Финансовая система: зарождение и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
рассмотрение системы финансов в зарубежных странах
выявить перспективы развития финансовой системы в РФ

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 303.23 Кб (Скачать)

     Научно-исследовательские фонды. Среди них главное место занимает Фонд национальной корпорации по развитию исследований – формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. Фонды независимы от государственного бюджета, имеют самостоятельный баланс. Государство предоставляет бессрочные ссуды и ежегодные субсидии названному фонду.

     Расходы фонда предназначены для финансирования капитальных вложений частных предприятий, занимающихся научной разработкой проблем и внедрением достигнутых результатов в производство. Государственные университеты, национальные и частные компании, осуществляющие научные исследования и доработку до промышленного освоения, тоже получают средства из фонда.

     Финансы предприятий (организаций). В государственном секторе преобладают корпорации, находящиеся в ведении правительства предприятия национализированных отраслей. В отраслевом разрезе это энергетические компании, железнодорожный транспорт и др. Финансовые отношения здесь представлены, с одной стороны, взаимосвязями с бюджетами через уплату налогов и за государственные кредиты, с другой стороны, получением целевых средств из бюджета. Ведущие позиции принадлежат частным предприятиям. Политика правительства Великобритании нацелена на создание весьма благоприятных условий для частной предпринимательской деятельности, включая приватизацию неэффективных государственных предприятий.

     Кассовое исполнение бюджета осуществляет Банк Англии. Ответственность за контроль над исполнением бюджета несет казначейство со своими структурными подразделениями.

Существует два основных вида государственной финансовой поддержки:

1. блок-гранты (грант для увеличения доходов);

2. гранты на специальные  цели.

 

 

    1. Перспективы развития финансовой системы

     Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу – рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса невозможно будет добиться устойчивости экономического роста.

     Для экономического оживления в реальном секторе экономики необходимо увеличить эффективность налоговой системы, снизив общий уровень налогообложения, устранив многочисленные дифференцированные льготы, совершенствовать изъятие рентных налогов и т. д.

     Для прилива инвестиций в реальный сектор экономики, необходимо остановить утечку капитала из страны и разработать программы, направленные на его возврат.

     Кроме того, необходимо повышать уровень и качество жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его ответственности – удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан и др. Основа для решения социальных проблем – высоки темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы, расширение финансовых возможностей государства. Для этого прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты).

     Современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста , повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Главной стратегической задачей  бюджетной политики на современном  этапе является проведение бюджетной  реформы, предполагающей переход от управления бюджетными затратами к  управлению результатами путем повышения  ответственности и расширения самостоятельности  участников бюджетного процесса и администраторов  бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В связи с этим к основным задачам бюджетной политики на среднесрочную перспективу относятся:

  1. переход от сметного финансирования бюджетных учреждений и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами. Для реализации этой задачи предлагается провести инвентаризацию действующей сети получателей бюджетных средств с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам; уточнить правовой статус и провести реорганизацию действующих бюджетных учреждений; внедрить новые формы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг нормативно-по душевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ;
  2. реформирование бюджетного учета, что предполагает изменение Бюджетной классификации РФ в соответствии с требованиями международных стандартов, а также с учетом функций, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления, которые изменяются в результате проведения в Российской Федерации административной реформы;
  3. выделение «бюджета действующих обязательств», в состав которого включаются расходные обязательства Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования), обусловленные действующими нормативно-правовыми актами, и «бюджета принимаемых обязательств», куда входят расходные обязательства, возникающие в связи с введением в действие новых нормативно-правовых актов, увеличивающих нагрузку на бюджеты. Такое разделение бюджета позволит упростить и ускорить процедуру составления и рассмотрения бюджета в части, касающейся исполнения действующих обязательств, и сосредоточить ее на принимаемых обязательствах для оценки возможностей их реализации в планируемом периоде и среднесрочной перспективе;
  4. совершенствование среднесрочного бюджетного планирования, которое должно приобрести не только долгосрочный характер, но также подразумевает разработку надежных, достоверных и стабильных среднесрочных финансовых прогнозов развития экономики и перспективного финансового плана. В целях повышения роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе на федеральном уровне предлагается утверждать порядок его разработки постановлением Правительства РФ;
  5. переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые позволят обеспечить взаимосвязь между распределением бюджетных средств и фактическими (или планируемыми) результатами их использования. При этом предполагается ввести практику предоставления субъектами бюджетного планирования докладов об основных результатах и направлениях их деятельности. Должна измениться методология разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ. На текущем этапе планируется провести инвентаризацию действующих программ, преобразовать часть из них в ведомственные, упразднив неэффективные целевые программы, а предоставление бюджетных средств для реализации новых целевых программ осуществлять на конкурсной основе;
  6. упорядочение процедур составления и рассмотрения федерального бюджета, предполагающее совершенствование взаимодействия федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств с палатами Федерального Собрания РФ на этих стадиях бюджетного процесса на основе оценки приоритетов бюджетной политики и более четкого разграничения в нем бюджетных полномочий и ответственности между законодательными и исполнительными органами власти.

