Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Оглавление

Введение……..……………………………………………………….………………………………………………….….3
1.Общая характеристика налоговой системы Российской федерации…………4
1.1.Становление налоговой системы РФ................................................................4
1.2.Налоговый Кодекс РФ в системе налоговый отношений…………………………….4
1.3. Виды и функции налогов в РФ…………………………………………………..…….…………...6
2.Проблемы и направления совершенствования налогообложения в
РФ………………………………..………………………………….……………..12
2.1.Проблемы налогообложения в РФ…..…………………………….….….......12
2.2 Тенденции развития налоговой системы в РФ……………………………...15
2.3.Направления совершенствования налоговой политики РФ.…….….… .….16
2.4. Основные направления реформирования налоговой системы РФ………...21
Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 67.58 Кб (Скачать)

2.Проблемы и направления совершенствования налогообложения в РФ 

2.1.Проблемы налогообложения в РФ 

Для современной  налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых  продолжает оставаться её фискальная направленность.

Общее бремя  налогов и платежей в Российской Федерации в настоящее время  намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом "взять всё, что можно". При  этом государству уготована "налоговая  ловушка", когда она равняется 40%, то инвестирование в развитие производства уже невыгодно. Предельная ставка налогообложения, по мнению зарубежных учёных – 50 – 60%, после повышения которой начинается крах производства.

В этой связи, естественна  и понятна точка зрения  многих учёных – экономистов (Явлинского, например) о необходимости значительного  сокращения налогов и как следствие  этого подъёма экономики.

А то получается замкнутый круг. Для подъёма промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь эти средства, т. е наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое  или физическое лицо просто не в  состоянии реально заплатить  все налоги да ещё и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идёт сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой  экономики.

По мнению господина Касьянова – ежегодно за границу уходит до 16 млрд. долларов. 

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые  привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство  должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их  взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет.

При этом обо  всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже  свершившимся фактом.

К сожалению, принятый Налоговый Кодекс требует дальнейших уточнений и дополнений. Так в  статье 6 сказано, что нормативно-правовой акт признаётся не соответствующим  кодексу, если он "противоречит общим  началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего кодекса.

Во-первых, не ясно, что такое "общее начало" в  Налоговом Кодексе ст.1 упоминает  об "общих принципах" и ст. 3 посвящена "основным началам" станет всё, что захочется толкователю  закона, который с последующей  опорой на "буквальный смысл" сможет оспорить любую норму.

В налоговом  кодексе любая неясность заведомо обращена в пользу одной стороны  – налогоплательщика.

Буквальная трактовка  Налогового Кодекса Российской Федерации  предоставляет безграничные возможности  для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию  непримиримого  ревнителя буквы, то почти все в нём может  стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета.

Т. е. В настоящее  время продолжает иметь место  недостаточная чёткость и ясность  положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно  затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем их ошибки при  исчислении налогов остаются неизбежными. 

Очень сложной  является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.

Другие причины  неплатежей – отсутствие средств  на счетах плательщиков, а также  низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления  правительства, а также нормативных  актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий.

Реструктуризация  позволит предприятиям рассрочить выплату  задолженности на 6 лет, а в последующие 4 года – рассчитаться с задолженностью по штрафам и пеням, стимулируются  досрочные платежи. К примеру, если задолженность по налогам будет  погашена не за 6, а за4 года, то штрафы и пени автоматически списываются. Налоговым органом может быть принято решение и о прекращении  рассрочки, если предприятие не заплатит текущие платежи в бюджет или  не выполнит график погашения недоимок.

По предварительному анализу в РФ немало предприятий, которые не выдержат условий реструктуризации, поскольку не смогут платить текущие налоги. Поэтому сейчас трудно судить какой процент недоимок будет реструктуирован, но тем не менее польза от этой очевидна.

По словам членов правительства, в этом году необходимо создавать налоговую систему, дружественную налогоплательщику, и жестоко наказывать тех, кто не хочет платить. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а создавать условия, чтоб у него деньги были и он не уводил их в оффшор, а оставлял здесь. Вместе с тем пришло время повышать доходы беднейших слоёв населения страны, поляризация личных доходов которых которых в текущем году только усилилась. Официальная статистика свидетельствует, что 13.1% населения страны имеют сегодня доходы ниже прожиточного уровня.  

