Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль. Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов.

Оглавление

Введение
Глава 1. Финансовый контроль………………………………………………4
1.1 Понятие и значение финансового контроля…………………………….4
1.2 Виды финансового контроля……………………………………………..6
1.3 Методы финансового контроля………………………………………….8
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль………………10
2.1 Государственный финансовый контроль………………………………10
2.1.1 Финансовый контроль со стороны Счётной палаты РФ………….11
2.1.2 Финансовый контроль со стороны Президента РФ……………….13
2.1.3 Финансовый контроль со стороны Правительства РФ…………...15
2.1.4 Финансовый контроль со стороны специализированных органов………………………………………………………………………………20
2.2 Негосударственный финансовый контроль – аудит…………………..25
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

финансовый контроль в рф .docx

— 62.56 Кб (Скачать)

 

 

2.1.1 Финансовый контроль со стороны Счётной палаты РФ

 

Счётная палата РФ – это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ5. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату».

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счётной палаты, относятся:

1) все государственные органы (в  том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки,  страховые компании и другие  финансово-кредитные учреждения, их  союзы, ассоциации и иные объединения  вне зависимости от видов и  форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные  фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, над деятельностью которых контрольные полномочия Счётной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

В рамках задач, определённых законодательством, Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. К основным задачам Счётной палаты РФ относятся:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счёт средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

- контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

В рамках банковской системы Счётная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации. Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счётной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения её деятельности. Счётная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой её контроля.

Таким образом, Счётная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчётным ему. Деятельность Счётной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов.

 

2.1.2 Финансовый контроль со стороны Президента РФ.

 

Контроль за финансами со стороны  президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра Федеральной налоговой службы РФ, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным бюджетным посланием к Федеральному Собранию.

Определенные функции финансового  контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, образованное в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июня 2004г6. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Президент РФ осуществляет финансовый контроль путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра Федеральной налоговой службы РФ, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка. Определённые функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ – структурное подразделение Администрации Президента, подчиняется непосредственно Президенту РФ. Его функции: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

 

2.1.3 Финансовый контроль со стороны Правительства РФ

 

В соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ РФ «О Правительстве РФ»  от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Федеральное казначейство РФ утверждено «Положением о Федеральном казначействе» постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004г7. Единую централизованную систему органов Федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства и начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

В соответствии с Положением о Федеральном  казначействе РФ, единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и починённых ему территориальных органов Федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Органы Казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю Казначейства – начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчётов между бюджетами, а так же координации работ по созданию информационной базы о создании бюджетной системы Российской Федерации. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации в целом. В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, Министерством РФ по налогам и сборам, иными федеральными органами исполнительной власти. Органы Казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.

Главные задачи органов  Казначейства:

- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчётности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом;

- краткосрочное прогнозирование объёмов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;

- управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего долга страны;

- разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

- ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.

Положением о Федеральном Казначействе определены функции Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ, функции органов Казначейства по республикам в составе Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербурга, городам с районным делением имеющим в своём подчинении нижестоящие органы Казначейства, а также функции органов казначейства по городам (за исключением городов районного подчинения), районам, районам в городах. Для реализации возложенных на систему органов Федерального казначейства задач и выполнения ими своих функций эти органы наделены определёнными правами и несут соответствующие обязанности. Правомочия органов Федерального казначейства в сфере финансовых (бюджетных) отношений достаточно широки. Их роль значительно повышается в связи с передачей им из банковской системы функций по кассовому исполнению бюджета. В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов8. Таким образом, Федеральное казначейство является органом исполнительной власти подведомственным Министерству финансов Российской Федерации.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, осуществляет контроль и надзор:9

1. за использованием средств  федерального бюджета, средств  государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

2. за соблюдением резидентами  и нерезидентами (за исключением  кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

3. за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

4. за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

6. осуществляет приём граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

7. осуществляет, в рамках своей компетенции, производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесённым к компетенции Службы;

9. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в её ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

10. организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

11. осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчётности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

12. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

13. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

Информация о работе Финансовый контроль в РФ