Финансовая система: зарождение и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
рассмотрение системы финансов в зарубежных странах
выявить перспективы развития финансовой системы в РФ

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 303.23 Кб (Скачать)

     Следует иметь в виду, что первичные доходы частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. Это положение хорошо иллюстрирует, например, структура сводного баланса финансовых ресурсов России. В целом система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:

- государственных и муниципальных  финансов;

- финансов хозяйствующих  субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных методов  формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на частные подсистемы (звенья). Так, в  сферу государственных и муниципальных  финансов входят:

- бюджетная система, которая,  в свою очередь, состоит из: федерального бюджета: территориальных  бюджетов субъектов Федерации:  бюджетов муниципальных образований  (местных бюджетов):

- целевые внебюджетные  фонды;

- государственный кредит.

Сфера финансов хозяйствующих субъектов включает: финансы коммерческих предприятий и организаций, в том числе финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); финансы некоммерческих организаций. Подсистемы и звенья системы финансов показаны в приложении 1. Кратко рассмотрим отдельные звенья системы финансов России.

     Бюджетная  система. Статья 6 кодекса РФ определяет, бюджетную систему как "основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Следует отметить, что внебюджетные фонды включаются кодексом в бюджетную систему.

     Бюджетная система Российской Федерации претерпела коренные изменения в 1991 г. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР.

В настоящее время государственная  бюджетная система России существенно  изменена и включает в себя три  звена:

- республиканский (федеральный)  бюджет Российской Федерации;

- бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных  образований (бюджеты республик  в составе Российской Федерации,  краевые и областные бюджеты,  бюджеты автономных областей, бюджеты  автономных округов и бюджеты  Москвы и Санкт-Петербурга);

- бюджеты муниципальных  образований (местные бюджеты).

     Современная  бюджетная система России хотя  и приблизилась по структуре  к бюджетным системам западных  стран, имеющих федеральное устройство, тем не менее остается достаточно противоречивой и требует серьезной доработки. В частности, необходимо решить следующие ключевые проблемы:

- снижение дефицита бюджетов  за счет укрепления их доходной  базы;

- реструктуризация расходов  по приоритетам;

- создание условий для  развития бюджетного федерализма;

- совершенствование механизма бюджетного регулирования.

     Внебюджетные фонды. Такие фонды создаются в различных государствах на определенный срок или существуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетворения таких важнейших общественных потребностей, как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и ряда других. Аккумуляция и использование средств внебюджетных фондов государством производится специфическими методами, поэтому правомерно выделение этих фондов в самостоятельное звено системы государственных финансов. В России до 1991 г. в основном создавались лишь целевые фонды, носившие сугубо отраслевой характер (фонды финансирования НИОКР, освоения новой техники и т. п.). Ими распоряжались отраслевые министерства, и входили они в сферу финансов предприятий и отраслей. С 1991 г. целевые внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами и органами местного самоуправления. В них аккумулируются денежные средства, отчисляемые как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Средства фондов используются строго по целевому назначению: на государственное социальное страхование, на дополнительное финансирование затрат по укреплению материально-технической базы, на социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие дорожной инфраструктуры и т. п.

     В зависимости от характера использования средств можно выделить внебюджетные фонды:

- социального назначения;

- межотраслевого и отраслевого  назначения.

Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения. Концентрация огромных средств (почти  равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного контроля привела  в России к неэффективному их использованию, многочисленным злоупотреблениям. В  целях усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов в федеральном бюджете РФ были консолидированы внебюджетные фонды, формируемые за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидируемых фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения, такие как пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, государственный фонд занятости населения РФ.

     Государственный  кредит. Государственный кредит выделяют в самостоятельное звено государственных финансов ввиду специфики финансово-кредитных отношений, обеспечивающих привлечение средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, в которых государство выступает в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Главным образом государство принимает на себя роль заемщика и куда реже - кредитора, предоставляющего ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило широкое развитие в России. Необходимость существования государственного кредита связана с тем, что рост государственных расходов опережает расширение собственной доходной базы, а кредит позволяет покрывать запланированные расходы дефицитного бюджета. Государственный кредит имеет ряд особенностей как источник формирования бюджета:

- в отличие от налогообложения,  он носит добровольный характер;

- в его основе лежат  принципы возвратности и платности;

- обеспечением госзаймов  выступают не конкретные ценности, как при банковском кредите,  а все имущество, находящееся  в собственности государства,  имущество данной территории или какой-либо ее доход;

- займы центрального правительства,  как правило, не являются целевыми, а на уровне территорий средства  достаточно часто привлекают  под определенные цели;

- рост государственного  кредита, а, следовательно, и  государственного долга негативно  влияет на экономический рост, обслуживание долга, отвлекает  средства инвесторов из реального  сектора экономики и, в конечном  счете, утяжеляет налоговое бремя;

- государственный кредит  является одновременно инструментом  финансового и денежно-кредитного  регулирования, средством осуществления  финансовой политики.

