Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:38, реферат
Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
Введение……..……………………………………………………….………………………………………………….….3
1.Общая характеристика налоговой системы Российской федерации…………4
1.1.Становление налоговой системы РФ................................................................4
1.2.Налоговый Кодекс РФ в системе налоговый отношений…………………………….4
1.3. Виды и функции налогов в РФ…………………………………………………..…….…………...6
2.Проблемы и направления совершенствования налогообложения в
РФ………………………………..………………………………….……………..12
2.1.Проблемы налогообложения в РФ…..…………………………….….….......12
2.2 Тенденции развития налоговой системы в РФ……………………………...15
2.3.Направления совершенствования налоговой политики РФ.…….….… .….16
2.4. Основные направления реформирования налоговой системы РФ………...21
Заключение…………………………………………………
Принципы построения
эффективной налоговой системы
достаточно обоснованы в налоговой
теории и включают в себя следующее.
- Экономическую
эффективность. Налоговая
- Определенность
налогообложения. Налоговая
- Справедливость
налогообложения. Этот принцип
является основным при
- Простоту налогообложения
и низкий уровень издержек
по взиманию налогов.
Перечисленные
принципы построения эффективной налоговой
системы недостаточно точно соблюдаются
в действующей налоговой
Уровень налогового
бремени в России значительно
выше, чем в экономически развитых
странах. Несмотря на то, что ставка
налога на прибыль в целом соответствует
мировому уровню уровень реального
изъятия прибыли в Российской
Федерации значительно выше. Это
связано с двумя
К традиционно
критикуемым недостаткам
Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов.
Наконец, налоговая
система России является одной из
самых громоздких в мире, что делает
ее функционирование значительно дороже.
Множественность взимаемых
Совершенствование
действующей налоговой системы
проводится в рамках налоговой реформы.
Она связана с принятием
В условиях перехода
к рынку налоговая политика должна
базироваться на следующих основных
принципах:
- разумном сочетании
прямых и косвенных налогов,
позволяющих учесть
- определении
оптимального размера ставки
налогов;
- использовании
системы налоговых льгот,
- четком разделении
налогов по уровням
- четкости и
ясности налогового
- соответствии
налоговой системы РФ
Реализация перечисленных принципов в налоговой политике является чрезвычайно трудной задачей, однако их соблюдение должно стать основой долговременной налоговой стратегии.
Сегодня тезис
о коренной ломке действующей
налоговой системы уже не является
актуальным. Большинством экономистов
признано, что резкие изменения в
налоговой системе лишь породят
неуверенность экономических
Налоговый кодекс
является законом прямого действия.
Прежде всего он четко определяет
вопросы взаимоотношений
Основным направлением
совершенствования налоговой
Ряд положений российского законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:
- неполного отнесения
на себестоимость расходов по
уплате процентов за
- применения
норм амортизации,
- игнорирования
инфляционного фактора при
- отсутствия
в российском законодательстве
основной концепции, согласно
которой налогообложению
Понимая причины данных специфических черт российского налогового законодательства (кризисная ситуация, невозможность резкого снижения налогового бремени), необходимо тем не менее признать нелогичность отстаивания и в перспективе своей своеобразной модели построения налоговой системы.
Основные направления
налоговой реформы должны, по-видимому,
предусматривать следующее:
- изменение методологического
подхода при определении
- пересмотр норм
амортизационных отчислений, позволяющих
обеспечить своевременное
- введение механизма
индексации стоимости основных
фондов и производственных
- рассмотрение
возможности покрытия убытков
предприятий не только за счет
прибыли последующих периодов, но
и за счет прибыли прошлых
лет.
Некоторые из этих
положений нашли отражение в
проекте остальных частей Налогового
кодекса. В нем, в частности, предусмотрено
изменение методики определения
налогооблагаемой базы по налогу на прибыль,
а плательщикам этого налога разрешено
исключать из полученных доходов
расходы, связанные с их извлечением.
Однако после признания необходимости
использования такого подхода при
исчислении налогооблагаемой прибыли
следует длинный перечень исключений
из этого правила. В частности, не
могут быть отнесены на себестоимость
расходы, связанные с выплатой процентов
по займам, выплатой дивидендов, представительские
и командировочные расходы, расходы,
связанные с обучением и
Предусмотрен
новый порядок амортизации
Налоговая система России слабо адаптирована к высокому уровню инфляции. Исчисление и взимание налога на прибыль и налога на добавленную стоимость сопряжено с большими финансовыми потерями, которые несут налогоплательщики. Они связаны с отсутствием индексации амортизации и стоимости производственных запасов, списываемых на себестоимость, в связи с инфляцией.
В Налоговом кодексе предусмотрена периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. Однако речь должна идти, по-видимому, не о корректировке налогооблагаемой прибыли, а об индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость, как это принято международными нормами налогового права.
Налоговый кодекс предусматривает также более либеральный по сравнению с действующим сейчас порядок переноса убытков на будущие периоды. В настоящее время они могут списываться равными долями в течение пяти лет за счет полученной прибыли. Предусматривается, что убытки можно будет списать в течение первого года, если полученная прибыль позволяет это сделать, или в течение последующих лет. Однако, к сожалению, в проекте Налогового кодекса не предусмотрен действующий во многих экономически развитых странах (Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, США, Канада, Япония и др.) порядок переноса убытков на прошлые периоды. Этот порядок базируется на известной концепции, что налогообложению подлежит прибыль, полученная в течение всего срока функционирования юридического лица. Непризнание этой концепции в настоящее время в России вызвано предполагаемыми большими потерями бюджетных средств в случае включения данной нормы в налоговое законодательство. Однако в будущем эта концепция должна быть признана в рамках реализации принципа справедливости налогообложения, являющегося краеугольным камнем построения налоговой системы.