Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:44, шпаргалка
Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:
2. Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал); состав используемого заемного капитала по его видам (банковский кредит; финансовый кредит других форм; товарный или коммерческий кредит и т.п.). Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала, оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых ресурсов и в других случаях.
3. Структурный
анализ денежных потоков. В
процессе этого анализа в
III. Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного финансового анализа.
1. Сравнительный
анализ финансовых показателей
данного предприятия и
2. Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий — конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны финансовой деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке.
3. Сравнительный анализ финансовых показателей отдельных единиц и подразделений данного предприятия (его "центров ответственности"). Такой анализ проводится с целью сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности финансовой деятельности внутренних подразделений предприятия.
4. Сравнительный
анализ отчетных и плановых (нормативных)
финансовых показателей. Такой
анализ составляет основу
7. Анализ финансовых коэффициентов (анализ).
«Финансовый анализ - совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу».
Целью финансового анализа является определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности компании, основными задачами является анализ доходности и оценка рисков предприятия. Анализ финансовых показателей и коэффициентов позволяет менеджеру понимать конкурентную позицию компании на текущий момент времени. Публикуемые отчеты и счета компаний содержат в себе множество цифр, умение читать эту информацию позволяет аналитикам знать, насколько эффективно и результативно работает их компания и компании-конкуренты.
Коэффициенты позволяют увидеть взаимосвязь между прибылью от продаж и расходами, между основными активами и пассивами. Существует множество типов коэффициентов, обычно их используют для анализа пяти основных аспектов деятельности компании: ликвидности, соотношения собственных и заемных средств, оборачиваемости активов, прибыльности и рыночной ценности.
Анализ финансовых коэффициентов и показателей - прекрасный инструмент, обеспечивающий представление о финансовом состоянии компании и конкурентных преимуществах и перспективах ее развития.
1. Анализ производительности. Коэффициенты позволяют проанализировать изменение производительности компании по показателям чистой прибыли, использования капитала и осуществлять контроль за уровнем издержек. Финансовые коэффициенты позволяют анализировать финансовую ликвидность и стабильность предприятия за счет эффективного использования системы активов и пассивов.
2. Оценка рыночных
бизнес - тенденции. Анализируя
3. Анализ альтернативных
бизнес - стратегий. Изменяя показатели
коэффициентов в бизнес-плане
возможно проанализировать
4. Наблюдение за прогрессом компании. Выбрав оптимальную бизнес-стратегию, менеджеры компании, продолжая изучать и анализировать основные текущие коэффициенты, могут видеть отклонение от плановых показателей реализуемой стратегии развития.
нцепции, лежащие в основе анализа финансовых показателей. Финансовый анализ используется при построении бюджетов, для выявления причин отклонений фактических показателей от плановых и коррекции планов, а также при расчете отдельных проектов. В качестве основных инструментов применяются горизонтальный (динамика показателей) и вертикальный (структурный анализ статей) анализ отчетных документов управленческого учета, а также расчет коэффициентов. Такой анализ проводится по всем основным бюджетам: БДДС, БДР, балансу, бюджетам продаж, закупок, товарных запасов.
Основными особенностями финансового анализа являются:
1. Подавляющее
большинство финансовых
2. При проведении
финансового анализа важно
3. Для проведения финансового анализа важно иметь полное финансовое описание компании за выбранные периоды времени (обычно лет). Если в распоряжении аналитика есть данные только за один период, то должны быть данные баланса предприятия на начало и конец периода, а также отчет о прибыли за рассматриваемый период. Важно помнить, что количество балансов для анализа должно быть на единицу больше, чем количество отчетов о прибыли. Управление бухгалтерским учетом является важным элементом анализа финансовых коэффициентов и показателей. Основное уравнение бухгалтерского учета, выражающее взаимозависимость активов, пассивов и прав собственности, называют бухгалтерской сбалансированностью: АКТИВЫ =ПАССИВЫ + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Активы обычно классифицируют по трем категориям: 1. Текущие активы включают в себя наличные и другие активы, которые должны быть переведены в наличность в течение одного года ( например, ценные бумаги, обращающиеся на бирже; дебиторская задолженность; векселя к получению; оборотные средства и авансированные средства). 2. Земельная собственность, основные средства производства и оборудование (основной капитал) включают средства, которые характеризуются относительно долгим сроком службы. Эти средства обычно не предназначены для перепродажи и используются в производстве или продаже других товаров и услуг. 3. Долгосрочные активы включают в себя инвестиции компании в ценные бумаги, например, акции и облигации, а также нематериальные активы, включающие: патенты, расходы на монопольные права и привилегии, авторские права.
Пассивы обычно подразделяются на две группы: 1. Краткосрочные обязательства включают в себя суммы кредиторской задолженности, которые следует выплатить в течение одного года; например, накопившиеся обязательства и векселя к оплате. 2. Долгосрочные обязательства - это права кредиторов, которые не обязательно должны быть реализованы в течение одного года. К этой категории относятся обязательства по облигационному займу, долгосрочные банковские кредиты, ипотека.
Собственный капитал - это права собственников предприятия. С точки зрения бухгалтерского учета - это остаток суммы после вычета обязательств из активов. Этот баланс увеличивается любой прибылью и сокращается любыми убытками компании. Показатели, обычно рассматриваемые аналитиками, включают в себя отчет о результатах хозяйственной деятельности, балансовый отчет, показатели изменений в финансовом положении и показатели изменений в собственном капитале.
Отчет о результатах
хозяйственной деятельности компании,
также рассматриваемый как
Балансовый отчет
и отчет о результатах
Показатели ликвидности:
1. Общий коэффициент покрытия. Что показывает: Достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы для погашения долгосрочных обязательств .Как рассчитывается: Отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. интерпретация показателя: От 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных активов должно быть достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании.
2. Коэффициент срочной ликвидности. Прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Отношение денежных и краткосрочных ценных бумаг плюс дебиторская задолженность к краткосрочным обязательствам 1 и выше. Низкое значение указывает на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы наблюдалось стабильное превращение наиболее ликвидной части оборотных активов в денежную форму для расчетов с поставщиками
3. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств. Степень зависимости
платежеспособности предприятия от материально- производственных запасов (МПЗ) с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения краткосрочных обязательств.
Отношение МПЗ
к сумме краткосрочных
Показатели финансовой устойчивости.
1. Соотношение заемных и собственных средств (коэффициент задолженности) Сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств Отношение заемного капитала к собственному капиталу Значение соотношения должно быть меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников финансирования (кредитов и займов), а также потерю финансовой устойчивости (автономии)
2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами Наличие собственных оборотных средств, обеспечивающих финансовую устойчивость предприятия Отношение собственных оборотных средств к общей сумме оборотных активов Нижняя граница — 0,1. Чем выше показатель (около 0,5), тем устойчивее финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей в проведении независимой финансовой политики
3. Коэффициент маневренности собственных оборотных средств Способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства за счет собственных источников Отношение собственных оборотных средств к общей величине собственного капитала 0,2—0,5. Чем выше значение показателя к верхней рекомендуемой границе, тем больше возможностей для финансового маневра у предприятия
Интенсивность использования ресурсов:
1. Рентабельность чистых активов по чистой прибыли Эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке количества акций на бирже Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов Рентабельность чистых активов должна обеспечивать окупаемость вложенных в предприятие средств акционеров