Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:13, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
I.Введение…………………………………………………………………..2
II. Основная часть…………………………………………………………..3
1. Сущность налоговой системы России……………………………….....3
2. Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ…...6
3. Основные звенья и элементы налоговой системы России……..……..13
4. Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования…………………………………………………...........19
III.Заключение……………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………...28
Повышение акцизов до уровня, применяемого в странах ОЭСР, могло бы предоставить дополнительно доходы бюджету, дать возможность активнее осуществлять политику снижения налоговой нагрузки на прибыль предприятий, реализуя тем самым регулирующую и стимулирующую функции налоговой политики на государственном уровне. Однако, учитывая низкие доходы населения, динамику роста акцизов следует тесно связывать с динамикой платежеспособного спроса.
Усиление косвенного налогообложения не должно идти чисто фискальным путем, то есть ограничиваться копированием опыта развивающихся стран, а максимально учитывать и другие, особенно производственно-стимулирующую, функции налогообложения.
Для России учет стимулирующей производство функции при усилении косвенного налогообложения возможен по двум направлениям [13, с. 54].
Во-первых, само введение новых или увеличение и изменение старых косвенных налогов должно проводиться с учетом возможности отрицательного воздействия указанных изменений на производителя. При обнаружении подобного отрицательного эффекта необходимо разрабатывать меры, способные элиминировать или хотя бы минимизировать этот эффект (вплоть до снижения тех косвенных налогов, особенно НДС и некоторых акцизов, чье отрицательное влияние на производителя проявляется и прямо через процесс переложения налогов в условиях кризиса и опосредованно - через слишком резкое снижение потребления). Так, например, применительно к НДС переход от начисления по моменту оплаты на момент поставок в современных условиях экономики России с ее дефицитом платежных средств, с широким распространением неплатежей и бартера может усугубить проблемы предпринимательства.
Во-вторых, необходимо учитывать позитивный опыт некоторых стран рыночной экономики, также прибегавших на определенном этапе к усилению роли косвенных налогов (как, например, в период экономической реформы в Чили). Как показывает анализ, увеличение роли косвенных налогов может оказать серьезное и долговременно положительное влияние лишь в том случае, когда полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства используются для проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых мер, стимулирующих экономический рост (вроде заметного снижения налога на прибыль и других форм налогообложения предпринимательства).
5. В связи
с исследованием проблемы
6. В обществе
развивается, принимая все
В целях ликвидации недостатков налогового федерализма разработана правительственная схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в РФ, которая в 2006 году предусматрела: федеральный статус 9 налогов, в том числе 3 регулирующих (налог на добычу углеводородного сырья и прочих полезных ископаемых, акцизы на спирт из пищевого сырья и ликеро-водочные изделия, налоги на прибыль предприятий). Из 6 остальных 3 «чисто» (на 100%) собственные налоги (таможенные пошлины, НДС, акцизы на газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в РФ) и 3 налога закреплены за нижестоящими бюджетами по установленным нормативам их расщепления; региональный статус 4 налогов, в том числе 3 регулирующих (экологический налог, налог на игорный бизнес) и 1 «чисто» собственный - транспортный налог; муниципальный статус 3 налогов - налог на недвижимость (имущество, земля), налог на вмененный доход.
Анализ правительственной
схемы позволяет сделать
- стратегия
разграничения основ налоговых
полномочий доходных
повышения уровня
собственных налогов в доходах
территориальных бюджетов;
- правительственной
Программе развития бюджетного
федерализма в РФ на период
до 2006 года предусмотрено повышение
роли собственных доходов
- налоговый
федерализм следует оформлять
в виде налоговых соглашений
с их законодательным
- резкие различия
в уровнях социально-
Очевидна необходимость расширения собственной налоговой базы и четкое определение статуса в рамках системы финансового федерализма бюджетов органов территориального самоуправления. Что позволит им брать на себя не только финансовые обязательства в целях уменьшения давления на федеральный бюджет, но и расходы, связанные с государственным регулированием экономики, стабилизацией экономической ситуации и стимулированием экономического роста на подведомственной территории, содействуя, таким образом, проведению политики, соответствующей интересам региона.
Сейчас налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования [24, с. 11]. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, осуществлены в 2000-2005 годах.
С.Шаталов считает, что важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2002 года были снижены, а с 2003 года окончательно отменены «оборотные налоги», начиная с 2004 года с 20 до 18% снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж. С 2005 года произошло существенное снижение ЕСН. В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно. Примерно в таких же параметрах предполагается снижение налогового бремени в 2006-2008 годах.
