Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:38, реферат
Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
Введение……..……………………………………………………….………………………………………………….….3
1.Общая характеристика налоговой системы Российской федерации…………4
1.1.Становление налоговой системы РФ................................................................4
1.2.Налоговый Кодекс РФ в системе налоговый отношений…………………………….4
1.3. Виды и функции налогов в РФ…………………………………………………..…….…………...6
2.Проблемы и направления совершенствования налогообложения в
РФ………………………………..………………………………….……………..12
2.1.Проблемы налогообложения в РФ…..…………………………….….….......12
2.2 Тенденции развития налоговой системы в РФ……………………………...15
2.3.Направления совершенствования налоговой политики РФ.…….….… .….16
2.4. Основные направления реформирования налоговой системы РФ………...21
Заключение…………………………………………………
Введение……..………………………………………………
1.Общая характеристика налоговой системы Российской федерации…………4
1.1.Становление
налоговой системы РФ............................
1.2.Налоговый Кодекс РФ в системе налоговый отношений…………………………….4
1.3. Виды и функции налогов
в РФ…………………………………………………..…….…………
2.Проблемы и направления совершенствования налогообложения в
РФ………………………………..………………………………….
2.1.Проблемы налогообложения в РФ…..…………………………….….….......12
2.2 Тенденции развития налоговой системы в РФ……………………………...15
2.3.Направления совершенствования налоговой политики РФ.…….….… .….16
2.4. Основные направления реформирования налоговой системы РФ………...21
Заключение……………………………………………………
Введение
Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и граждан.
Необходимость
налогов обусловлена
Налоги являются реальным рычагом государственного регулирования экономики. Они позволяют государству решать социальные и другие общественные задачи, в первую очередь — выравнивания уровня доходов граждан.
Роль механизма налогообложения возрастает по мере того, как государство усиливает экономические функции и свое воздействие на рыночные преобразования экономики страны.
Постоянно расширяется
поток нормативных документов по
дополнению уже принятого
Таким образом,
построение справедливой и эффективной
налоговой системы, обеспечение
ее ясности, предсказуемости и
стабильности являются важным условием
повышения предпринимательской
и инвестиционной активности, прогресса
Российской Федерации на пути создания
рыночной экономики и интегрирования
российской экономики в мировую.
Совокупность налогов, сборов, пошлин
и других платежей, взимаемых в
установленном порядке, образуют налоговую
систему.
1 Дмитриев Н.Г., Дмитриев Д.Б. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации». Учебник для вузов. Ростов. Изд. «Феникс», 2004, стр.3
1.Организация налоговой системы Российской федерации
1.1.Становление налоговой системы РФ
Введенная в действие с 1 января 1992 г. налоговая система Российской Федерации была сформирована буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем. Одновременно закладываемые при ее формировании принципы налогообложения приспосабливали к реалиям экономики переходного периода. В результате получился симбиоз западных образцов и российских особенностей. Созданная таким образом налоговая система России была нацелена в первую очередь на обеспечение фискальных интересов государства. Поэтому при ее формировании исходили из политики максимальных налогов. Это обеспечивалось за счет высоких налоговых ставок, введения большого числа налогов, установления системы значительных штрафных санкций, ограничения прав налогоплательщиков при одновременном установлении неограниченных прав фискальных органов.
При этом созданная система налогообложения не смогла обеспечить требуемый уровень поступления налогов, что обуславливало постоянное сокращение даже минимальных государственных расходов.
Налоговые отношения в результате недостаточной правовой проработки законов регулировались не столько ими, сколько подзаконными актами. Налоговая система стала громоздкой, сложной и запутанной.
Абсолютно неэффективной
проявила себя действовавшая в то время
система налогового администрирования,
которая была ориентирована прежде всего
на краткосрочное обеспечение любой ценой
требуемого объема налоговых поступлений
с целью преодоления текущих проблем бюджетного
балансирования. Все это потребовало кардинального
изменения действовавшей налоговой системы
России.1
1.2.Налоговый
Кодекс Российской федерации
в системе налоговых
отношений
В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса РФ. Принятие первой части Налогового кодекса явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в России. С вступлением в действие этого законодательного документа начался этап реформирования всей системы налогообложения.
Однако принятие первой части Кодекса не обеспечило всестороннее решение принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Налогового кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г. Указанная часть включала четыре главы,
посвященные налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на доходы
физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.
1 Пансков В.Г. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации». Учебник для вузов. 7-е издание дополненное. Москва. МЦФЭР. 2006,стр.10.