Обращает на себя внимание проблема неэффективности  отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой  полиции, отделов УВД по борьбе с  экономическими преступлениями. А результат  работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические  и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

Не поддаются  объяснению такие, например, факты, когда  на глазах у всех фирмы, предприятия  по документам почти убыточные, а  их руководители приобретают дорогостоящие  иномарки, возводят в короткие сроки  дворцы – коттеджи. Или, когда по телевидению на всю страну показывают одного из лидеров движения "Единства" полковника налоговой службы Карелина, имеющего личный таксопарк.

А борьба с так  называемой "палёной" алкогольной  продукцией давно уже набила оскалину и напоминает поединок Дон-Кихота с  ветряной мельницей. Ежегодный "навар" подпольных алкогольных дельцов  в некоторых регионах страны составляет по самым скромным подсчётам 300 млн. рублей Т. е. в этой сфере дельцы теневого бизнеса наносят существенный ущерб бюджету области.

Россию захлестнула  волна разоблачений связанных с  незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической  деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий" требующий большего количества сил  и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных  методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально  опасных делений в налоговой  сфере.

По виду и  объёму сокрытие реальных финансово-хозяйственных  операций внутри теневой экономики  можно выделить три составляющие операции, которые полностью выводятся  из б/у (неучтённые операции, при которых  происходит сокрытие самого факта её проведения), операции, направленные на сокрытие части полученной от операции выручки, а также операции, проведённые  под видом других операций (псевдооперации). Схематично это может выглядеть  следующим образом:

                                                    Теневая экономика

Неучтённые  операции Сокрытие части  выручки от экономических операций   Псевдооперация

 

Сокрытие  всей экономической деятельности субъекта   Неотражение отдельных операций в бухгалтерском учёте
 

Не находит  понимания и тот факт, что очень  медленно внедряется положительный  опыт по сбору налогов, имеющийся  в отдельных регионах страны. Например, ещё несколько лет назад в  Башкортостане налоги собирались в  несколько раз больше, чем в  среднем по стране. 

Наряду с перечисленными выше проблемами необходимо отметить и проблему воспитания налоговой культуры, законопослушание наших сравнительно "молодых" налогоплательщиков. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путём, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными. Преломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования – задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Немаловажное значение при этом имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами.

От решения  указанных выше проблем зависит  эффективность формирования доходов  бюджетов всех уровней, рост предпринимательской  активности, развитие производства и  в конечном итоге стабилизация экономики  нашей страны. 

2.2. Тенденции развития налоговой системы в РФ 

В настоящее  время во всем мире наблюдается тенденция  к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

Такая тенденция  подтверждается тем, что в некоторых  странах вообще сyществyет один единственный налог на добавленную стоимость.

В нашей же стране система налогов имеет очень  сложную стрyктyрy. В ней присyтствyют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сyти почти  ничем дрyг от дрyга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к томy, что бyхгалтерия предприятий  очень часто ошибается при  отчислениях налогов, в резyльтате чего предприятие платит пени за несвоевременнyю yплатy налога. Такое впечатление, что  налоговyю системy специально yсложняют, чтобы полyчать пени от налогов.

Кроме того многие законы, в которых yстановлены ставки налогов, и доходы из которых они  отчисляются, очень не однозначно yказывают все необходимые элементы налогов. Поэтомy спyстя несколько месяцев  после опyбликования Закона (который  тоже не всегда можно найти) начинают появляться инстрyкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это  ее нестабильность. Налоги вводятся и  тyтже отменяются, не проработав и  года.

Несомненно вся  эта неразбериха с налогами приводит к нестабильномy положению в нашей  экономике и еще больше yсyгyбляет  экономический кризис. Поэтому для  смягчения кризисного состояния  необходимо наладить налоговyю системy, что позволит предприятиям работать в нормальных yсловиях. 

2.3.Направления совершенствования налоговой политики РФ 

Учитывая общемировую  тенденцию гармонизации налоговых  систем различных стран, потенциальную  возможность интеграции России в  мировое экономическое сообщество и необходимость привлечения  иностранного капитала в экономику  РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться  уже сегодня. В этой связи игнорирование  норм международного налогового права  с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.

Налоговые системы  экономически развитых стран складывались под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, налогооблагаемой базе, сфере действия налогов, налоговым  льготам налоговые системы имеют  ярко выраженные национальные особенности. Вместе с тем международные нормы  налогового права являются приоритетными  при построении национальных налоговых  систем ввиду необходимости обеспечения  развития международного экономического сообщества и свободного передвижения капитала, товаров и услуг в  рамках, например, Европейского Союза. Поэтому налоговые системы различных  стран строятся на основе общепринятых принципов.

Информация о работе Налоговая система РФ