Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Оглавление

Введение……..……………………………………………………….………………………………………………….….3
1.Общая характеристика налоговой системы Российской федерации…………4
1.1.Становление налоговой системы РФ................................................................4
1.2.Налоговый Кодекс РФ в системе налоговый отношений…………………………….4
1.3. Виды и функции налогов в РФ…………………………………………………..…….…………...6
2.Проблемы и направления совершенствования налогообложения в
РФ………………………………..………………………………….……………..12
2.1.Проблемы налогообложения в РФ…..…………………………….….….......12
2.2 Тенденции развития налоговой системы в РФ……………………………...15
2.3.Направления совершенствования налоговой политики РФ.…….….… .….16
2.4. Основные направления реформирования налоговой системы РФ………...21
Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 67.58 Кб (Скачать)

Принципы построения эффективной налоговой системы  достаточно обоснованы в налоговой  теории и включают в себя следующее. 

- Экономическую  эффективность. Налоговая система  не должна мешать развитию  предпринимательства и эффективному  использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

- Определенность  налогообложения. Налоговая система  должна быть построена таким  образом, чтобы налоговые последствия  принятия экономических решений  предпринимателем (и юридическим,  и физическим лицом) были определены  заранее и не изменялись в  течение длительного периода  времени. Таким образом, этот  принцип практически смыкается  с принципом стабильности налоговой  системы.

- Справедливость  налогообложения. Этот принцип  является основным при построении  налоговой системы и предполагает  справедливый подход к различным  налогоплательщикам, а также приоритет  интересов налогоплательщика в  отношениях между ним и налоговой  администрацией.

- Простоту налогообложения  и низкий уровень издержек  по взиманию налогов. Налоговое  законодательство должно содержать  простые формулировки, понятные  большинству налогоплательщиков, а  процедура взимания налогов должна  быть относительно дешевой.

Перечисленные принципы построения эффективной налоговой  системы недостаточно точно соблюдаются  в действующей налоговой системе  РФ, что подтверждает ее анализ.

Уровень налогового бремени в России значительно  выше, чем в экономически развитых странах. Несмотря на то, что ставка налога на прибыль в целом соответствует  мировому уровню уровень реального  изъятия прибыли в Российской Федерации значительно выше. Это  связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с более широкой налогооблагаемой базой, так как в нее включаются многие виды расходов, которые в  международной практике принято  исключать из налогооблагаемой базы. Во-вторых, отечественной методикой  определения налогооблагаемой прибыли  не учитывается фактор инфляции, в  результате чего налогооблагаемая прибыль  неоправданно завышается, что влечет уклонение от налогообложения.

К традиционно  критикуемым недостаткам налоговой  системы относится нестабильность налогового законодательства, которая  оказывает негативное воздействие  на мотивацию деятельности потенциальных  инвесторов, особенно иностранных. Кроме  того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный  приоритет норм, установленных в  налоговом законодательстве, над  нормами, затрагивающими налоговые  вопросы в иных законодательных  актах Гражданского права.

Налоговая система  страны характеризуется серьезной  асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным  категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут  юридические лица, в частности  крупные предприятия, вследствие меньшей  возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов.

Наконец, налоговая  система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот  не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует  все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно  меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как  при применении различных санкций  за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой  или умышленным сокрытием или  занижением налогооблагаемого дохода).

Совершенствование действующей налоговой системы  проводится в рамках налоговой реформы. Она связана с принятием Налогового кодекса, необходимость которого как  закона прямого действия сегодня  очевидна .Целью налоговой реформы должно стать усиление влияния налоговой политики на укрепление рыночных начал в экономике и развитие предпринимательства.

В условиях перехода к рынку налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах: 

- разумном сочетании  прямых и косвенных налогов,  позволяющих учесть имущественное  положение налогоплательщиков и  их доходы; 

- определении  оптимального размера ставки  налогов; 

- использовании  системы налоговых льгот, воздействующих  на процессы инвестирования; 

- четком разделении  налогов по уровням государственного  управления; 

- четкости и  ясности налогового законодательства; 

- соответствии  налоговой системы РФ международным  нормам налогового права.  

Реализация перечисленных  принципов в налоговой политике является чрезвычайно трудной задачей, однако их соблюдение должно стать  основой долговременной налоговой  стратегии.

Сегодня тезис  о коренной ломке действующей  налоговой системы уже не является актуальным. Большинством экономистов  признано, что резкие изменения в  налоговой системе лишь породят  неуверенность экономических агентов  в своей будущей предпринимательской  деятельности и чреваты дестабилизацией  общей экономической ситуации. Поэтому  стабильность налоговой системы  является одной из важных предпосылок  выхода страны из кризиса, роста предпринимательской  активности и привлечения в страну иностранного капитала.

Налоговый кодекс является законом прямого действия. Прежде всего он четко определяет вопросы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, права и  обязанности обоих субъектов  налоговых отношений, процедурные  вопросы, связанные с обжалованием решений налоговых органов. Прямое действие кодекса обеспечивается также  за счет большей точности формулировок отдельных понятий и терминов, исключающих двойное их толкование налогоплательщиками и налоговыми органами.

Основным направлением совершенствования налоговой политики, предусмотренным в проекте остальных  частей Налогового кодекса, должно стать  изменение методологического подхода  при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В налоговых  законодательствах всех стран, входящих в Европейский Союз, заложен единый подход к определению налогооблагаемой базы как юридических, так и физических лиц. Суть его состоит в том, что  все расходы, связанные с бизнесом, исключаются из налогооблагаемой базы (в соответствии с терминологией  российского законодательства они  относятся на себестоимость продукции). При таком подходе сбор налогов  должен осуществляться только на основе законов, без применения многочисленных подзаконных актов, инструкций и  разъяснительных писем Министерства финансов. Задачей налогового инспектора при этом является лишь проверка непосредственной связи произведенных расходов с  бизнесом, соответствия его целям  и задачам.

