Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:13, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
I.Введение…………………………………………………………………..2
II. Основная часть…………………………………………………………..3
1. Сущность налоговой системы России……………………………….....3
2. Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ…...6
3. Основные звенья и элементы налоговой системы России……..……..13
4. Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования…………………………………………………...........19
III.Заключение……………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………...28
3) налог на игорный бизнес.
Таким образом, исключены не применяемые налоги - налог на недвижимость; дорожный налог; налог с продаж.
Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются Кодексом».
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Таким образом, с 1 января 2005 года из перечня местных налогов исключены налог на рекламу и налог на наследование или дарение. Следовательно, последний местный налог, связанный с хозяйственной деятельностью организаций и предпринимателей - налог на рекламу - прекращает свое существование. Теперь рекламная деятельность сможет облагаться специфическими налогами только с помощью применения специального налогового режима в виде ЕНВД к стационарным рекламным носителям. Местным органам власти остаются только два рычага прямого формирования местного бюджета, и оба этих рычага прямо связаны с недвижимостью.
Бюджетное устройство РФ, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Согласно этому признаку налоги делятся на закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо
фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты.
По субъектам (плательщикам) выделяются налоги с юридических и физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй – подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и др. Земельный налог взимается и с тех, и с других. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения зачисляются в бюджет, а целевые – во внебюджетные целевые фонды.
Бюджетное устройство
РФ, как и многих европейских стран,
предусматривает, что региональные и местные налоги
служат лишь добавкой в доходной части
соответствующих бюджетов. Главная часть
при их формировании - это отчисления от
федеральных налогов. Налоговая система
РФ выполняет важнейшую функцию бюджетного
регулирования. Расширение самостоятельности
и ответственности национально-государственных
и административно-
Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Термин «распределение налоговых доходов» в данном случае относится к уровням государственной власти, ответственным за определение ставок и структуры распределения доходов от тех или иных налогов по уровням бюджетной системы, независимо от того, направляются ли указанные налоговые доходы в бюджет этого уровня государственной власти. Применяемым сейчас в России, вариантом распределения доходных полномочий является закрепление некоторой части налоговых полномочий за местными или региональными органами власти, а в случае необходимости, - компенсация недостающих доходов путем закрепления долей от регулирующих налогов либо путем перечисления трансфертов в местный бюджет. Ключевым вопросом при осуществлении подобной схемы распределения доходов является выбор налогов, закрепляемых за местными/региональными органами власти (местных/региональных налогов), а также федеральных налогов, определенная доля поступлений которых зачисляется в региональные/местные бюджеты (регулирующих налогов). Вслучае закрепления за нижними уровнями власти налоговых полномочий, что позволяет связывать величину налогового бремени и принимаемые расходные решения, местные органы власти в своих действиях руководствуются соображениями вида «затраты-выгоды», что приводит к повышению экономической эффективности.
Следует отметить, что решение проблемы распределения налоговых доходов не сводится к полному закреплению конкретных налогов за местным, региональным или национальным уровнем власти: скорее, результатом ее решения является спектр различных схем закрепления налоговых доходов и налоговых полномочий. Налоговые доходы субнациональных бюджетов могут принимать различные формы: собственные доходы, которые полностью зачисляются в бюджет соответствующего органа власти, имеющего право определять ставку налога, а в определенных случаях - оказывать влияние на порядок расчета налоговой базы, и «пересекающиеся» налоги, база которых определена федеральным законодательством для всей территории страны, а субнациональные органы власти вправе самостоятельно устанавливать ставки налога. Регулирующие же доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Другими словами,
регулирование налоговых
Государственная
пошлина, имея федеральный статус, обычно
полностью зачисляется в
Таким образом, к регулирующим налогам в России мы можем отнести почти все основные налоги (кроме НДС и налога на доходы физических лиц).
По субъектам (плательщикам) выделяются налоги с юридических и физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй – налог на доходы, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и др. Земельный налог взимается и с тех, и с других.
Налоговая система
- совокупность предусмотренных налогов
и обязательных платежей, взимаемых
в государстве. Она базируется на
соответствующих
1) объект налога
- это доходы, стоимость отдельных
товаров, отдельные виды
2) субъект налога
- это налогоплательщик, то есть
физическое или юридическое
3) источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1)
кадастровый - когда объект
налога дифференцирован на
2) на основе декларации - документа, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него (налог на прибыль).
