Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
рассмотрение системы финансов в зарубежных странах
выявить перспективы развития финансовой системы в РФ
В настоящее время Российская Федерация вышла из затянувшегося кризиса, руководство страны смогло решить целый ряд острых социальных проблем, основные усилия чиновников в ближайшее время будут направлены на развитие промышленности и предпринимательства. Одной из основных проблем современной финансовой политики России является «ресурсозависимость», большая часть доходов в государственный и местные бюджеты поступают благодаря продажам различных видов полезных ископаемых на зарубежных рынках, по мнению многих специалистов, данная практика должна быть изменена.
В настоящее время в нашей стране практически не сформирован средний класс, многие люди находятся на гране бедности и вынуждены работать на нескольких работах для того, чтобы обеспечить себя и свою семью.
Еще одной проблемой современной экономической политики России является обеспечение достойных пенсий населению. В настоящее время количество пенсионеров стремительно увеличивается, многие специалисты говорят о необходимости увеличения пенсионного возраста, а также создания надежных пенсионных фондов, с помощью которых люди смогут делать накопления ( динамика трудовых пенсий и зарплат в период с 2010 по 2013 года рассмотрена в приложении 4).
Современная финансовая политика также должна поддерживать мелких и средних предпринимателей, которые должны стать поддержкой для экономики. По мнению многих специалистов, именно малый бизнес должен стать основной экономического процветания.
Глава 3. Система финансов в зарубежных странах
Финансовая система и финансы используются в качестве индикатора национальной экономики, роста благосостояния, ограничения негативных моментов в экономическом росте. Чем более развиты рыночные отношения, тем более сложные и более многообразные связи в государстве, тем более сложная и финансовая система.
Между существующими
на Западе финансовыми
Рассмотрим финансовые системы в экономически развитых зарубежных.
Финансовая система США. США – это федеративное государство, каждый штат имеет республиканские полномочия, свою законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
Характерная особенность финансовой системы США в том, что она с самого начала своей истории развивалась на основе рыночных принципов. Амортизационная схема сложилась не только за счет заимствования европейского экономического опыта, сколько путем создания собственных институтов и методов их деятельности. Рынок не может обеспечить устойчивость экономики и финансовой системы. Для этого требуется государственное регулирование. В США системное гос. регулирование стало развиваться с нач.30 гг.20 века после мирового кризиса. Были приняты законы, на которых действует мощная система гос. надзора. Характерной чертой финансовой системы США является тенденция к возрастанию уровня самофинансирования. К концу 20 века финансовая система США достигла высокой степени развития и стала фундаментальной основой экономики США.
Современная система государственных финансов состоит из:
1. Финансовой системы федерации;
2. Финансовых систем 50 штатов;
3. Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно - предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.).
Такая система организации государственных финансов характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.
Бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.
Центральное место в системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет. О чем свидетельствуют сложившиеся в последние три десятилетия параметры распределения и перераспределения средств между бюджетами трех уровней: около 65% совокупных расходов консолидированного бюджета проходят через федеральный бюджет и 35% - доля остальных двух уровней, которая делится между штатами и местными органами власти в пропорции 2/1.
За федеральными органами закреплены расходы общенационального значения (на военные цели, международную деятельность; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти –имущественные налоги.
В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам: из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.
В базе собственных доходов властей штатов и местных властей наблюдается неуклонно растущая зависимость от федеральных дотаций. Федеральная помощь штатам (»23%) и местным властям (»6%) носит ярко-выраженный программно - целевой характер. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что “федеральная помощь” превратилось в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.
Особенностью функционирования финансовой системы США является тенденция снижения значимости в его структуре банковской системы и возрастание роли небанковских институтов. Активы коммерческих банков за последние 30 лет в общем объеме(21 млн. дол.) ценных бумаг снизилось с 22 до 18%. Возможности кредитования также снизились почти в 2 раза. Ядром финансовой системы США является рынок ценных бумаг или фондовый рынок. Это наиболее чувствительная сфера рыночной экономики, отражающая глубинные процессы, происходящие не только в национальной, но и мировой экономике.
Фондовые рынки США позволяют мировому сообществу судить о состоянии и перспективах развития мировой экономики, посредством определенных показателей (ставки % - в, коэффициенты доходности, биржевые индексы). Наиболее известными индексами являются индекс Dow Jones и NASDAQ. Первый индекс Dow Jones рассчитывается по стоимости общих акций 4-х видов:
1)по акциям 30 крупнейших предприятий промышленности;
2)по акциям 20 крупных транснациональных корпораций;
3)по акциям 15 крупнейших компаний в сфере коммунальных услуг;
4)сводный (составной индекс по всем 65 акциям).
