Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:32, дипломная работа
С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.
1. Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции
1.1 Понятие и состав издержек производства и обращения
7
1.2. Классификация затрат на производство
11
1.3. Зарубежный опыт определения издержек производства
21
1.4. Управление затратами на производство и реализацию продукции
26
2. Анализ себестоимости продукции на базе данных АО «Ульяновскцемент»
2.1. Характеристика предприятия и задачи анализа
39
2.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции
43
2.3. Анализ себестоимости цемента по калькуляционным статьям
47
2.4 Анализ прямых материальных затрат
54
2.5 Анализ прямых трудовых затрат
60
2.6. Анализ косвенных затрат
65
2.7. Резервы возможного снижения себестоимости цемента
75
3. Совершенствование практики управления затратами на производство и реализацию продукции
3.1. Значение и содержание методики управления затратами на основе маржинального анализа
80
3.2. Группировка затрат в системе маржинального анализа
83
3.3. Анализ функциональной связи между затратами, объемом производства и прибылью. Определение порогов рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия
96
Заключение
110
Список используемых источников
117
Cодержание
Введение |
4 |
1.1 Понятие и состав издержек производства и обращения |
7 |
1.2. Классификация затрат на производство |
11 |
1.3. Зарубежный опыт определения издержек производства |
21 |
1.4. Управление затратами на производство и реализацию продукции |
26 |
2. Анализ себестоимости продукции на базе данных АО «Ульяновскцемент»2.1. Характеристика предприятия и задачи анализа |
39 |
2.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции |
43 |
2.3. Анализ себестоимости цемента по калькуляционным статьям |
47 |
2.4 Анализ прямых материальных затрат |
54 |
2.5 Анализ прямых трудовых затрат |
60 |
2.6. Анализ косвенных затрат |
65 |
2.7. Резервы возможного снижения себестоимости цемента |
75 |
3. Совершенствование практики управления затратами на производство и реализацию продукции3.1. Значение и содержание методики управления затратами на основе маржинального анализа |
80 |
3.2. Группировка затрат в системе маржинального анализа |
83 |
3.3. Анализ функциональной связи между затратами, объемом производства и прибылью. Определение порогов рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия |
96 |
Заключение |
110 |
Список используемых источников |
117 |
В России происходят глубокие экономические преобразования, что не может сказаться на работе основного субъекта рыночной экономики - предприятия.
С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.
В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит фирме выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.
Главная цель дипломной работы - проанализировать практику управления затратами на производство и реализацию продукции и разработать предложения по ее совершенствованию.
Стратегическими задачами разработки рекомендаций являлись: обеспечение оптимального уровня издержек производства, минимизация прибыли, повышение конкурентоспособности исследуемого предприятия.
В первой главе дипломной работы представлены теоретические основы управления затратами. Здесь раскрывается сущность, состав, классификация затрат на производство, представлен зарубежный опыт определения издержек. Отдельно рассматривается отечественный опыт управления затратами на производство и реализацию продукции, где достаточно подробно и в тесной взаимосвязи охарактеризованы основные его элементы.
Вторая глава посвящена анализу себестоимости продукции на базе данных ОАО «Ульяновскцемент». При проведении экономического анализа были применены такие приемы и методы, как сравнение, группировка, способ абсолютных разниц, цепных подстановок.
В третьей главе представлена зарубежная методика управления затратами на основе маржинального анализа. Здесь раскрывается сущность, содержание, преимущество этой методики. Отдельно рассматривается классификация затрат в системе маржинального анализа. При дифференциации издержек использовались графический метод, метод максимальной и минимальной точки, наименьших квадратов. Особое внимание обращено на расчет ключевых показателей анализа: операционного рычага, порога рентабельности и запаса финансовой прочности.
При
освещении теоретических вопросов управления
издержками производства были использованы
различные учебные пособия, законодательные
акты, статьи периодических изданий.
1. Теоретические
основы управления затратами на производство
и реализацию продукции
1.1.
Понятие и состав издержек производства
Деятельность фирмы связана с определёнными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и каких ресурсов было использовано фирмой. Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукцией (работ, услуг), называется себестоимостью.[26.460]
Себестоимость продукции (работ, услуг) является важнейшим качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности предприятия, а также инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления. Она выступает как исходная база для формирования цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного денежного фонда - бюджета.
В «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» [1] указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию». Приведённое определение себестоимости относится к производственным затратам и в принятой классификации составляет производственную себестоимость, а с учётом затрат по реализации продукции - полную себестоимость промышленной продукции.
В себестоимость продукции включают:
Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые для производства товаров, а также от технологии их использования. Цена, по которой приобретаются производственные ресурсы, не зависит от деятельности предприятия. Она определяется складывающимся спросом и предложением на ресурсы. Следовательно, для предприятия чрезвычайно важен технологический аспект формирования издержек производства, определяющий, с одной стороны, количество привлекаемых производственных ресурсов, а с другой - качество их использования. Причём предприятие должно использовать такие методы производства, которые были бы эффективными как с технологической, так и с экономической точек зрения и обеспечивали бы наименьшиеиздержки производства.
В зависимости от места возникновения затрат в хозяйственной деятельности предприятия различают цеховую, производственную и полную себестоимость. [23.182]
Под цеховой себестоимостью понимаются затраты цеха на изготовлении продукции. Себестоимость продукции может определяться для участка, смены, бригады.
Производственная себестоимость - это сумма производственных затрат цеха и общезаводских расходов, которые включают расходы по управлению предприятием (заработная плата персонала заводоуправления, амортизация и текущий ремонт зданий общезаводского назначения и т.д.). Учитываются также и непроизводительные расходы (потери от брака, недостача и порча материальных ценностей и др.).
Полная себестоимость промышленной продукции складывается из затрат на производство и реализацию продукции, т.е. это сумма производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (стоимость тары, приобретённой на стороне, отчисления сбытовым организациям в соответствии с установленными нормами и договорами и др.).
В зависимости от цели (планирования, учёт, анализ, управление и т.д.) могут использоваться следующие разновидности себестоимости: себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции, себестоимость сравнимой продукции, себестоимость единицы продукции и т.д.. [8.194]
Различают также плановую, расчётную и отчётную (фактическую) себестоимость.
Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми. Она рассчитывается по прогрессивным плановым нормам использования активной части основного капитала, трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов.
Расчётная себестоимость используется при технико-экономических расчётах по обоснованию проектов внедрения достижений научно-технического прогресса.
Фактическая себестоимость отражает реальные затраты на производство и реализацию продукции. На предприятиях с отлаженным производством отчётная себестоимость, как правило, должна быть ниже плановой. Режим экономии создаётся при улучшении использования основного капитала трудовых и материальных ресурсов. Превышение отчётной себестоимости от плановой наблюдается при ухудшении работы предприятия.