Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:00, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотрение роли государственных внебюджетных фондов в осуществлении государственной социальной политики. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
выявить сущность социальной политики;
определить необходимость образования внебюджетных фондов;
рассмотреть виды внебюджетных фондов;
проанализировать роль Фонда социального страхования в осуществлении социальной политики за 2010-2012 годы;
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Государственные и муниципальные финансы»
ТЕМА: «Роль государственных внебюджетных фондов в осуществлении государственной социальной политики России»
Содержание
Введение
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Переход к рынку
изменил содержание хозяйственного
механизма в стране, организационные
структуры отдельных его
Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Целью контрольной работы является рассмотрение роли государственных внебюджетных фондов в осуществлении государственной социальной политики. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Социальная политика государства как мощная сила общественного развития предназначена выполнять ключевую роль в решении социальных проблем, встающих перед той или иной страной.
Основным объектом воздействия социальной политики является социальная сфера, непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Эта сфера охватывает разнообразные отношения между личностями, социальными группами и слоями в том их виде, в каком они складываются на конкретный исторический момент, включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы социальной инфраструктуры, в том числе учреждения здравоохранения, образования, науки и культуры, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Социальная сфера вбирает в себя систему социального обслуживания населения, социальной защиты и гарантий граждан, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны.
Содержание и конкретные задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение гарантии определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих социальных функций государство располагает такими действенными рычагами, как социальное законодательство, национальный бюджет, система налогов и сборов.
Социальная политика не сводится к провозглашению государством социальных целей и объявлению гарантий, а должна быть представлена системой конкретных мероприятий по их реализации, рассчитанной на краткосрочную (обычно в течение года), среднесрочную (три-пять лет) и долгосрочную (десять и более лет) перспективу. В Российской Федерации основы институционного регулирования социальной сферы, установленные Конституцией страны, предусматривают проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. При этом большинство вопросов социальной политики являются предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Осуществление комплекса мер по дальнейшему реформированию экономики и социальной сферы представляется наиважнейшим делом на всех уровнях - общегосударственном, отраслевом, региональном, местном. Оно сполна относится и к отдельно взятым организациям. Конечно, здесь необходима дополнительная конкретизация социальных ориентиров. Для этого созданы государственные внебюджетные фонды, сущность которых будет раскрыта ниже.
Возникновение внебюджетных фондов связано со специальными видами расходов по обеспечению населения и защиты работников труда. Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в 1991г. и в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом РФ.
Внебюджетные
фонды имеют строго целевое назначение,
в принципе не включаются в бюджетную
систему и создаются под
Внебюджетные фонды включают денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентируется бюджетным законодательством.
Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:
К государственным внебюджетным фондам относят:
Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.
Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
ПФР обеспечивает:
Средства ПФР формируются за счет:
Средства ПФР направляются на:
Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной частей. В состав страховой части трудовой пенсии с 01.01.2010 входит фиксированный базовый размер страховой части, ранее называвшийся базовой частью трудовой пенсии. В настоящее время (с 01.04.2010) фиксированный базовый размер страховой части равен 2723,41 рублям. Доля страховой части, превышающая фиксированный базовый размер, зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на финансирование этой части. Финансируется из страховых взносов на накопительную часть, которые гражданин накопил в течение своей трудовой деятельности. (Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов №111-ФЗ от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и №75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах»).
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
реализует государственную
Основными задачами Федерального фонда являются:
Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
1) части страховых
взносов хозяйствующих
2) ассигнований
из федерального бюджета на
выполнение федеральных
3) добровольных
взносов юридических и
4) доходов от
использования временно