Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое и практическое исследование проблем организации функционирования и эффективности использования оборотного капитала предприятия в современных хозяйственных условиях.
Для достижения поставленной цели была предпринята попытка решения следующих задач:
исследование экономического содержания категории оборотного капитала;
изучение зарубежного опыта организации анализа элементов оборотного капитала;и.
Введение 3
1.Теоретические основы функционирования оборотного капитала предприятия. 5
1.1.Экономичемская сущность оборотного капитала, проблемы управления в современных условиях 5
1.2.Зарубежный опыт управления элементами оборотного капитала. 14
1.3.Источники финансирования оборотного капитала в современных условиях хозяйствования. 3 0
2. Управление оборотным капиталом предприятия 43
2.1.Экономико-организационная характеристика ОАО ТД «ТЦ -Поволжье» 43
2.2. Анализ оборотных активов ОАО ТД «ТЦ - Поволжье»
как элемент управления оборотным капиталом предприятия 53
2.3. Эффективность использования оборотных средств как условие совершенствования управления оборотным капиталом 60
Заключение 69
Список литературы 76
Приложения
Потребителю зачастую бывает выгодно получить весь комплекс услуг, не заботясь о доставке и монтаже. Немаловажным фактором является также и то, что гарантийное и плановое техническое обслуживание осуществляются производителем, как правило, по месту его расположения. В данном же случае при обнаружении дефектов и появлении необходимости ремонта потребитель пользуется услугами, предоставляемыми предприятием-поставщиком.
Ситуация зачастую требует снижения цен при условии предоплаты. Предприятию необходимо идти на это, уменьшая свою прибыль, но выигрывая за счет увеличения скорости оборота денежных средств.
С другой стороны, предприятие-производитель заинтересовано в сбыте продукции особенно на сегодняшний день, когда платежеспособный спрос низок. Кроме того, данная схема эффективна в основном при работе с «живыми» деньгами, что в большей мере повышает заинтересованность в данной сделке предприятия-производителя.
В условиях развития инфляционных процессов и высоких процентных ставок за пользование краткосрочными ссудами значение собственных источников формирования оборотных средств усиливается. В настоящее время предприятие использует краткосрочные банковские ссуды в том случае, когда кредитуемая операция приносит доход, превышающий расходы по уплате процентов за пользование ссудой. Предоставление средств взаймы другими кредиторами и коммерческий кредит пока не получили значительного распространения.
По определению и по расположению в балансе дебиторская задолженность является более ликвидным активом, чем, например, производственные запасы. Поэтому ее наличие должно быть относительно благоприятнее, чем наличие на ту же сумму излишних запасов. Дебиторскую задолженность можно продать банку или другому финансовому институту, занимающемуся факторинговыми или форфейтинговыми операциями. Но в современных условиях ликвидность дебиторской задолженности очень низка и часто не поддается достоверной оценке, а ее продажа при наличии высокой инфляции и неразвитости подобных операций на нашем финансовом рынке в силу высокого риска практически невозможна.
Факторинг, равно как и учет векселей, имеет смысл применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в свой срок. Это обычно бывает при следующих обстоятельствах:
- предприятие имеет возможность использовать средства с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и (или) стоимость (в процентах к сумме операции) факторинговых услуг. Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег и лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, когда можно не обращаться к дополнительным расчетам;
- потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и (или) факторингу;
- недостаток оборотного капитала, возникающий вследствие отсрочки платежа покупателю, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.
Но может ли банковская процентная ставка по кредиту превышать учетный процент и стоимость факторинга, учитывая, что и дисконт, и плата за факторинг уже, в принципе, включают стоимость кредитования. В теории это действительно трудно себе представить, но на практике при пестроте и значительной разнице условий, предлагаемых нашими банками, часто может найтись удачный вариант.
Теперь остановимся на скидках покупателям за сокращение сроков расчета - спонтанном финансировании. Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар или услугу, продавец, по существу, предоставляет своему клиенту кредит, который связан для продавца с дополнительными, хотя и скрытыми расходами. Действительно, продавцу приходится мириться с упущенной выгодой - тем же убытком - по крайней мере в сумме банковских процентов, которые могли бы быть выплачены, будь платеж получен немедленно и помещен на депозит. Более того, если рентабельность активов предприятия превышает среднебанковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная в оборот предприятия, могла бы принести еще большее приращение. С другой стороны, зачастую трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. В странах развитого рынка давно и успешно применяется способ, снижающий упущенную выгоду поставщика и небесприбыльный и для покупателя. Это и есть спонтанное финансирование.
Спонтанное
Необходимо
В области инвестиционной политики важное значение имеют тщательные экономические расчеты. Если, например, норма прибыли на вложенный капитал в собственное производство составляет 20%, а есть возможность разместить средства под 70% годовых, то такая возможность должна быть рассмотрена и всесторонне проанализирована. Это не означает, что все высвобожденные средства сразу должны направляться на приобретение, например, депозитных сертификатов. Речь идет о целесообразности инвестирования части свободных средств в высоколиквидные, быстрооборачиваемые активы.
Таким образом, предприятие в случае эффективного управления своим и чужим оборотным капиталом может добиться рационального экономического положения, сбалансированного относительно ликвидности и доходности.