Ряд положений  российского законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с  развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:

- неполного отнесения  на себестоимость расходов по  уплате процентов за банковский  кредит (лишь в пределах учетной  ставки), а также отнесения командировочных,  представительских и некоторых  других расходов на себестоимость  в пределах норм, установленных  правительством;

- применения  норм амортизации, лимитированных  государством и не соответствующих  экономической жизни основных  средств (т.е. учитывающих не  только физический, но и моральный  износ), что не позволяет обеспечить  своевременное восстановление основных  средств (применяемые в России  нормы амортизации в два-три  раза ниже норм, используемых  в странах с развитой рыночной  экономикой);

- игнорирования  инфляционного фактора при оценке  производственных запасов и основных  фондов для исчисления налогооблагаемой  прибыли;

- отсутствия  в российском законодательстве  основной концепции, согласно  которой налогообложению подлежит  прибыль, полученная в течение  всего срока существования юридического  лица, что позволяет покрывать  убытки за счет прибыли не  только последующих, но и прошлых  лет (с пересчетом налога, уплаченного  в предыдущие годы).

Понимая причины  данных специфических черт российского  налогового законодательства (кризисная  ситуация, невозможность резкого  снижения налогового бремени), необходимо тем не менее признать нелогичность отстаивания и в перспективе  своей своеобразной модели построения налоговой системы.

Основные направления  налоговой реформы должны, по-видимому, предусматривать следующее: 

- изменение методологического  подхода при определении облагаемой  базы для исчисления налога  на прибыль, предполагающее исключение  из доходов, полученных налогоплательщиком, расходов, связанных с предпринимательской  деятельностью. При этом из  налогового права должен быть  исключен термин "затраты, включаемые  в себестоимость продукции (работ,  услуг)";

- пересмотр норм  амортизационных отчислений, позволяющих  обеспечить своевременное восстановление  основных фондов, внедрение прогрессивных  методов амортизации, предусматривающих  более быстрое списание основных  фондов в течение первых лет  их эксплуатации;

- введение механизма  индексации стоимости основных  фондов и производственных запасов,  относимых на себестоимость продукции,  при определении налогооблагаемой  базы по налогу на прибыль;

- рассмотрение  возможности покрытия убытков  предприятий не только за счет  прибыли последующих периодов, но  и за счет прибыли прошлых  лет. 

Некоторые из этих положений нашли отражение в  проекте остальных частей Налогового кодекса. В нем, в частности, предусмотрено  изменение методики определения  налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а плательщикам этого налога разрешено  исключать из полученных доходов  расходы, связанные с их извлечением. Однако после признания необходимости  использования такого подхода при  исчислении налогооблагаемой прибыли  следует длинный перечень исключений из этого правила. В частности, не могут быть отнесены на себестоимость  расходы, связанные с выплатой процентов  по займам, выплатой дивидендов, представительские  и командировочные расходы, расходы, связанные с обучением и повышением квалификации сотрудников, сверх установленных  правительством лимитов и др. Такой  усеченный вариант определения  налогооблагаемой базы по сравнению  с западной моделью (при которой  все расходы по ведению бизнеса исключаются из налогооблагаемой базы), как и раньше, базируется на приоритете фискальных интересов государства над интересами налогоплательщиков.

Предусмотрен  новый порядок амортизации основных средств. Изменения касаются, во-первых, группировки имущества, подлежащего  амортизации - их только четыре (здания и сооружения; автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника и информационные системы; технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование; нематериальные активы), что значительно упрощает исчисление амортизации; и, во-вторых, некоторого увеличения норм амортизации, не пересматривавшихся с 1991 г.

Налоговая система  России слабо адаптирована к высокому уровню инфляции. Исчисление и взимание налога на прибыль и налога на добавленную  стоимость сопряжено с большими финансовыми потерями, которые несут  налогоплательщики. Они связаны  с отсутствием индексации амортизации  и стоимости производственных запасов, списываемых на себестоимость, в  связи с инфляцией.

В Налоговом кодексе предусмотрена периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. Однако речь должна идти, по-видимому, не о корректировке налогооблагаемой прибыли, а об индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость, как это принято международными нормами налогового права.

Налоговый кодекс предусматривает также более либеральный по сравнению с действующим сейчас порядок переноса убытков на будущие периоды. В настоящее время они могут списываться равными долями в течение пяти лет за счет полученной прибыли. Предусматривается, что убытки можно будет списать в течение первого года, если полученная прибыль позволяет это сделать, или в течение последующих лет. Однако, к сожалению, в проекте Налогового кодекса не предусмотрен действующий во многих экономически развитых странах (Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, США, Канада, Япония и др.) порядок переноса убытков на прошлые периоды. Этот порядок базируется на известной концепции, что налогообложению подлежит прибыль, полученная в течение всего срока функционирования юридического лица. Непризнание этой концепции в настоящее время в России вызвано предполагаемыми большими потерями бюджетных средств в случае включения данной нормы в налоговое законодательство. Однако в будущем эта концепция должна быть признана в рамках реализации принципа справедливости налогообложения, являющегося краеугольным камнем построения налоговой системы.

Информация о работе Налоговая система РФ