Финансовая система развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:48, реферат

Краткое описание

Финансовые системы зарубежных стран включает в себя следующие элементы:
государственный бюджет;
местные финансы;
специальные внебюджетные фонды;
финансы государственных предприятий.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Понятие финансы неразрывно связано с  понятием финансовой системы, которое  является его дальнейшим развитием  и конкретизацией. Поэтому изучение понятия финансовой системы и ее функционирования является очень важным для любого государства.

     Так финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов.

     Финансовые  системы зарубежных стран включает в себя следующие элементы:

    • государственный бюджет;
    • местные финансы;
    • специальные внебюджетные фонды;
    • финансы государственных предприятий.

 

         1 Общая характеристика  финансовых систем  развитых стран 

      Финансовая  система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий. [1, с. 115]

     Финансовая  система развитых стран – (англ. financial system of developed countries) – система, охватывающая государственный бюджет; муниципальные финансы (в федеративных государствах, например, США, ФРГ – и финансы членов федерации); внебюджетные специальные фонды; финансы государственных предприятий, корпораций; финансы частных национальных и транснациональных корпораций. [2]

     Ведущим звеном государственной финансовой системы развитых стран является государственный бюджет - основной финансовый план государства, имеющий  силу закона. По материальному содержанию - это централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономическому содержанию - главное орудие перераспределения национального дохода. В этой части финансовая система развитых стран перераспределяется до 40 проц. резко возрастающего национального дохода страны. Налоги составляют от 70 до 90 проц. и более общей суммы доходов государственного бюджета. За государственным бюджетом в странах с развитой экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавочную стоимость (в тех странах, где он применяется), таможенные пошлины. Из государственного бюджета производится и большая часть расходов: на военные (оборонные) цели, регулирование экономики, социальные расходы, содержание государственного аппарата управления, субсидии и кредиты развивающимся странам. Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы развитых стран, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным корпорациям. Государственные бюджеты ведущих западных стран в период после 2-й мировой войны и до 90-х гг. характеризовались крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами. Особенно значительный бюджетный дефицит имели США. К концу XX в. он снизился, в начале XXI в. предусматривается профицит федерального бюджета, который может к 2003 составить 83 млрд. долл. Улучшение состояния государственных финансов США и ряда других развитых стран объясняется длительным периодом экономического роста, структурной перестройкой экономики, налоговыми реформами, проведенными в большинстве развитых стран в 80-х гг. и сопровождавшимися значительным снижением налоговых ставок и расширением налоговых льгот, некоторым сокращением военных расходов.

     Второе  звено финансовой системы развитых стран - региональные и муниципальные  финансы - включает муниципальные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих  муниципальным образованиям, и автономные муниципальные фонды. Ведущее значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах муниципальные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах муниципальные бюджеты не входят в региональные бюджеты членов федерации (штатов - в США, провинций - в Канаде, кантонов - в Швейцарии, земель - в ФРГ и т.д.), а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. За муниципальными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В муниципальных бюджетах по сравнению с государственным бюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели. Муниципальные бюджеты на финансирование своих дефицитов получают средства из государственного бюджета путем дотаций, субвенций, кредитов. Используются также надбавки к государственным налогам. В федеративных государствах доходы бюджетов членов федерации формируются по-разному. Так, в США бюджеты штатов базируются на косвенные налогах (в основном на налоге с продаж); в Германии бюджеты земель - на поступлениях в определенном проценте от налога на прибыль корпораций и подоходного налога с населения, которые делятся между федеральным бюджетом и бюджетами земель.

     Третье  звено финансовой системы развитых стран включает внебюджетные специальные  фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. США - единственная страна, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

 

2 Финансовая система США 

   Современная система государственных финансов состоит из:

  • Финансовой системы федерации;
  • Финансовых систем 50 штатов;
  • Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно - предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);
  • специальных фондов;

    Такая система организации государственных  финансов характеризуется отсутствием  единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.

    Бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.

    Центральное место в системе государственных  финансов США занимает финансовая система  федерации и федеральный бюджет. О чем свидетельствуют сложившиеся  в последние три десятилетия параметры распределения и перераспределения средств между бюджетами трех уровней: около 65%  совокупных расходов консолидированного бюджета проходят через федеральный бюджет и 35% - доля остальных двух уровней, которая делится между штатами и местными органами власти в пропорции 2/1.

     За  федеральными органами закреплены расходы  общенационального значения (на военные  цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и  секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти – поимущественные налоги.

    В США бюджеты регулируются через  систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам: из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных  бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.

    В базе собственных доходов властей  штатов и местных властей наблюдается  неуклонно растущая зависимость  от федеральных дотаций. Федеральная  помощь штатам и местным властям  носит ярко-выраженный  програмно - целевой характер. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что «федеральная помощь» (»29% общей суммы доходов штатов и месных органов) превратилось в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.

    Федеральный бюджет в США – это весьма сложный  финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений и других платежей, собранная с населения и предприятий федеральным правительством через федеральные или местные власти. Бюджетные доходы включают также различного рода подарки и вклады. В доходы не включаются суммы от распродаж федерального имущества, доходы по процентам, выплаты по займам и внутренним денежным переводам между правительственными счетами.

    Структура расходной и доходной частей федерального бюджета претерпевает ежегодные  изменения. И поэтому рассмотрение вопроса о доходах и расходах федерального бюджета интересно  с точки зрения динамики этих изменений.

    В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области  финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

    В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.

     Наиболее  крупными в составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение, социальное обеспечение, здравоохранение, дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.

     Что касается местных административных единиц и местных функциональных органов и учреждений, то они также  располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению  и исполнению своих бюджетов, которые  не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции по составлению местных бюджетов возложены на главу исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей местной законодательной власти.

    В состав расходов местных бюджетов более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений.

     К источникам финансирования расходов местных  бюджетов относятся: местные налоги, доходы от услуг коммунального хозяйства  и другие не налоговые доходы, дотации  из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги.

    Таким образом, важно выделить, что при  единстве налоговой системы США  каждая административная единица выбирает свою структуру налогов с учетом разнообразия местных условий и уровня жизни населения.

    Важное  место в системе государственных  финансов принадлежит специальным  фондам США, которые функционируют  обособленно как самостоятельные  финансово – кредитные учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих селевое назначение. Доходы этих фондов формируются за счет налоговых и не налоговых поступлений, также за счет средств федерального бюджета.

    Наиболее  значительными являются фонды социального  страхования. К основным общенациональным системам (фондам) социального страхования и обеспечения относятся страхование по старости, по случаю потери кормильца и страхование здоровья. Кроме того, существует страхование по безработице, по временной нетрудоспособности и, наконец, система государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. В дополнение к этому имеются весьма урезанные системы семейных пособий, которые частично финансируются федерацией, но находятся в ведении властей штатов и местных органов.

    Право на получение пенсии по старости в США в полной сумме возникает лишь у лиц, достигших 65 лет и имеющих необходимый стаж страхования. Пособия по страхованию здоровья выплачиваются лицам по достижении 65 лет. Фонд пособий по безработице формируется за счет взносов предпринимателей (в размере незначительного процента к фонду заработной платы).

    Также в США в зависимости от целей  использования выделяют следующие  специальные фонды:

  • экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития и т. д. Средства этих фондов направляются на финансирование честных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов. Помощь представляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов;
  • научно – исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований;
  • военно – политические фонды – резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента США, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия имеющие особую важность. В США к ним относятся конфиденциальные (секретные)  фонды федерального бюджета. Из них финансируют секретные крупномасштабные научно – технические проекты.
  • Прочие фонды.

Информация о работе Финансовая система развитых стран