Обеспечение финансовой устойчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое и практическое исследование проблем организации функционирования и эффективности использования оборотного капитала предприятия в современных хозяйственных условиях.
Для достижения поставленной цели была предпринята попытка решения следующих задач:
исследование экономического содержания категории оборотного капитала;
изучение зарубежного опыта организации анализа элементов оборотного капитала;и.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы функционирования оборотного капитала предприятия. 5
1.1.Экономичемская сущность оборотного капитала, проблемы управления в современных условиях 5
1.2.Зарубежный опыт управления элементами оборотного капитала. 14
1.3.Источники финансирования оборотного капитала в современных условиях хозяйствования. 3 0
2. Управление оборотным капиталом предприятия 43
2.1.Экономико-организационная характеристика ОАО ТД «ТЦ -Поволжье» 43
2.2. Анализ оборотных активов ОАО ТД «ТЦ - Поволжье»
как элемент управления оборотным капиталом предприятия 53
2.3. Эффективность использования оборотных средств как условие совершенствования управления оборотным капиталом 60
Заключение 69
Список литературы 76
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом кабанцева капиталом ТЦ.doc

— 502.00 Кб (Скачать)

         Управление наличностью  фирмы заключается в максимизации получения наличных денег и дохода по процентам с «мертвых» денежных средств. С одной стороны, оно  начинается тогда, когда покупатель выписывает чек, чтобы выплатить фирме свою дебиторскую задолженность, и заканчивается тогда, когда поставщик, работодатель или правительство получают от фирмы инкассированные денежные средства в счет кредиторской задолженности или накопленных платежей. Вся деятельность между этими двумя моментами лежит в сфере управления наличностью. Усилия фирмы, направленные на то, чтобы заставить покупателей оплатить свои векселя в определенное время, относятся к управлению дебиторской задолженностью. С другой стороны, решения фирмы о том, когда оплачивать свои векселя, заключаются в управлении кредиторской задолженностью и накопленными платежами.

         Управлением наличностью  обычно занимается финансовый отдел  компании. Для этого составляется кассовая смета (смета наличности), которая показывает нам, сколько наличности мы предполагаем иметь, когда и на какое время. Таким образом, она служит основанием для планирования наличных средств и контроля за ними. В дополнение к смете наличности фирме нужна систематизированная информация о состоянии наличности, а также несколько видов контрольных систем. Обычно в основе получения этой информации лежит компьютерная, а не ручная обработка данных. В любом случае необходимо довольно часто получать отчеты, желательно ежедневно или даже еще более часто, об остатках денег на каждом банковском счете, об израсходованных средствах, о средних остатках за день и о состоянии рыночных ценных бумаг фирмы, а также детальный отчет об изменениях в этом положении. Также полезно иметь информацию об основных предполагаемых наличных поступлениях и выплатах. Вся эта информация существенна, если фирма хочет эффективно управлять своей наличностью.

         Ускорение инкассации

         Различные методы инкассации и выплат, при помощи которых фирма  может повысить эффективность управления наличностью, - это две стороны одной медали. Эти методы влияют на общую эффективность управления наличностью. Главная идея состоит в том, чтобы конвертировать в наличность дебиторскую задолженность как можно быстрее, а оплачивать счета кредиторов настолько позже, насколько это согласуется с поддержанием репутации кредитоспособной фирмы у поставщиков. Сегодня большая часть компаний средних размеров использует сложную технику, чтобы ускорить инкассацию и жестко контролировать выплаты. Рассмотрим зарубежный опыт.

         Мы поговорим сначала  об ускорении инкассации, которое  означает просто сокращение времени  между моментом, когда покупатель оплачивает покупку чеком, и моментом, когда чеки инкассируются и становятся используемыми денежными средствами для фирмы. Существует несколько способов ускорения этого процесса:

    1) уменьшить время перевода платежей от покупателей фирме;

    2) сократить время, в течение которого полученные платежи остаются не инкассированными денежными средствами;

    3) ускорить движение денежных средств к банкам, производящим выплаты.

         Второй способ, представляющий флоут, имеет два аспекта. Первый - это время, которое нужно компании для внешней обработки чеков. Оно длится с момента получения чека до момента сдачи его в банк для зачисления на счет компании. Второй аспект- это время, затрачиваемое на клиринг чека через банковскую систему. Чек становится инкассированным денежным средством, когда он представлен в банк-трассат и действительно оплачен этим банком.

