Финансовуй менеджмент на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:18, контрольная работа

Краткое описание

Существуют разные подходы к трактовке понятия «финансовый инструмент».
Изначально было распространено упрощенное определение, согласно которому выделялись 3 основные категории финансовых инструментов:
денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта);
кредитные инструменты (облигации, кредиты, депозиты);
способы участия в уставном капитале (акции, паи).

Оглавление

Финансовые инструменты управления предприятием. Понятие, классификация…………………………………………………………………….3
Управление основным капиталом на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса…………………………………………….……………….9
Практическое задание………………………………………………….17
Список использованных источников……………………………..……………19

Файлы: 1 файл

Скинуть.docx

— 48.45 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Финансовые инструменты управления предприятием. Понятие, классификация…………………………………………………………………….3
  2. Управление основным капиталом на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса…………………………………………….……………….9
  3. Практическое задание………………………………………………….17

Список использованных источников……………………………..……………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Финансовые инструменты  управления предприятием. Понятие,  классификация

 

Существуют разные подходы  к трактовке понятия «финансовый  инструмент».

 Изначально было распространено  упрощенное определение, согласно  которому выделялись 3 основные категории  финансовых инструментов:

  1. денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта);
  2. кредитные инструменты (облигации, кредиты, депозиты);
  3. способы участия в уставном капитале (акции, паи).

Различают:

    1. Первичные финансовые инструменты:

- акции, облигации

- договоры займа;

- договор банковского  вклада;

- договор банковского  счета;

- договор финансовой аренды (лизинг).

    1. Вторичные финансовые инструменты:

- форвордные и фьючерсные контракты;

- опцион;

- варрант;

- своп;

- операции РЕПО.

Финансовыми инструментами, перечисленными выше, пользуются крупные  компании, финансовые потоки которых  исчисляются миллионами долларов.

Проанализируем финансовые инструменты, которые используются компаниями средней категории.

К основным финансовым инструментам таких компаний, относятся, в первую очередь, ежедневные выписки из банковского счета, периодические переговоры с банком и ежеквартальная информация налогового консультанта.

Этими инструментами надо пользоваться во избежание нехватки ликвидных средств, которая может  образоваться из-за высокой дебиторской  задолженности предприятию и  списания долгов. Если клиент своевременно не оплатил счет, то после истечения 30 календарных дней со дня его  получения им или указанного в  нем срока оплаты необходимо немедленно обращаться в суд.

Для управления состоянием дебиторской задолженности удобно вести анкету, в которой необходимо указать:

- платежеспособность клиентов;

- своевременную выписку  счетов и напоминаний о задержке  с их оплатой;

- определение срока погашения  платежей или предоставление  скидки при платеже ранее указанного  срока;

- взыскание задатка;

- поступление платежей.

Полезно также вести анкету использования финансовых мер при управлении предприятием, в которой указывается их необходимость и дату применения, например: 

В части ликвидности:

- используются ли выписки из расчетного счета в банке в качестве инструмента для управления финансами предприятия;

- достаточны ли существующие  рамки кредита;

- часто ли используется  при оплате счетов возможность  скидки;

- выписываются ли счета  как можно раньше;

В части имущества (капитала) индивидуального предприятия:

- есть ли на предприятии сводка частных и хозяйственных расходов и поступлений;

- предоставляются ли изымаемые  из предприятия средства на  цели его хозяйственного развития;

- ведется ли раздельный  счет в банке на личные нужды  и нужды своего предприятия;

В части собственного или  заемного капитала:

- известны ли в настоящее время размеры начисляемых процентов на заемный капитал (банковские кредиты и др.);

- может ли быть увеличен  размер начисляемых процентов  на кредиты;

- известно ли насколько  актуальны для кредитное обеспечение  и возможный предел кредитования;

- достаточен ли выделенный  собственный капитал;

- достаточен ли предоставленный  заемный капитал.

В части рентабельности:

- насколько точно составляемые калькуляции цен на продукты и услуги;

- известно ли каков  размер прибыли, получаемый от  каждого вида продукта или  предоставляемой услуги;

Очень важно постоянно  иметь т.н. дежурную информацию о  прежнем и сиюминутном обороте  или результатах хозяйственной  деятельности предприятия, которая  определяет тенденцию его финансового  будущего.

Речь идет, например, о  количестве и успехе заявок на участие  в тендере (конкурсе на размещение заказов), количестве успешно сделанных предложений, объеме портфеля заказов, числе открытых предварительных заказов, радиусе  действия заказов, количестве обращений  клиентов, доле постоянных клиентов, ожидаемом  изменении цен на продукты, работы и услуги и, особенно, размере дебиторской  задолженности.

Конечно, существуют и другие показатели, характеризующие финансовую сторону деятельности.

Финансовое руководство  предприятия само определяет, какие  из них важны при еженедельном, ежемесячном или годовом анализе  работы  предприятия, с тем, чтобы использовать их, например, при беседе с банком для получения от него кредита. На основании этой информации можно будет наметить неотложные меры для достижения поставленной цели развития предприятия.  

Здесь необходимо четко знать  ответ на следующие вопросы:

- Каковы размеры дохода на последующие годы?

- Каков должен быть  размер Cash-Flow через три года?

- Какова должна быть доля собственного или заемного капитала через три года? 

- На сколько процентов  должен ежегодно возрастать товарооборот предприятия?

- На сколько процентов должна ежегодно возрастать прибыль предприятия?  

Против каждого вопроса  следует указать возможные меры по достижению соответствующего показателя.

Для эффективного управления финансами на предприятии необходимо четко понимать значение того или  иного финансового показателя, основыми из них являются:

- ликвидность - она важна для нормального «дыхания» предприятия. Вредна как слишком высокая, так и слишком низкая платежеспособность, т.к. речь идет о деньгах, которые не приносят непосредственно прибыль).