В современных условиях хозяйствования многие предприятия испытывают недостаток в собственном оборотном капитале, что обусловлено не только недостатками в их работе, но и объективными причинами: изменением масштаба цен, инфляцией, спадом производства. Этому способствует и существующий порядок уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль внесением в бюджет авансовых платежей. Нельзя утверждать, что такое положение сложилось только за последние годы. И до перехода к рыночным отношениям почти половина предприятий заканчивала хозяйственный год с недостатком собственного оборотного капитала средств, чему способствовало жесткое изъятие у них прибыли. Поскольку своевременное пополнение оборотного капитала необходимо для нормального денежного оборота между товаропроизводителями, правительство в период кризиса неплатежей в 1992 г. предприняло ряд мер по поддержке государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых преобладала государственная собственность. Было выделено и распределено 150 млрд. руб. в счет специальной кредитной линии в виде целевого государственного кредита на срок до двух лет; источник кредита - средства внебюджетного фонда
Министерства финансов РФ. Проценты за пользование кредитом устанавливались по специальной шкале с плавающей процентной ставкой в зависимости от роста цен на продукцию (работы, услуги) данного предприятия. При повышении учетной ставки Центрального банка РФ увеличивалась и ставка оплаты за пользование кредитом. Принятые меры не решили проблемы, рост взаимных долгов предприятий продолжается, практически не внедрен вексельный механизм учета долгов, предприятия по-прежнему испытывают недостаток оборотного капитала. Но в принципе эта проблема решаема даже в таких тяжелых условиях при грамотном управлении предприятием.
В современных экономических
условиях наиболее актуальной становится
проблема оперативного управления оборотным
капиталом. Можно сказать, что мало заработать
деньги - нужно знать, как ими распорядиться.
В условиях относительной стабилизации
экономики, сокращения задолженности
между контрагентами необходимо делать
акцент на оптимизацию управления денежными
потоками, наличностью уже наряду с управлением
дебиторской задолженностью и запасами.
Так как прекратили свое существование
сверхдоходные денежные суррогаты, нет
галопирующей инфляции, то резко сократились
возможности получения суперприбылей,
следовательно, возникает также проблема
поиска дополнительных источников финансирования
оборотного капитала. Достаточно эффективным
методом финансирования оборотного капитала
предприятия в условиях переходной экономики
является метод комбинации предоплат
и консигнационных сделок. В современных
условиях использовать данный метод финансирования
при формировании стартового капитала
достаточно проблематично, но предприятия,
уже заработавшие себе надежную репутацию,
могут успешно действовать по такой схеме.
В целях создания благоприятных условий
для применения данного метода финансирования
предприятию целесообразно расширить
спектр предоставляемых сопутствующих
услуг, скидок и гарантий своим контрагентам.
II.
Управление оборотным
капиталом предприятия
2.1.Экономико-организационная
характеристика ОАО
ТД «ТЦ -Поволжье»
Открытое акционерное общество Торговый Дом «Торговый Центр – Поволжье» является крупнейшим и старейшим торговым предприятием Саратовской области. Предприятие было создано в 1962 году на месте Выставки достижения народного хозяйства, территория которой составляла 20 га. В 1992 году универмаг акционировался и преобразился в ОАО ТД «ТЦ - Поволжье». Торговый Дом является юридическим лицом и функционирует на основе устава законодательства Российской Федерации, с соблюдением требований Закона РФ «Об акционерных обществах». Дата регистрации предприятия 03.09.1992г., 12.09. 2002г., № 2026403041135. ОАО «ТЦ -Поволжье» внесено в единый государственный реестр (ОГРН) 09. 09. 2002г. под № 1026403040894. Уставный капитал общества составляет на 1.01.2007г. 2332 тыс. руб. Место нахождения и юридический адрес Торгового Дома – 410065, город Саратов, 3-я Дачная остановка. Основными видами деятельности ОАО ТД «ТЦ - Поволжье» в соответствии с уставом и имеющимися лицензиями являются:
Организационная структура
управления предприятием представлена
на рис. 1.
Рис. 1
Организационная
структура управления
ОАО ТД «ТЦ - Поволжье
В соответствии с
положениями Устава, учетной политики
общества ответственность за организацию
финансово-коммерческой деятельности
предприятия, в том числе организацию
бухгалтерского учета,
соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор.
Заместитель генерального директора по развитию руководит новым строительством, модернизацией материально-технической базы ОАО, направлениями инвестиционной деятельности.
Заместитель генерального директора по кадрам курирует работу с персоналом, в частности координирует вопросы подбора кадров, совершенствования их квалификации, работу психологов, вопросы социального характера.
Заместитель генерального директора по розничной торговле руководит работой магазинов (Соблазн, Мебель, Одежда и т.д.)
Заместитель генерального директора по общим вопросам курирует отдел транспорта, хозяйственные службы, в частности отвечает за аренду помещений, работу гаража, благоустройство и уборку территорий и т.д.
Главный бухгалтер отвечает за организацию бухгалтерского учета на предприятии, работу операционистов, расчетной группы, главной кассы предприятия, общей отдела бухгалтерии. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с утвержденным рабочим планом счетов бухгалтерского учета. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников (п.3 ст.7 ФЗ. От 23.07.98. №123-ФЗ).
Залогом успешного
осуществления коммерческой деятельности
предприятия является стабильный коллектив.
Следует отметить, что руководство
предприятия прилагает все усилия для
подготовки и сохранения имеющихся
квалифицированных кадров, о чем свидетельствует
устойчивый рост затрат на оплату труда
(рис. 2.)