NASDAQ рассчитывается на основании котировок 100 высокотехнологичных компаний, зарегистрированных на бирже NASDAQ. Он отражает конъюнктуру на рынках высоких технологий США и реакцию бизнес-сообщества на политические и экономические события страны, которые влияют на рынки высоких технологий.
Для США характерен приоритет частной собственности, свободный рынок с весьма сильной конкуренцией на нем, незначительная роль государства в экономике, мобильность рынка рабочей силы, законы, дающие бизнесу свободу развития и ограничивающие отрицательные эффекты предпринимательства на общество и окружающую среду, прекрасная транспортная и финансовая инфраструктура. Американцы предпочитают потребительское отношение к жизни, подразумевающее рост потребительского спроса на товары потребления, образование, медицинские услуги, путешествия.
Финансовая система ФРГ. Германия является федеративным государством.
Базисным фактором, определяющим финансовую политику правительства, является объединение восточной и западной частей страны. Так, для сглаживания различий в уровне экономического развития был введен так называемый «налог на солидарность», означавший по сути увеличение налогообложения личных доходов и доходов корпораций.
Особенности финансовой системы Германии определяются ее государственным устройством – это федеративное государство.
Вторым фактором, обуславливающим особенности финансовой системы, является немецкая модель управления национальным хозяйством, которую называют социальным рыночным хозяйством. Характеризуется высокой ролью государства в экономике.
Во главе деятельности государства – обеспечение равного распределения социальных благ между всеми членами общества. Высокий уровень гарантий требует высоких затрат товаропроизводителей и услугодателей. Самая высокая стоимость рабочего часа – тоже в Германии. Однако высокий размер пособия по безработице служит дестимулирующим началом к труду. Такие социальные цели требуют значительных финансовых изъятий в государственный бюджет, земельные и местные бюджеты. Поэтому уровень налогообложения в Германии превышает за 65 % нераспределенной прибыли.
Государство поддерживает ряд отраслей, являющихся убыточными (угольная, сталелитейная, судостроительная). По некоторым данным, до 30 % государственных тратится на прямые субсидии таким предприятиям.
Основные правила функционирования финансовой системы определяются Финансовой конституцией ФРГ, которая является крупным разделом Основного закона страны (раздел Х «Финансы», ст. 104а-115). Документ регламентирует отношения между федерацией и землями, общинами, в нем установлены правовые основы распределения по уровням бюджетной системы (расходы, которые обусловливают социально-экономическое развитие страны; компетенция органов власти в области налогового законодательства; налоговые поступления). Главная цель в соответствии с Финансовой конституцией – достижение единого жизненного стандарта на территории всей страны, для этого государство перераспределяет ресурсы и предоставляет общественные блага в равной мере всем землям.
Механизм финансового выравнивания воплощает идеи бюджетного федерализма германской модели.
Финансовая система Германии имеет две основных сферы:
Сфера государственных и местных финансов делится на три уровня – федеральный уровень, уровень земель и уровень общин.
Ведущее место принадлежит сфере государственных финансов, внутри нее – федеральному уровню. На его долю приходится финансирование стратегически важных расходов, предоставление субсидий и ссуд бюджетам нижестоящего уровня, прежде всего бюджетам земель. На уровне земель и общин в основном финансируются социальные программы.
В сфере государственных и местных финансов выделяются звенья:
Налоговые доходы формируют примерно 80 % всех доходов бюджета. Неналоговые поступления складываются из прибыли государственных предприятий, доходов от участия в капитале, государственных кредитов, приватизации, рентных платежей.
Расходы федерального бюджета обеспечивают традиционные сферы деятельности федерации, земель и общин.
Бюджеты земель и общин составляют 20 % национального дохода Германии. Составляются проекты бюджетов исполнительными органами власти, принимаются – органами представительной власти. Перечень запланированных доходов и расходов местных органов власти называют бюджетным уставом. В некоторых землях финансовый год правильнее назвать период, потому что он длится два календарных года. Отчеты федеральных земель, составляемые с разной периодичностью, содержат результаты исполнения бюджета.
Специальные внебюджетные фонды обеспечивают ресурсами отдельные целевые программы. Наиболее крупные фонды – это фонды социального страхования:
Источники образования фондов:
Работодатели и работники несут равную социальную нагрузку по отчислениям в фонды государственного пенсионного страхования, страхования на случай болезни, страхование по безработице. Государственный фонд страхования от несчастных случаев формируется работодателями. Страхование и выплаты по безработице осуществляются федеральным ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для занятых независимо от размеров дохода. Пособие по безработице зависит от трудового стажа, размеров заработной платы на последнем рабочем месте, возраста, наличия детей.
Информация о работе Финансовая система: зарождение и развитие