     Рассматривая отдельно составные части бюджетной политики РФ, следует остановиться на основных направлениях политики мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней, основу которой составляет налоговая политика. Проведение в нашей стране налоговой реформы уже имеет определенные положительные результаты. К ее позитивным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие отмены оборотных налогов, снижения за последние годы ставки налога на прибыль с 35 до 24%, ставки НДС — с 20 до 18%, единого социального налога с 38,5 до 35,6% , введения пропорциональной ставки налога на доходы физических лиц (что в свою очередь способствовало снижению масштабов уклонения от уплаты налогов).

     Основная цель современной налоговой политики - формирование налоговой системы, которая будет необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса. Для реализации поставленной цели в рамках проведения налоговой политики в ближайшее время предполагается снижение эффективной ставки единого социального налога на 5%, совершенствование налогообложения природных ресурсов и завершение реформы имущественных налогов, а также проведение мероприятий по разграничению правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противозаконного уклонения от налогов.

     Текущая политика в области бюджетных расходов в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономического комплекса ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Эти отрасли могут успешно развиваться только в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инвестиционной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области бюджетных расходов. В настоящее время задачами этой составляющей бюджетной политики являются:

  1. В образовании:
  • расширение практики программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования (бюджет развития образования);
  • планирование расходов федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования с учетом прогнозов потребности в соответствующих специалистах на рынке труда;
  • адресный характер предоставления стипендий студентам;
  • организация по согласованию с субъектами РФ экспериментов по введению по душевого финансирования общеобразовательных учреждений , специальных форм финансирования для школ, расположенных в сельской местности, и школ для детей с ограниченными возможностями;
  • постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования финансированием конкретных образовательных услуг, оказываемых гражданину, из бюджетов различного уровня с учетом результатов эксперимента по финансированию высших и средних специальных учебных заведений с использованием государственных именных финансовых обязательств;
  • введение системы образовательных субсидий и кредитов;
  • выработка оптимального механизма со финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников;
  1. В здравоохранении:
  • вывод из системы государственного финансирования медицинских учреждений, не обеспеченных государственными заданиями;
  • переход от сметного принципа финансирования медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи на основе утверждения стандартов медицинских услуг;
  1. В транспорте:
  • определение приоритетных объектов финансирования за счет бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в отрасль для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры;
  1. В оборонном комплексе:
  • проведение реформы социальных гарантий военнослужащим путем создания ипотечно-накопительной системы, которая позволит обеспечить военнослужащих жильем на условиях ипотечного кредита;
  • создание прозрачной системы финансирования Вооруженных Сил с целью эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование национальной обороны;
  1. В инвестиционной сфере:
  • определение стратегических приоритетов государственной инвестиционной политики и финансирование федеральных целевых программ, направленных на реализацию крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и (или) структурных проектов, которые позволят обеспечить инновационное развитие экономики;
  • разработка механизма ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;
  • установление способов обеспечения ресурсной сбалансированности федеральных целевых программ;
  1. В области управления государственным долгом Российской Федерации:
  • последовательное снижение объема государственного долга РФ и величины процентных расходов федерального бюджета путем проведения эффективной политики по минимизации стоимости обслуживания долга на основе удлинения срока заимствований, снижения доходности по государственным ценным бумагам, использования возможностей досрочного погашения долговых обязательств при сохранении высокого кредитного рейтинга России и обеспечении своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами.

       Для решения перечисленных задач в сфере межбюджетных отношений в ближайшее время необходимо реализовать следующие меры:

  1. перераспределить налоговые источники между уровнями власти, создав стимулы на каждом уровне бюджетной системы для расширения собственной налоговой базы;
  2. провести дальнейшее выравнивание бюджетной обеспеченности по основным социальным гарантиям;
  3. перевести межбюджетные отношения на единую методологическую основу;
  4. укрепить бюджетную дисциплину и разработать механизм обеспечения ответственности региональных органов власти и органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику, выполнение финансовых обязательств перед населением, бюджетными учреждениями, кредиторами.

     Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения. В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных задач политики в области государственного социального страхования и в целом социальной защиты населения:

  1. упорядочение системы социальных пособий и льгот, которые должны получить адресный характер, предполагающий их предоставление социально уязвимым слоям населения;
  2. сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов, которые зависят, прежде всего, от размера поступлений единого социального налога, с целью обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному минимуму, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности;
  3. разработка механизма обеспечения денежных выплат по принятым ранее и не исполненным до настоящего времени социальным обязательствам государства (не финансируемым социальным мандатам);
  4. использование механизма со финансирования социальных выплат за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы, что будет способствовать поддержанию стабильности финансовой базы реализации социальных гарантий населению в условиях снижения ставки единого социального налога;
  5. применение методов финансирования учреждений социальной сферы по принципу «деньги следуют за потребителем», который предполагает введение по душевого финансирования, использование страховых механизмов мобилизации финансовых ресурсов в социальную сферу и использование государственного социального заказа;
  6. законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовых пенсий, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан пред пенсионного и пенсионного возраста;
  7. усиление контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов.

Информация о работе Финансовая система: зарождение и развитие