- доля собственного капитала. Высокая его доля является гарантией свободы принятия решений. Для нового предприятия это часто означает непрерывное увеличение используемых сумм ликвидности.

- рентабельность является барометром успеха дела и условием для непрерывного «свежего» дыхания. Высокая прибыльность создает, в свою очередь, условия для роста собственного капитала и ликвидности.

Подводя итог краткому описанию основных финансовых инструментов, можно  сделать следующий вывод.

 С помощью финансовых  инструментов достигаются четыре  основные цели:

(а) хеджирование,

(б) спекуляция,

(в) мобилизация источников  финансирования,

(г) содействие операциям  текущего рутинного характера.

 В первых трех ситуациях  доминируют производные финансовые  инструменты, в четвертой —  первичные инструменты.

Как уже отмечалось, понятие  «инвестиции» может трактоваться достаточно широко. Если понятие инвестиций сужать до вложений долгосрочного характера, что является достаточно традиционным в науке и практике, то лишь отдельные  финансовые инструменты (выпуск облигационного займа, получение долгосрочного  кредита, эмиссия варрантов и  др.) имеют значимость для характеристики сущности, возможностей и способов осуществления инвестиционного  процесса.

Вместе с тем возможен и другой ход рассуждений. Если понятие  «инвестиции» трактовать в широком  смысле — как оцененные в стоимостной  оценке расходы, сделанные в ожидании будущих доходов, то практически  любые финансовые инструменты могут  рассматриваться как инструменты  реализации инвестиционного процесса. Заметим, что подобная трактовка  не является какой-то необычной, а, напротив, представляется весьма оправданной. Действительно, предположим, что речь идет о целесообразности принятия некоторого инвестиционного проекта. Очевидно, что любой подобный проект предусматривает не только вложения в материально-техническую базу, т. е. в долгосрочные активы, но и формирование оборотного капитала, эффективное использование которого является одним из немаловажных факторов обеспечения приемлемости и результативности исходного проекта в целом. В свою очередь, в развитой рыночной экономике эффективность использования оборотного капитала в немалой степени базируется и на постоянно пролонгируемых операциях краткосрочного характера, выполняемых с помощью традиционных и новых финансовых инструментов. Иными словами, имеет место предопределенный симбиоз долгосрочных и краткосрочных финансовых решений. В этом случае практически любые из рассмотренных выше финансовых инструментов могут трактоваться как инструменты реализации инвестиционного процесса.

Наконец, заметим, что на основе финансовых активов и инструментов постоянно разрабатываются новые  операции, в том или ином смысле способствующие активизации инвестиционного  процесса в целом. В частности, можно  упомянуть о залоговых и ипотечных  операциях, операциях секьюритизации активов и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Управление основным  капиталом на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса

 

Планирование хозяйственной  деятельности предприятия должно способствовать эффективной реализации новой экономической  ситуации. Развитие полноценного рынка  и приватизация собственности резко  активизируют процессы самоуправления предприятий, что коренным образом  меняет суть планирования.

Объекты основных фондов составляют основу любого производства, в процессе которого создается продукция, оказываются  услуги и выполняются работы. Основные фонды занимают основной удельный вес  в общей сумме основного капитала хозяйствующего субъекта.

Задачами анализа состояния  и эффективного использования средств труда являются:

- установление обеспеченности  предприятия и его структурных  подразделений основными фондами  — соответствие величины состава  и технического уровня фондов  потребности в них;

- изучение состава и  динамики основных средств, темпов  обновления активной части;

- определение степени  использования основных фондов  и факторов, на них повлиявших;

- установление полноты  применения парка машин и оборудования  и его комплексности;

- определение влияния  использования основных фондов  на объем продукции и другие  экономические показатели работы  хозяйствующего субъекта;

- выявление резервов роста  фондоотдачи, увеличения объема  продукции и прибыли за счет  улучшения использования основных  фондов.

 

С позиций финансового  менеджмента капитал предприятия  характеризует общую стоимость  средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.

Исходя из всего вышеперечисленного, одной из задач, стоящих перед  руководством фирмы является проблема распределения финансовых средств. Привлечённые средства могут быть инвестированы  в основной или оборотный капитал. Рассмотрим основные средства фирмы  и проблемы, связанные с их управлением. Основным капиталом называют часть  имущества, используемого фирмой в  производственном процессе в течение  более 1 года и по частям переносящего свою стоимость на готовый продукт.

К основному капиталу предприятия  ресторанно-гостиничного бизнеса относят: машины, оборудование, здания, сооружения, инструменты и приборы, хозяйственный и производственный инвентарь, транспортные средства, многолетние насаждения.

Основным признаком основного  капитала является способ перенесения  его стоимости на товар: по мере износа, постепенно его стоимость полностью  восстанавливается и включается в цену товара.

Как правило, на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса составляются плановые и отчётные балансы основного капитала, отражающие его наличие на начало и конец периода, движение основного капитала в процессе отчётного периода.

Для учёта и планирования основного капитала  разработана  единая классификация, в которой  он  разбит по видам, группам, подгруппам и отраслям народного хозяйства, что позволяет легче их фиксировать  в учёте и отчётности.

В практике планирования и  анализа основной капитал часто  делят на активный и пассивный. Активная часть непосредственно участвует в производственном процессе и создании товара. Это машины, оборудование, транспортные средства, инструменты. Пассивная часть создаёт условия для нормального функционирования активной части. Это здания, сооружения и прочие основные средства. Такое деление весьма условно, так как в  разных отраслях промышленности могут быть  разные активные и пассивные части.

Информация о работе Финансовуй менеджмент на предприятии