         В Соединенных Штатах Америки для того, чтобы ускорить выдачу кредита фирмам. Федеральная резервная система создала таблицу, отражающую  наличие всех чеков, помещенных в нее для инкассации. Эта таблица базируется на данных о среднем промежутке времени, необходимом для того, чтобы чек, помещенный в определенный Федеральный резервный банк, был инкассирован в определенном географическом регионе страны; максимальный период, на который может затянуться зачисление - 2 дня. Это означает, что даже если чек в действительности не инкассирован в ФРС в течение 2 дней, он становится инкассированными средствами, так как ФРС держит флоут.

        Флоут важен для  финансового директора, так как  обычно компания не может изъять средства со счета до тех пор, пока чеки не будут инкассированы на этом счете. Поскольку ставкой в игре являются свободные денежные средства, финансовый директор хочет уменьшить флоут, насколько это возможно. В дальнейшем мы рассмотрим различные способы ускорения процесса инкассации с целью получить больше свободных денежных средств.

        Банковское накопление

         Банковское накопление - система, в рамках которой покупатели производят платежи в региональные центры, а избыточные денежные средства  направляются в концентрационный банк.

         Накопительная банковская система позволяет ускорить потоки денежных средств фирмы при помощи оперативных центров инкассации. Вместо простых инкассационных центров, сосредоточенных в правлениях компаний, действуют объединенные инкассационные центры. Цель - сократить промежутки времени между моментом, когда покупатели отправляют платежи, и моментом, когда компания использует эти денежные средства. Покупателям, находящимся в определенном географическом регионе, предписывается отправлять платежи в инкассационный центр этого региона. Местонахождение инкассационного центра обычно зависит от обслуживаемых географических регионов и объема вексельного обращения в регионе. При поступлении платежи помещаются в местный банк инкассационного центра.

         Избыток денежных средств  затем переводится по телеграфу  со счетов этих местных банков в  накопительный банк или банки. Накопительный банк - это банк, в котором компания имеет главный счет, обычно, счет расходов.

         Преимущество системы  децентрализованного вексельного  обращения и инкассации перед  централизованной системой заключается  в следующем:

         1. Сокращается время, необходимое на пересылку. Так как инкассационный центр выставляет счета покупателям в своем регионе, эти покупатели обычно получают счета раньше, чем если бы они пересылались через главное управление. В свою очередь, когда покупатели оплачивают счета, время пересылки к ближайшему инкассационному центру меньше, чем время, необходимое для обычного перевода в главное управление.

         2. Сокращается время, необходимое на инкассацию чеков, так как переводы, помещенные в местный банк инкассационного центра, обычно выписаны на банки этого региона.

         Прибыль от вложения высвобождаемых денежных средств должна быть сопоставима с любыми дополнительными  издержками децентрализованной системы. Также учитываются любые различия между двумя системами в общих компенсационных остатках. Чем больше число инкассационных центров, тем больше счетов местных банков могут быть обслужены.

         Система сейфов

         Система сейфов - метод ускорения инкассирования чеков. Покупатели посылают свои чеки прямо в банк, который немедленно обрабатывает их и отсылает компании отчет о результатах.

         При наличии системы  накопительных банков инсассационный центр получает переводы, обрабатывает их и помещает в банк. Цель системы  сейфов - устранить промежутки времени  между получением компанией переводов и зачислением их на депозитный счет в банке. Обычно система сейфов действует на региональной основе, при этом компания выбирает региональные банки согласно своему порядку оплаты счетов. Перед тем, как определить регионы, которые войдут в систему, изучают наличие чеков, которые можно было бы поместить на депозиты при различных программах.

         В каждом городе, где  преследуются интересы компании, арендуется абонентский ящик и определяется банк, который будет заниматься аккумулированием переводов в сейфе. Клиентам направляются инструкции, предписывающие посылать переводы в сейф. Банк забирает почту раз в день и помещает чеки на счет компании. Чеки регистрируются и зачисляются для инкассации. Компания получает конверт с бланком о взносе депозита платежной ведомостью и другими необходимыми документами. Эта процедура освобождает компанию от депозитирования чеков и ведения документации по ним. Главное достоинство системы сейфов заключается в том, что чеки быстрее помещаются на депозит в банке и быстрее становятся инкассированным остатком, чем в том случае, когда они обрабатываются компанией перед их депозитированием. Другими словами, уничтожается лаг между моментом получения компанией чеков и моментом внесения их на счет в банке. Главный недостаток организации системы сейфов - это издержки. Банк предоставляет некоторые услуги в дополнение к обычному клирингу чеков и требует за них компенсацию, обычно предпочитая увеличение депозитов. Поскольку такие издержки почти прямо пропорциональны числу чеков, помещенных на счет, система сейфов, как правило, нерентабельна, если средняя сумма переводов невелика.

