Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:38, реферат
Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
Введение……..……………………………………………………….………………………………………………….….3
1.Общая характеристика налоговой системы Российской федерации…………4
1.1.Становление налоговой системы РФ................................................................4
1.2.Налоговый Кодекс РФ в системе налоговый отношений…………………………….4
1.3. Виды и функции налогов в РФ…………………………………………………..…….…………...6
2.Проблемы и направления совершенствования налогообложения в
РФ………………………………..………………………………….……………..12
2.1.Проблемы налогообложения в РФ…..…………………………….….….......12
2.2 Тенденции развития налоговой системы в РФ……………………………...15
2.3.Направления совершенствования налоговой политики РФ.…….….… .….16
2.4. Основные направления реформирования налоговой системы РФ………...21
Заключение…………………………………………………
При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
прямые;
косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:
налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций;
налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
таможенные пошлины и др.
Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
Вместе с тем
государство в силу этих особенностей
косвенного налогообложения вынуждено
использовать и прямые налоги, чтобы
под налоговое воздействие
Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:
общие;
специальные.
К общим налогам
относятся большинство
В отличие от
них специальные налоги имеют
строго целевое предназначение и
«закреплены» за определенными видами
расходов. В частности, в РФ примером
специальных налогов могут
единый социальный налог;
транспортный налог;
налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:
твердыми;
процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
В зависимости
от финансово-экономической
включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
относимые на издержки
обращения и затраты
относимые на финансовые результаты;
уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
закрепленные;
регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
Особая категория
налогов — так называемые специальные
налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена
возможность установления четырех
таких режимов.1
Таблица 2.
Классификация налогов
в РФ в зависимости от
субъектов налогообложения
Субъект налогообложения | Налоги |
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами | Налог на прибыль |
Налог на имущество организаций | |
Налоги, уплачиваемые физическими лицами | Налог на доходы
физических лиц
Налог на имущество физических лиц |
Смешанные налоги | Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость |
Транспортный налог | |
Налог на игорный бизнес |
Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.1
Особенность этих
налогов состоит в том, что
со дня их введения на территории соответствующих
субъектов Федерации с
«Налог» — это экономическая категория, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, имеют специфическое общественное назначение: они служат мобилизации денежных средств в распоряжение государства.
Экономическая
сущность налога проявляется через
его функции. каждая из выполняемых
налогом функций проявляет
В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. Одни ученые называют только две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, кроме фискальной налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную,
регулирующая
и контрольную. Функции налога не
могут существовать независимо
1 Жидкова Е.Ю. « Налоги и налогообложение» Москва. Изд. «Эксмо»,2009,стр.28.
одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое
целое.
Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.
целое.
Функции налогов |
Фискальная |
Стимулирующая |
Регулирующая |
Распределительная |
Контрольная |
Дисциплинарная |
Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.
Фискальная функция представляет собой основную функцию налога. Она изначально присуща любому налогу, любой налоговой системе любого государства. Это естественно, ведь главная задача взимания налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, и именно фискальная функция предопределяет появление других функций налога.
Как активный участник
распределительных и
В частности, снижение налоговой нагрузки для российских малых предприятий при переходе на упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога стимулирует развитие предприятий данного сектора экономики. Льготы, предоставляемые работодателям по уплате единого социального налога, побуждают их к использованию труда инвалидов. Занятие благотворительной деятельностью дает возможность гражданам использовать налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц и т.д.
Немаловажное
значение в реализации этой функции
имеет и налоговая система
сама по себе: вводя одни налоги и
отменяя другие, государство стимулирует
развитие определенных производств, регионов
и отраслей, одновременно сдерживая
развитие других. С помощью налогов
государство целенаправленно
Стимулирующая
функция имеет подфункцию, которая
называется дестимулирующей. Как правило,
используя дестимулирующую
Регулирующая
функция имеет черты
Классическим
примером реализации регулирующей функции
налогов может служить
Благодаря данной функции налога государство может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и экологические аспекты жизни общества.
Ярким примером
является решение с помощью налога
такой социально значимой задачи,
как борьба с курением. В частности,
после резкого увеличения акциза
на табак в ряде экономически развитых
стран «некурящих» стало
С помощью налогов
решаются и проблемы экологии: в
свое время промышленность развитых
стран сопротивлялась оснащению
автомобилей катализаторами из-за значительного
увеличения продажной цены на них. Тогда
государство снизило налог на
автомобили, оснащенные катализаторами,
а также акцизный сбор на виды бензина,
потребляемого этими
В связи с
введением единого налога на вмененный
доход (ЕНВД) у налога появилась новая,
дисциплинарная функция. Российский ЕНВД
распространяется на сферы деятельности,
в которых контроль со стороны
налоговых органов затруднен, обычно
это относится к видам