• законы и акты субъектов Федерации;
• ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления.
Основу российского законодательства составляет концепция системы законов о налогах прямого действия, которая предусматривает исключение издания конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов.
В Конституции Российской Федерации [1] указано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу».
Общие принципы налогообложения в России закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации [2], введенном в действие с 1 января 1999 г. Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов. В Налоговом кодексе определено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. С 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации [3].
Законы Российской Федерации делятся на законы [6, с. 73]:
• общего действия (например, бывший Закон «О федеральных органах налоговой полиции»);
• о конкретных налогах (например, бывший Закон «О налоге на рекламу»).
Указы Президента Российской Федерации, во-первых, устанавливают самостоятельные нормы права, а во-вторых, носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.
Постановления Правительства Российской Федерации устанавливают ставки акцизов и таможенных пошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении, и т.д.
Согласно ст.
4 Кодекса федеральные и
Важное место в условиях развития российской налоговой системы занимают акты Федеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации. В ряде случаев эти документы могут иметь нормативное значение, и их нарушение влечет за собой ответственность. Но в целом их основная задача - разъяснение методики ввода в действие закона, отдельных его положений. Письма, указания и разъяснения Госналогслужбы носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.
Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного Суда Российской Федерации играют существенную роль в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда представляют возможность защиты интересов налогоплательщиков - обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.
Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международно-правовыми договорами.
Пределы действия налоговых нормативных актов определяются по трем аспектам: во времени; в пространстве; по кругу лиц.
Действие закона во времени. Согласно ст. 5 Кодекса «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу... Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования... Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия...». Общие правила введения в действие нормативных актов предусматривают: