Финансовая система: зарождение и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
рассмотрение системы финансов в зарубежных странах
выявить перспективы развития финансовой системы в РФ

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 303.23 Кб (Скачать)

     Государственный и муниципальный кредит в Германии играет важную роль в управлении бюджетным дефицитом.

     На федеральном уровне правительство выпускает облигации с фиксированным гарантированным доходом, выплачиваемым ежегодно. Держателями облигаций могут быть как юридические, так и физические лица. За счет таких средств правительство осуществляет финансирование текущих расходов федерального бюджета.

     На уровне регионов и муниципалитетов тоже имеется возможность осуществлять заимствования для дополнительного финансирования расходов. Доходность таких займов устанавливается в соответствии с рыночными факторами: уровень процентов на рынке ссудных капиталов, срок займа, финансовое состояние соответствующего бюджета. Органы власти-заемщики обязаны соблюдать финансовую ответственность, соизмерять свою долговую политику с обязанностями по социальным расходам и обязанностью по обслуживанию долга.

     Сфера финансов предприятий состоит из финансов частных предприятий и финансов государственных предприятий. В собственности федерального правительства, земель и общин находятся федеральные железные дороги, федеральная почта, предприятия горнодобывающей, металлургической промышленности, энергетики. Практически все государственные предприятия имеют низкий уровень рентабельности, некоторые из них – убыточны. Соответствующие бюджеты осуществляют дотирование предприятий, также привлекаются кредиты.    

     Финансовая система Японии. Япония является конституционной монархией, номинально главой государства является император. Япония является унитарным государством. Этим определяется структура финансовой системы:

  • государственные и муниципальные финансы;
  • финансы предприятий (организаций).

В составе сферы государственных  и муниципальных финансов выделяется:

  • бюджетная система, состоящая из государственного бюджета и местных бюджетов; специальных фондов правительства;
  • государственный и муниципальный кредит.

В составе сферы финансов предприятий (организаций):

  • финансы государственных предприятий;
  • финансы смешанных предприятий;
  • финансы частных предприятий.

Доля государственных  расходов в ВВП относительно невелика – в 1991 г. 9,3 %. Рост продолжался до 2000 г., когда этот показатель составил 25 %.

Бюджетная система представлена государственным бюджетом, местными бюджетами, специальными фондами правительства.

Государственный бюджет играет важнейшую роль в бюджетной системе. Принято выделять:

  • генеральный (общий) счет центрального правительства,
  • госпрограмму займов и инвестиций («второй бюджет»)
  • специальные счета,
  • бюджеты публичных корпораций.

     Генеральный счет – или счет центрального правительства, это основной источник покрытия госрасходов.

Госпрограмма займов и  инвестиций – смета, которая аккумулирует средства правительства из разных доверительных (трастовых) фондов (пенсионные, страховые  и др.).

Специальные счета утверждаются в соответствии со специальными законами. Выделяют такие их виды:

1. специальные счета для государственных учреждений;

2. специальные счета для всех видов страхования и пенсионного обеспечения;

3. специальные счета управления государственными образовательными учреждениями, больницами;

4. специальные счета государственных инвестиций и займов.

Доходы и расходы государственного бюджета группируются по разделам, статьям, параграфам.

Доходы формируются за счет налоговых и неналоговых  поступлений. Отметим, что в Японии по сравнению с другими странами высока доля неналоговых поступлений:

  • арендная плата;
  • продажа земельных участков, иной недвижимости;
  • доходы от лотерей;
  • остаток фондов от предыдущего года.

Средства, аккумулированные на счете центрального правительства, идут на финансирование экономических, социальных нужд, на оборону, целевые  перечисления местным бюджетам, а  также на выплату процентов по государственному долгу.

     Местные бюджеты в Японии представлены бюджетами префектур, бюджетами более 3 тыс. городов и прочих населенных пунктов (поселки, районы), в целом их именуют бюджетами муниципалитетов. На их долю приходится до половины финансовых ресурсов государства. Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Местные налоговые доходы составляют меньше 50 %. Еще одна часть  поступлений – отчисления от государственных налогов – составляет около 17 % доходной части. Часть доходов формируется за счет субсидий из государственного бюджета. В Японии практически отсутствуют нецелевые перечисления, основной статьей среди них являются дотации государства на проведение общенациональных мероприятий. Местные бюджеты сводятся без дефицита. В системе местных бюджетов тоже имеются специальные счета для муниципальных предприятий.

     В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. К этим фондам относятся экономические фонды, социальные фонды, кредитные фонды и др.

В составе социальных фондов важнейшая нагрузка лежит на таких  фондах:

  • Фонд национальных пенсий;
  • Фонд страхования здоровья;
  • Фонд страхования от производственного травматизма;
  • Фонд страхования от безработицы.

Пенсионные фонды наемных  работников частного сектора формируются  за счет трех источников:

  • взносов самих работников;
  • взносов работодателей;
  • средств государства.

Взносы работников и работодателей  одинаковы, ставки равняются 7 %.

Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений образуются за счет также трех источников:

  1. средств обществ взаимопомощи, создаваемых по месту работы;
  2. средств самих предприятий;
  3. дотаций государства.  

В целом в пенсионные фонды  направляется 51 % расходов на социальное обеспечение. Это наибольший удельный вес среди всех развитых стран.

Еще 39 % подобных расходов направляется в Фонд страхования здоровья (от болезней), это также наибольший показатель.

     Фонд страхования от безработицы формируется за счет взносов работников, работодателей и доплат государства. Средства предназначены для выплаты пособий по безработице, а также на меры по стабилизации занятости, оказание помощи людям, потерявшим работу, в приобретении новой специальности (повышении квалификации).

     Фонд страхования здоровья предназначен для покрытия расходов на медицинское обслуживание, модернизацию медицинских учреждений (прежде всего приобретение нового качественного оборудования), повышение квалификации врачей, медсестер.

     Важнейшим экономическим фондом правительства Японии является инвестиционный бюджет. Средства этого фонда предназначены для капиталовложений государства, а также на займы соответствующего назначения местным органам власти и государственным корпорациям.

Существуют также фонды  кредитного назначения:

  • Фонды финансовых корпораций;
  • Фонды специальных банков;
  • Японский банк развития;
  • Экспортно-импортный банк.

Бюджеты публичных корпораций – это бюджеты коммерческих экономических  организаций, тоже подлежат утверждению  парламентом.

     В государственный сектор экономики Японии входит:

  1. система подрядных работ и закупок на бюджетные средства, в которой государство выступает как рыночный агент,
  2. предпринимательский сектор, где государство является полным или частичным собственником.

На уровне муниципалитетов  действуют унитарные предприятия (водоснабжение и канализация). Унитарные  предприятия входят в административную систему, их счета находятся в  соответствующих бюджетах на центральном  и местном уровнях.

     К сектору публичных корпораций в настоящее время  относятся финансовые учреждения:

  • Японский банк развития,
  • корпорации финансирования мелких предприятий,
  • Корпорация жилищного кредита,
  • Банк международного сотрудничества,

Кроме финансовых учреждений можно назвать ряд нефинансовых предприятий:

  • Корпорация строительства железных дорог,
  • Корпорация скоростных автомобильных дорог,
  • международные аэропорты.

В этом же звене государственных  финансов существуют некоммерческие учреждения:

  • лаборатории, институты, занятые фундаментальными и гуманитарными исследованиями;
  • японский фонд экономического сотрудничества;
  • центр научно-технической информации;
  • фонд поддержки искусств;
  • японский фонд культурного обмена.

Большое количество предприятий  действует на уровне местных образований, эти предприятия также считаются  государственными. Государственные  предприятия заняты водо-, тепло-, газоснабжением. Предприятия, занятые в жилищном секторе, портовой инфраструктуре, платные  автомобильные дороги, существуют в  форме акционерных и паевых компаний.

     Система финансов Великобритании. Великобритания (Соединенное Королевство) – это конституционная монархия и парламентская демократия.

     Финансовая система Великобритании включает в свой состав сферу государственных и местных финансов, специальные внебюджетные фонды, финансы организаций. Каждая сфера включает в себя ряд звеньев, под которыми понимаются особые по характеру деятельности субъекты финансовых отношений:

  1. государственные и местные финансы – государственный и местные бюджеты, государственный кредит и кредиты местных органов власти; специальные внебюджетные фонды  (социальные фонды и научно-исследовательские фонды);
  2. финансы предприятий (организаций) – финансы частных предприятий и финансы государственных корпораций.

     Поскольку государство является унитарным, то существует два уровня бюджетов – государственный бюджет и местные бюджеты. Главным звеном здесь является государственный бюджет. Доля государственного бюджета в ВВП составляет около 40 %.

Бюджет центрального правительства  Великобритании делится на две составляющих:

1. бюджет текущих доходов и расходов; 

2. капитальный бюджет.

     Основными доходами текущего бюджета являются налоги, среди них преобладают прямые налоги. В совокупности прямые налоги  (вместе с платежами по социальному страхованию) формируют около 60 % доходов текущего бюджета.  Расходуются средства этого бюджета на финансирование отраслей материального производства, социальной сферы, расходы на оборону и государственное управление. Доходы капитального бюджета формируются за счет поступлений процентов по государственным кредитам, которые предоставляются государственными корпорациями и органами власти, за счет возврата долгосрочных кредитов казначейства и части прибыли  Банка Англии. Расходы капитального бюджета включают расходы на управление государственным долгом, включая уплату процентов по долгу и долгосрочные кредиты корпорациям и органам государственной власти на осуществление капитальных вложений.

     Местные бюджеты – это бюджеты графств и округов. По доходам и расходам они не входят в бюджет центрального правительства. Муниципалитеты обязаны соблюдать действующие в стране законы, принимать свои законодательные акты они могут только в соответствии с общегосударственными законами. Доходы местных бюджетов формируются за счет налогов и сборов, а также за счет субсидий центрального правительства. Расходуются местные бюджеты на нужды образования, ЖКХ, строительство местных дорог, содержание местных властей.

      Специальные внебюджетные фонды. Наибольшее значение имеют социальные и научно-исследовательские фонды.

Социальные фонды образуются за счет нескольких источников:

  • страховые взносы застрахованных лиц;
  • страховые взносы предпринимателей;
  • страховых взносов государственных предприятий (для Фонда национального страхования);
  • субсидии государства.

Ставки взносов зависят  от уровня доходов.

Расходуются аккумулированные в фондах средства на оказание социальных услуг населению. Применяется следующие  виды платежей:

1. выплата пенсий и пособий;

2. ссуды из бюджета фонда для финансирования взаимосвязанных расходов;

3. пособия «общественной поддержки» - помощь при переселении, поднятии хозяйства на новом месте, компенсация транспортных расходов;

4. кризисные ссуды –  помощь гражданам в случае  опасности для здоровья и жизнедеятельности  в случае стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций.

     Главное место среди социальных фондов занимает Фонд национального страхования. Он создается за счет взносов граждан, государственных предприятий, субсидий государства. Средства фонда идут на выплату пенсий, пособий по безработице и по болезни.

Информация о работе Финансовая система: зарождение и развитие