Управлеченские решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка оптимальной стратегии деятельности фирмы в условиях неопределённости. В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи:

- описать сущность и виды управленческих решений;

- изучить этапы принятия управленческих решений различными школами управления;

- рассмотреть технологию принятия управленческих решений;

- выявить источники неопределенности ожидаемых условий;

- проанализировать правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости

Оглавление

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ……………………..……………….…..5
1.1 Сущность и классификация управленческих решений……………......…...5
1.2 Анализ принятия решений различными школами управления…................7
1.3 Технология принятия управленческих решений…..………………………16
2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ….…...19
2.1 Сущность и источники неопределённости…………………………...........19
2.2 Правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости…21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

     Критерии  принятия решения:

-  полезность решения (в частности, достижимое улучшение результатов);

 - финансовый аспект решения, особенно в рамках его использования (сумма экономии средств на персонале, материальные и служебные расходы);

-  удовлетворенность принимающих решения;

-  количество и качество решений;

-  время процесса использования решения.

    Японская  школа принятия управленческих решений.

Специалист  в области управления П. Дракер считает, что японцы — единственные, кто наработали методичный и стандартизованный подход к решению, его правильной оценке. Этот подход, по его мнению, опровергает все правила, выдвинутые теоретиками. Тем не менее, их решения на практике оказываются эффективными.

         Согласно традиционной теории  первой, самой важной стадией  является корректная постановка задачи (см. рис.3). Эта стадия очевидна и проста, и после неё быстро приходит решение. Вторая стадия - предложение различных вариантов решений и третья — выбор лучшего из них.

     Особенности организации работы при принятии решения следующие:

       Постановка  задачи. В постановке задачи участвуют различные группы. Допустим, есть предложение создать за границей предприятие. Различные группы, представляющие фирму, посещают эту страну. Они тщательно изучают план зарубежного предприятия с различных точек зрения: маркетинга, производственных отношений, планирования производства и т. д. Когда группы достигнут консенсуса, начинается стадия воплощения.

       Утверждение. На основе выбора готовится всесторонний доклад, который выносится на суд высшего менеджмента. На этом уровне с привлечением экспертов решение изучается и утверждается.

       Воплощение. Осуществляется решение очень быстро, так как каждый аспект был тщательно обсужден при подготовке. Поскольку решение было принято единодушно, все энергично его выполняют.

       Классическая  теория менеджмента формулирует  принцип единоначалия, согласно которому каждый человек в организации должен получать поручения только от старшего администратора и отвечать за работу лишь перед ним. Следовательно, за приказ ответственность несет только один человек. Японская система противоположна: ответственность за принятие решения несет не индивидуум, а вся группа. Предполагается, что ни один человек не имеет права единолично принимать решение.

       Особенности системы принятия решений. Первым этапом является подготовка документа по рассматриваемому вопросу. Далее с ним знакомятся все заинтересованные лица. Получив документ, работник подписывает его и вносит любые замечания, которые считает нужными. В конце концов, документ попадает к руководителю, который его одобряет. Однако решение принадлежит группе.

       Единодушие. Система требует, чтобы решение было принято всеми. Если у кого-то возникают возражения, то документ возвращается к его инициатору.

       Консенсус. Сущность такой системы состоит в том, что решение должно быть принято путем консенсуса. 

   Постановка задачи 

    Предложение альтернативных решений 

    Выбор наилучшего решения 

Рис.3 - Последовательность работ при принятии управленческого решения японской школой управления. 

    Российская  школа принятия управленческих решений.

  Схема принятия решения предполагает, что  процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому. После выявления проблемы и установления условий и факторов, способствующих ее возникновению, разрабатываются решения, из которых выбирается лучшее.

       Более детальная структура процесса принятия решений по этапам и процедурам приведена  ниже:

Этап Процедура
 
 
Постановка  проблемы
Возникновение ситуации
Появление проблемы
Сбор  необходимой информации
Описание  проблемной ситуации
 
Разработка  вариантов решения
Формулирование  требований-ограничений
Сбор  необходимой информации
Разработка  возможных вариантов решений
 
 
Выбор решения
Определение критериев  выбора
Выбор решений, отвечающих критериям
Оценка  возможных последствий
Выбор предпочтительного решения
 

     Рассмотрев  процессы принятия управленческих решений различными управленческими школами, можно сделать некоторые выводы и привести рекомендации лицу, принимающему решения.

  1. В основу традиционной японской  методологии принятия решений  положена система "ринги" (получение согласия на решение путем опроса без созыва совещания или заседания). Привычная иерархическая структура управления переместилась в сферу отношений между людьми, когда внешне существуют неформальные, псевдосемейные отношения, и руководитель осуществляет косвенное управление на основе формальной власти.

