Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль. Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов.

Оглавление

Введение
Глава 1. Финансовый контроль………………………………………………4
1.1 Понятие и значение финансового контроля…………………………….4
1.2 Виды финансового контроля……………………………………………..6
1.3 Методы финансового контроля………………………………………….8
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль………………10
2.1 Государственный финансовый контроль………………………………10
2.1.1 Финансовый контроль со стороны Счётной палаты РФ………….11
2.1.2 Финансовый контроль со стороны Президента РФ……………….13
2.1.3 Финансовый контроль со стороны Правительства РФ…………...15
2.1.4 Финансовый контроль со стороны специализированных органов………………………………………………………………………………20
2.2 Негосударственный финансовый контроль – аудит…………………..25
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

финансовый контроль в рф .docx

— 62.56 Кб (Скачать)

14. в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

15. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд Службы;

16. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

 

2.1.4 Финансовый  контроль со стороны специализированных органов

 

К специальным органам относится  также Федеральная налоговая  служба РФ. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004г. №506 утверждено «Положение о Федеральной налоговой службе»10. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесённым к установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесённым к установленной сфере деятельности;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесённых к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, учёных и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

- разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг11. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций, имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством РФ.

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое положение среди  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Он действует в соответствии с  Федеральным законом от 10 июля 2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»12. Центральный банк РФ, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделённого властными полномочиями. По вопросам, отнесённым к его компетенции, он имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и другое имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Подотчетность Банка  России Государственной Думе означает:

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

- направление и отзыв председателей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

- рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и принятие по ним решений;

 рассмотрение годового отчета Банка России и принятие по нему решения;

 - принятие решения о проверке Счётной палатой Российской Федерации финансового – хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

- проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

- заслушивание докладов Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка (при представлении годового отчёта и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций; принимает меры для поддержания стабильной банковской системы, совершает широкий спектр различных банковских операций; защищает и обеспечивает устойчивость рубля, в том числе его покупательную способность и курс по отношению к иностранным валютам, обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование системы расчётов. Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, изготовление банковских билетов и металлических монет по заявкам Банка России, организует и обеспечивает Министерство финансов РФ. Банк России осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продажи иностранной валюты, а так же организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ. Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти субъектов РФ и органом местного самоуправления. Таким образом, специализированные органы, осуществляющие финансовый контроль - это Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ. Федеральная налоговая служба обеспечивает выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов, осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Центральный банк РФ – организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

 

2.2 Негосударственный финансовый контроль – аудит

 

Аудиторский контроль, возникший в  Российской Федерации с конца 80-х гг., - это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей – аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа)13.

Основными задачами аудиторского контроля являются :

а) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам; б) проверка платежно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутрихозяйственный финансовый контроль; аудиторский финансовый контроль.

Аудиторская деятельность помимо проверок включает оказание различного рода услуг: ведение бухгалтерского учёта для различных предприятий и организаций; восстановление бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской (финансовой) отчётности; защита бухгалтерской (финансовой) отчётности и налоговых деклараций в ГНИ; совершенствование (модернизация) действующей системы учёта; постановка бухгалтерского учёта; экономический и финансовый анализ; консультационные услуги; проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтерского персонала предприятий (учреждений, организаций); обучение бухгалтерского персонала; издание методических пособий по бухгалтерскому учёту, налогообложению, анализу, аудиту; автоматизация бухгалтерского учёта.

Аудиторской деятельностью имеют  право заниматься физические лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Заниматься аудиторской деятельностью можно лишь на основе специального разрешения (лицензии), а также при наличии квалификационного аттестата. ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ утвержден порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию и получить квалификационный аттестат аудитора единого образца. Проведение аудиторской деятельности без аттестации запрещается. Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого экономического субъекта. Цель такой проверки - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учёта, составлении отчётности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учёта и отчётности. Кроме обязательного и инициативного аудита, различают аудит внешний и внутренний. Внешний аудит проводится на договорной основе с экономическим субъектом (предприятием, организацией) аудиторской фирмой (аудитором) с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учёта и отчётности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства. Внутренний аудит проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия, и представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы предприятия (организации) в интересах его руководителей. Цель такого аудита – помочь сотрудникам предприятия эффективно выполнять свои функции, а главная задача – осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению. Если на предприятии нет штатных аудиторов внутренний аудит можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев и детально изучив тему, можно сделать следующие выводы, о том насколько важен финансовый контроль для реализации финансовой политики государства.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений. Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Юридические права и обязанности государственных органов как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определённой части финансовой деятельности государства, подлежащую обязательной реализации. Компетенция государственного органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий. Права и обязанности граждан связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства. Таким образом, финансовый контроль служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Информация о работе Финансовый контроль в РФ