В целях стимулирования
инвестиционных процессов в стране,
с 2006 года применяется общий порядок
принятия к вычету сумм НДС при
осуществлении капитальных
Кроме того, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, включены, в частности, расходы, произведенные за пределами территории РФ, а также премии, выплаченные продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора. Также увеличен размер дохода, дающий право на применение упрощенной системы налогообложения (с 15 до 20 миллионов рублей в год), расширяется перечень расходов, которые разрешается учитывать при формировании налоговой базы. Отменен налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения.
С 2006 года предусмотрен переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления, то есть по применяемому в международной практике методу определения даты возникновения налогового обязательства по более раннему из следующих наступивших событий: получение оплаты (предоплаты), отгрузка товаров. При этом вычет по НДС будет производиться независимо от факта уплаты налога продавцом [17, с. 7].
Повсеместное введение земельного налога произошло с 1 января 2006 года. Это обеспечит более экономически обоснованное налогообложение земельных ресурсов.
Кроме того, требует совершенствования налогообложение нефтедобычи и, прежде всего, НДПИ. Наличие единой ставки НДПИ, «привязанной» к мировой цене на нефть, для всех месторождений и налогоплательщиков позволило резко увеличить суммы налоговых поступлений, обеспечив получение государством ценовой ренты. Кроме того, она стала эффективным средством борьбы с уклонением от налогообложения путем трансфертного ценообразования.
Предполагается также, что реформа имущественного налогообложения произойдет в ближайшие два года. Начиная с 2007 года предполагается ввести местный налог на недвижимость жилого назначения. Этот налог должен заменить налог на имущество физических лиц, а также налог имущество организаций и земельный налог в части налогообложения участков, на которых находятся соответствующие строения. При этом предлагается принципиально новый подход к определению налоговой базы, основанный на оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
Для совершенствования налогового администрирования в 2006 году предполагается упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок, увеличить срок для представления налогоплательщиком возражений на акты налоговых проверок, увеличить с 5 до 10 дней срок представления истребованных документов и пояснений с возможностью увеличения этого срока руководителем налогового органа с учетом объема истребуемых документов. Также планируется установить предельный срок проведения выездной налоговой проверки - 2 месяца, а для организаций, имеющих обособленные подразделения, - 3 месяца. При этом такой срок может быть продлен по решению вышестоящих налоговых органов. Кроме того, будут ограничены основания, при которых могут проводиться повторные выездные проверки, только случаями, когда они проводятся по решению суда, в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа, а также при ликвидации организации [12, с. 2].
Работа налоговых органов должна оцениваться не только по объему поступивших налогов и сборов, но и по отсутствию претензий к их работе со стороны налогоплательщиков, оперативности рассмотрения поступивших запросов, своевременности возврата излишне уплаченных сумм и иным качественным показателям. В связи с этим предполагается в ближайшее время утвердить единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, в котором будут содержаться конкретные сроки совершения налоговыми органами всех процедур, возникающих во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Коренным образом планируется улучшить информационную работу налоговых органов, создать подразделения для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок, работники которых назначаются на должность или снимаются с должности руководителем вышестоящего налогового органа.
Все вышеназванные меры направлены на достижение целей налоговой реформы, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы как создание конкурентоспособной налоговой системы.
III.Заключение
Совокупность
взимаемых в государстве
Отечественная
налоговая система периода
сложными отношениями между «центром» и регионами и другими проблемами.
Реформации этого периода в сфере налогов и сборов учитывали, прежде всего, сиюминутные интересы бюджета. Налоговый кодекс РФ, сформированный в целом в 1998 - 2000 годах, оказался нацелен, прежде всего, на реализацию фискальной функции налогообложения. Тем не менее после осуществления ряда реформации в рамках нового Налогового кодекса РФ, российская налоговая система существенно изменилась в сторону улучшения.
Кратко резюмируя эти изменения, можно выделить следующие:
- создание в
России налоговой системы,
- принятие наиболее
низких среди индустриально
- существенное продвижение в направлении создания эффективной системы налогового администрирования;
- значительное
увеличение налоговых
Сегодня налоговые доходы (в процентах к ВВП) в России сопоставимы со странами ОЭСР; улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков; налоговые долги реструктуризируются; реформы в области налогов на доходы физических лиц, прибыль предприятий и НДС существенно упростили систему и уменьшили ставки.