Государственный кредит функционирует  в форме:

- государственных займов;

- государственных гарантий.

Государственные займы можно  классифицировать следующим образом:

- по субъектам заемных  отношений - размещаемые центральными  органами управления и размещаемые  территориальными органами управления;

- по месту размещения - внутренние и внешние;

- по способу обращения  - рыночные, свободно покупаемые  и продаваемые, и нерыночные, не  подлежащие свободному обращению  на рынке ценных бумаг;

- в зависимости от срока  привлечения средств - краткосрочные  (до 1 года). среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и более);

- по обеспеченности долговых  обязательств - накладные, обеспечиваемые конкретным залогом (к ним наиболее часто прибегают местные органы власти), и без закладные, обеспечиваемые всем имуществом государства (правительства обычно выпускают без закладные облигации, поскольку эти бумаги относятся к классу высоколиквидных и не нуждаются в дополнительных имущественных гарантиях;

- по способу выплаты  (получения) дохода - выигрышные, по  которым доход может быть получен  в денежной или вещевой форме  на основе тиражей выигрыша. процентные, которые предусматривают выплату дохода один-четыре раза в год на основе процентной ставки к номиналу, определенной по конкретному купону, и реализацию ниже номинала, т.е. с дисконтом (скидкой), также образующим доход владельца; с нулевым купоном, предполагающие получение дохода за счет дисконта, т. е. за счет размещения по цене ниже номинала (таковы все краткосрочные и некоторые долгосрочные займы);

- по методу определения  дохода - с твердым доходом и плавающим доходом, который в период экономической нестабильности (частого пересмотра ставки рефинансирования) позволяет снижать уровень расходов по обслуживанию займов.

Все выпуски государственных  ценных бумаг регистрируются в Государственной  долговой книге Российской Федерации.

В форме условного государственного долга выступают государственные  гарантии - обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые отдельными хозяйствующими субъектами и органами исполнительной власти субъектов  Федерации. Эти гарантии, как правило, выдаются Министерством финансов по отдельным распоряжениям Правительства. Государственный кредит во второй его  форме, когда государство выступает  в роли кредитора или гаранта, может оказывать положительное  воздействие на экономику, а также  способствовать достижению определенных политических целей.

     Формами предоставления государственного кредита являются:

- бюджетные ссуды предприятиям  и субъектам Федерации, предоставление, эффективность и возвратность  которых контролируется Федеральным  казначейством:

- товарные кредиты, предоставляемые  за счет средств бюджета организациям агропромышленного комплекса для сезонного обеспечения горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и т. п.;

- льготные кредиты, выделяемые  администрациям районов Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностям для обеспечения завоза  топлива и других важнейших  ресурсов в навигационный период:

- инвестиционный налоговый  кредит - разновидность бюджетной  ссуды, которую получают предприятия,  имеющие крупное народнохозяйственное  значение, в пределах сумм налоговых  платежей в федеральный бюджет (на год или на несколько  лет).

     Государственный  внутренний долг. Государственным внутренним долгом РФ являются выраженные в рублях долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Правомерно к государственному долгу относить и задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций. Он обеспечивается всеми активами. находящимися в распоряжении Правительства РФ. Государственный долг может выражаться в следующих формах:

- кредиты, получаемые Правительством РФ;

- государственные займы,  осуществляемые посредством выпуска  ценных бумаг;

- другие долговые обязательства,  гарантированные Правительством РФ.

     Долговые обязательства РФ бывают кратко- (до 1 года), средне- (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). При этом 30 лет - предельный срок для долговых обязательств. Правительство РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации, если по этим обязательствам не предоставлялась правительственная гарантия. Политику, проводимую в отношении государственного

внутреннего долга РФ определяет Федеральное Собрание на основе предложений, разрабатываемых Правительством РФ совместно с Центральным Банком РФ. Верхний предел государственного долга устанавливают при утверждении федерального бюджета.

 

 

2.1 Центральный банк

     Система Центрального Банка Российской Федерации - важнейший орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

     Основными целями деятельности Банка России являются:

  1. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  2. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов.

Информация о работе Финансовая система: зарождение и развитие