В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще четыре важнейшие главы Кодекса. Одна из них определяет порядок исчисления уплаты одного из главнейших федеральных налогов – налога на прибыль организаций. Другая глава посвящена налогу на добычу полезных ископаемых, который объединил несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. В этом же году был принят первый из налогов в рамках специальных налоговых режимов – единый сельскохозяйственный налог. Специальная глава Кодекса была посвящена налогу с продаж, который затем был отменен с 1 января 2004 г.
Процесс реформирования налоговой системы продолжился, и в 2002 г. приняты еще три новые главы. Две из них посвящены налогообложению малого бизнеса. Речь идет об обновленном с 1 января 2003 г. едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также о новой редакции действовавшей до 2003 г. упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
С 1 января 2003 г. в состав налоговой системы России включен также транспортный налог, объединивший ранее действовавшие налог на имущество физических лиц в части обложения водно-воздушных транспортных средств и налог с владельцев транспортных средств, регулировавшийся федеральным законом о дорожных фондах.
Начиная с января 2004 г. вступили в действие еще четыре новые главы Налогового кодекса РФ. Одна из них посвящена специальному режиму налогообложения в условиях действия соглашений о разделе продукции. Вторая определяет порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Важное значение для налогоплательщиков имеет глава Кодекса, посвященная налогу на имущество организаций, в корне изменившая действовавший до этого порядок исчисления и уплаты данного налога. С 1 января 2004 г. введен новый федеральный сбор – сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
В 2004 г. продолжалась доработка недостающих глав части второй Кодекса. Были приняты и с 1 января 2005 г. вступили в действие три главы Кодекса, установившие порядок исчисления и уплаты водного налога, земельного налога и государственной пошлины.
В 2004 г. наступила также определенная ясность с налоговой системой страны: были приняты ст. 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса, устанавливающие перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Всего было установлено 15 налогов и сборов. В связи с отменой с 2006 г. федерального налога на наследование или дарение налоговая система России включает в себя 14 налогов и сборов, в том числе 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных.
Кроме того, неотъемлемой частью налоговой системы России являются налоги, установленные специальными налоговыми режимами. Таким образом, вне рамок второй части Налогового кодекса продолжает функционировать только один местный налог: налог на имущество физических лиц.
Кодекс является единым, взаимосвязанным и комплексным документом, регламентирующим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.
Кодекс и только Кодекс будет регулировать практически все вопросы налогообложения в России: от взаимоотношений государственных органов налогового контроля и налогоплательщиков и до порядка расчета и уплаты всех установленных в нем налогов.
Проведенные
Налоговым кодексом изменения налоговой
системы направлены на решение целого
ряда важнейших задач. Однако следует
особо подчеркнуть, что принятие Налогового
кодекса не ставило своей целью кардинально
изменить действующую с 1 января 1992 г. в
стране налоговую систему. Кодекс представляет
собой эволюционное преобразование этой
системы путем устранения выявленных
в ходе ее функционирования недостатков
и перекосов. Это означает, что в Кодексе
сохранены основные налоги (НДС, акцизы,
налог на прибыль организаций, налог на
доходы физических лиц, ресурсные налоги
и др.), формирующие основу российской
налоговой системы. Указанные налоги нашли
широкое применение как в развитых, так
и в развивающихся государствах, в различных
экономических режимах. Они подтвердили
высокую эффективность, за годы экономических
реформ к ним адаптировались российские
налогоплательщики и контролирующие органы.
1.3.Виды
и функции налогов в
РФ
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.
Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:
федеральные:
региональные;
местные.
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные
налоги регламентируются законодательными
актами федеральных органов власти и законами
субъектов РФ. Органам местного самоуправления
в соответствии с НК РФ предоставлено
право вводить или отменять на территории
муниципального образования местные налоги
и сборы.
Таблица1.
Классификация налогов
в РФ в зависимости от
уровня установления
Уровень установления | |
Налоги | Ставка налога |
Федеральные | Налог на добавленную стоимость | 0,10,18% | |
Акцизы | ---------- | ||
Налог на доходы физических лиц | 13% | ||
Налог на прибыль организаций | 20% | ||
Налог на добычу полезных ископаемых | --------- | ||
Водный налог | 70 руб. на 1 тыс. м3 | ||
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Государственная пошлина | --------- | ||
Региональные | Налог на имущество организаций | Не превышает 2.2% | |
Транспортный налог | 7-150 руб. на 1 л.с. | ||
Налог на игорный бизнес | 25000-125000 руб. | ||
Местные | Земельный налог | 0,3-1,5% от стоимости | |
Налог на имущество физических лиц | --------- |