     Согласно  системе принятия решений, рассмотренной  ранее, руководитель, принявший решение, составляет документ "рингисе", в котором всесторонне описывает проблему и дает рекомендации по ее решению. Проект решения передается специалистам в отделы и службы, где его рассматривают заинтересованные лица; после изучения — на другой уровень и так до высшего руководителя на подпись "рингисе". Утвержденный проект приобретает характер директивы. Проходя по уровням управления, проект решения не только дорабатывается экспертами, но и одобряется коллективом.

     По инициативе руководителя стимулируется отработанный тип поведения персонала, обеспечиваются условия для самоорганизующейся системной деятельности и надлежащего социально-психологического климата. Создавая благоприятную обстановку, творческую атмосферу, учитывая сложившуюся культуру принятия решений, руководитель:

  - добивается согласия всех членов коллектива, имеющих отношение к решаемой проблеме;

  -  производит экспертную оценку проекта с лицами, заинтересованными в его успешной реализации;

  - использует механизмы групповой работы по совершенствованию и реализации проекта.

    В данной системе работник чувствует  себя сопричастным к процессу принятия решений и, генерируя идеи, критикуя их, внося предложения по их исполнению, стимулирует появление нетривиальных решений.

  2.   В рассмотренных моделях принятия решений, типичных для западной школы управления, варианты коллективной работы характеризуются следующим:

  -  руководителю требуется согласование целей работников, привлеченных к коллективному принятию решений;

-   необходимо объяснить коллективу, какую проблему требуется решить;

-   следует организовать коллектив на решение проблемы;

  -   результаты работы зависят от готовности руководителя выполнять роль то модератора, то жесткого автократа, который использует административную власть для пресечения действий тех, кто злоупотребляет демократией;

  - руководитель должен владеть технологиями: организации информационного обмена среди персонала управления, межличностных и межгрупповых коммуникаций, организации системной деятельности по выработке решения и коллективного принятия решения и т. д.

     Принятое  решение не становится организующим началом системной деятельности людей, как это характерно для японской системы управления.

  1. Для украинского работника характерен последний, менее эффективный подход к принятию решения. С учетом национальной и управленческой культуры можно предположить, что в условиях Украины целесообразно использовать «жесткий менеджмент». Применять в повседневной практике элементы, присущие японской и западным школам управления по принятию решений, необходимо только после их адаптации  к  конкретной  обстановке.

      Обобщая и анализируя представления различных школ о процессе принятия решения, можно выявить следующие особенности:

            -  принятие решений — это процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных этапов;

            -  на всех этапах принятия решений предусматриваются сбор, обработка и оценка информации;

             -  на всех этапах процесса принятия решений основными являются: уяснение проблемы, сбор информации, выявление альтернатив, определение ограничений, критериев, оценивание альтернатив и принятие решения;

             - процесс принятия решения представляется как системная деятельность менеджера, он подчинен законам управления, организации деятельности людей.

          Требования к организации  принятия решений с учетом предложений  сводятся к следующему:

             - формулирование проблемы, разработка и выбор решения осуществляются на том уровне иерархии управления, где есть для этого информация;

             -  информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;

             -  принятие решения должно отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено его выполнение или которые заинтересованы в его реализации;

             -  принятие управленческого решения предполагает использование: иерархии; целевых межфункциональных групп, планов, горизонтальных связей;

              -  принятые решения должны учитывать национальные особенности  работников, реализующих эти решения;

             -  при подготовке ЛПР следует учитывать специфику системы управления в организации, особенности национальной культуры управления, менталитет народа страны, где эти решения принимаются и реализуются. 

1.3 Технология принятия  управленческих решений. 

    Подготовке, принятию и реализации решений как процессу управленческой деятельности свойственны определенные технологии: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения цели организации.

    В повседневной деятельности предприятий  процесс принятия решения может быть осуществлен:

               -      по инициативе аналитических служб предприятия;

      -    согласно решениям, поступающим от вышестоящих руководителей;

      -  на  основе  решений  руководителей  данного  уровня  управления. 
Процесс  принятия  решений   в  технологическом  аспекте  можно представить как последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи. На рис.4 представлен вариант процесса принятия решений, состоящий из восьми этапов. Фактическое количество этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом решаемой проблемы.

          На первом этапе  осуществляются сбор, обработка и анализ информации. Основная задача этого этапа (решаемая аналитиками) своевременное обнаружение сигналов затруднений в функционировании и предварительное определение причин, оповещение лица, принимающего решения.

          На втором этапе описывается проблемная ситуация. Определяется проблемный характер ситуации, проявившейся как следствие воздействия системы внешних факторов, неучтенных прогнозом или субъективной деятельностью персонала управления, которую можно скорректировать. Отбирается релевантная информация.

Информация о работе Управлеченские решения