Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:13, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
I.Введение…………………………………………………………………..2
II. Основная часть…………………………………………………………..3
1. Сущность налоговой системы России……………………………….....3
2. Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ…...6
3. Основные звенья и элементы налоговой системы России……..……..13
4. Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования…………………………………………………...........19
III.Заключение……………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………...28
• законы: срок опубликования - не позднее 7 дней после подписания Президентом; срок вступления в силу - 10 дней после опубликования, если не установлено иное;
• акты Президента или Правительства: срок опубликования - не позднее 7 дней после подписания; срок вступления в силу - 7 дней после опубликования, если не установлено иное;
• ведомственные нормативные акты: срок опубликования - 10 дней после регистрации в Минюсте; срок вступления в силу - 10 дней после опубликования, если не установлено иное.
Этот же порядок
установлен для аналогичных
Акты законодательства могут иметь или не иметь обратной силы в случаях, оговоренных в ст. 5 Кодекса (схема Приложения 1) [16, с. 172].
Прекращение действия налогового нормативного акта возможно путем прямой его отмены, или принятием нового акта равной (большей) юридической силы, или истечением срока действия нормативного акта.
Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Налоговые акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта, а федеральных органов власти - исключительно и безраздельно на всей территории России.
Действие налоговых
актов по кругу лиц. Обусловлено
в первую очередь принципом
В России законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден ли бюджет на соответствующий год.
На общероссийском уровне проведения референдума по налоговым вопросам не может быть. На местном уровне референдум может проводиться.
Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения.
Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ.
Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы [11, с. 234]:
-
единый подход в вопросах
- четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
-
приоритет норм, установленных налоговым
законодательством, над иными
законодательно-нормативными
-
однократность налогообложения,
-
определение конкретного
На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему России. Закон не предусматривает четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности.
С введения НК РФ начался новый этап налоговой реформы. НК РФ заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и становится основным федеральным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических и физических лиц. Он устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.
В основе НК – принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующий на территории РФ. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и так далее) соответствующие органы власти могут в пределах своей компетенции.
Однако актуальным
вопросом является, как уже отмечалось,
распределение налоговых
количество законов, инструкций и иных нормативных документов, регулирующих уплату налогов.
Налоговый кодекс призван решать следующие важнейшие задачи:
-
построение стабильной, единой для
РФ налоговой системы с
-
развитие налогового
-
создание рациональной
-
снижение общего налогового
- формирование единой налоговой правовой базы;
-
совершенствование системы
Особо важными для налогоплательщиков являются положения Налогового кодекса о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрете придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу [18, с. 2].
В соответствии с НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В то же время налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется административная судебная защита их прав и законных интересов.
С принятием НК в налоговую систему РФ впервые введено понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующих бюджет (внебюджетные фонды).
Также впервые в НК РФ вводится понятие представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Представительство может осуществляться через законного или уполномоченного представителя.
Анализируя принятие и введение в действие части первой НК РФ можно сделать вывод, что оно явно носило скоропалительный характер, что не могло не повлиять негативно на качество самого текста этого основополагающего в области налогообложения документа. Кроме этого, пока не удалось решить одну из главных проблем: создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах.
Но, безусловно, в НК РФ содержится очень много положительного, что будет содействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношений государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.
Вторая глава Налогового кодекса РФ посвящена отдельным видам налогов.
Так, глава 21 посвящена налогу на добавленную стоимость, 22 – акцизам, 23 – налогу на доходы физических лиц, 24 – единому социальному налогу, 25 – налогу на прибыль предприятий и организаций, 26 – налогу на добычу полезных ископаемых, 26.1 – системе налогообложения для сельскохозяйственных производителей, 26.2 – упрощенной системе налогообложения, 26.3 – системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, 25.4 – системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, 27 – налогу с продаж, 28 – транспортному налогу, 29 – налогу на игорный бизнес, 30 –налогу на имущество организаций. В этих главах раскрывается полная база по понятию, исчислению и платежу каждого налога. Более конкретные положения разъясняются письмами и приказами Министерства РФ по налогам и сборам, например, методические рекомендации по применению каждой главы части 2 НК РФ, рекомендации по исчислению и уплате каждого налога, заполнению налоговых деклараций и другие вопросы применения основ налогообложения.
3. Основные звенья и элементы налоговой системы России
В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. По этим основаниям нынешние налоги делятся на: прямые и косвенные; федеральные, региональные и местные; налоги с физических и юридических лиц.
Прямые налоги,
которые взимаются
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными - налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.
Далее, в соответствии с частью первой НК РФ «федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации». Они регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов РФ и
местных бюджетов. Как и в других странах, наиболее доходные источники аккумулированы в федеральном бюджете.
В 2005 году ситуация с количеством установленных налогов изменилась – оно заметно уменьшилось. Осталось всего 15 официальных налога. Согласно ФЗ РФ от 29 июля 2004 года №95-ФЗ к федеральным налогам и сборам с 1.01.2005 года относятся [14, с. 14]:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на
отдельные виды товаров (услуг)
3) налог на прибыль организаций;
4) налог на доходы физических лиц;
5) единый социальный налог;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) государственная пошлина;
8) налог на наследование и дарение;
9) сбор за право пользования
объектами животного мира и
водными биологическими
10) водный налог.
Первые четыре налога создают основу финансовой базы государства.
Таким образом, из перечня федеральных налогов с 1 января 2005 года исключены: налог на доходы от капитала, возможность установления которого была определена Кодексом, однако он фактически входил в состав налога на доходы физических лиц или организаций; таможенная пошлина, которая теперь регулируется нормами Таможенного кодекса РФ; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.
Региональными признаются «налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) транспортный налог;