3) у источника
- вносится лицом, выплачивающим
доход (налог на доходы
4. Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования
В настоящее время Россия находится в конце пути реформы налогообложения. Ее результаты, по замыслу властей, должны в течение ближайших 2 лет создать налоговую структуру с широкой базой по каждому из основных налогов (корпоративный, НДС и на доходы физических лиц) и выйти по широте налоговой базы и уровню дифференциации ставок на один уровень с большинством стран ОЭСР.
Несмотря на определенный подъем эффективности налоговой системы РФ, при осуществлении дальнейшего реформирования налоговой системы следует исходить из факта, что коль скоро Россия является равноправным членом мирового экономического сообщества, необходима перспективная ориентация налоговой системы на приоритетные тенденции развития мировой налоговой политики, - реализацию концепции ее многофункциональности, естественно, с учетом особенностей национальной экономики.
Сегодня налоговые
доходы (в процентах к ВВП) в
России сопоставимы со странами ОЭСР;
улучшается собираемость налогов, растет
ответственность
Вместе с тем, с нашей точки зрения, в рамках дальнейшего развития налоговой системы РФ целесообразно осуществить следующие реформации, способствующие реализации концепции ее многофункциональной направленности:
1. Механизм налогообложения
прибыли предприятий должен
Отметим, что и мировой, и отечественный опыт доказывают: осуществление политики ликвидации налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции налогообложения возможности определять и стимулировать приоритетные наукоемкие направления развития отечественного производства.
Следует подчеркнуть, что в основе реформы 2001 года налога на прибыль лежит не увеличение, а уменьшение остающегося в распоряжении предприятия объема прибыли. У теневиков - добровольное, в виде платы за легализацию своих доходов. У традиционно законопослушных наукоемких предприятий - принудительное, за счет ликвидации налоговых льгот па развитие и модернизацию производства, в научные исследовании и разработки [22, с. 12].
2. Для налога
на доходы физических лиц
Россия, вводя плоскую шкалу налогообложения, преследовала одну цель - выведение доходов из «тени». Однако эта цель не достигнута, а расслоение населения увеличилось. Если три года назад заработная плата 10% наиболее; оплачиваемых трудящихся превышала заработную плату 10% наименее оплачиваемых в 26 раз, то теперь эта разница приближается к 40 разам [19, с. 14].
Необходима
дифференциация величины социальных,
имущественных и
По нашему мнению, не следует облагать налогом доходы, полученные гражданами в виде материальной помощи в связи со стихийными бедствиями, на погребение и организацию похорон, лечение и отдых, при рождении детей, выходе на пенсию по инвалидности или по возрасту, потере имущества в результате грабежа и кражи, в связи с террористическими актами и другими чрезвычайными обстоятельствами. Указанную помощь может оказывать государство, работодатели, общественные организации и граждане. Последние оказывают помощь из своих средств, которые уже были подвержены налогообложению, и в целях исключения двойного взимания следует эти доходы включить в перечень доходов, не подлежащих налогообложению [20, с. 21].
3. В целях
поддержки и дальнейшего
4. Реформирование системы косвенного налогообложения. В перспективе, по мере экономической стабилизации и перехода к устойчивому экономическому росту и объективному процессу расширения базы обложения НДС, целесообразно снижение базовой ставки российского НДС до 13-16% в соответствии с программой унификации этого налога на территории Европы. Уже с 1 января 2004 года ставка НДС в России понижена до 18%.
В настоящее время постоянно муссируется вопрос о снижении ставки НДС до 13%. В этой связи предлагается снизить, начиная с 2007 года ставку НДС с 18 до 13% при условии, что снижение ставки не должно сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП.
В документе отмечается, что увеличение темпов экономического роста за счет снижения ставки НДС может составить до 0,5 процентных пункта роста ВВП. Среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3-0,5%, а увеличение темпов роста инвестиций с учетом привлеченных средств составит 1,1-1,3 процентных пункта в год. При этом выпадение бюджетных доходов, по оценкам, может вначале составить около 300 млрд рублей.
Но Государственная Дума России и Министерство финансов настаивают на сохранении ставки в 18%.