         Приемлемое правило  для принятия решения, использовать или нет систему сейфов либо систему  накопительных банков, заключается  в следующем: надо просто сравнить добавочные издержки при более эффективной системе с предельным доходом, который может быть получен при использовании высвобождаемых средств. Если издержки меньше дохода, система рентабельна; если нет- наоборот. Уровень рентабельности зависит преимущественно от географического разброса клиентов, типичного размера переводов и уровня дохода на высвобожденные денежные средства.

         Контроль за выплатами

         К более быстрому обороту наличности может привести также эффективный контроль за выплатами. Целью инкассации является максимальное ускорение, цель применения стратегии выплат их замедление, насколько это возможно. Сочетание быстрой инкассации и замедления выплат приведет к получению максимального объема свободных денежных средств.

         Максимизация флоута

         Флоут - денежные средства, связанные в выписанных чеках, которые еще не инкассированы в банке-трассате.

         Одним из методов  максимизации свободной наличности является платеж посредством флоута. Для выплат флоут - это разница между общей долларовой суммой чеков, выписанных с банковского счета, и суммой, показанной в банковских книгах. Конечно, компания может иметь отрицательный остаток в своих книгах и положительный банковский остаток из-за того, что сумма выписанных чеков не списана со счета, на который они были выписаны. Если объем флоута можно точно подсчитать, остатки на банковских счетах могут быть сокращены, а средства инвестированы с целью получения прибыли.

         Компания с большим  количеством банковских счетов должна уметь быстро переводить денежные средства в банки, из которых производятся выплаты для того, чтобы предотвратить временное появление чрезмерного остатка в каком-либо из банков. Суть этой идеи в том, чтобы иметь адекватное количество наличности в разных банках, но не допускать чрезмерных остатков. Для этого требуется ежедневная информация по инкассированным остаткам. Затем избыточные средства переводятся в банки, из которых должны производиться платежи или для оплаты счетов, или для инвестиций в рыночные ценные бумаги. Многие компании разработали сложные компьютерные системы для того, чтобы обеспечить необходимую информацию и переводить избыточные средства автоматически. Вместо разработки собственной системы фирма может задействовать внешние компьютерные службы для того, чтобы обеспечить желаемые функции.

         Один из методов жесткого контроля за платежами - централизация кредиторской задолженности на одном счете, предположим, в главном управлении компании. Таким образом, платежи могут производиться точно в нужный момент. Излишне говорить о том, что оперативные процедуры платежей должны быть хорошо организованы. Если кредиторы фирмы применяют систему скидок, эти процедуры должны иметь целью исключение или минимизацию потерь.

         Методом задержки выплат является использование тратт. В  отличие от обычного чека, суммы  по тратте не выплачиваются по требованию. Когда она предъявляется в банк эмитента для инкассации, банк должен предъявить ее эмитенту для акцепта. Затем фирма-эмитент кладет средства на депозитный счет в банке, чтобы покрыть сумму платежа по тратте. Преимущество оплаты траттой заключается в том, что это оттягивает тот момент, когда фирма фактически должна иметь средства на банковском счете для покрытия тратты. Следовательно, это позволяет фирме поддерживать меньший объем средств на счете в своем банке. Возможным недостатком системы тратт является то, что некоторые поставщики предпочтут чеки. Кроме того, банки не любят тратты, так как они требуют особого внимания, зачастую обработки вручную. Поэтому банки обычно облагают обработку тратт более высокой ставкой, чем обработку обычных чеков.

         Когда компания имеет  много банковских счетов, разбросанных по всей стране, возможности для  флоута расширяются.

         В различных моделях  предлагалось максимизировать платежный  флоут посредством отбора оптимально географически расположенных платежных банков. Суть идеи заключается в следующем: расположить эти банки и выписывать на них чеки таким образом, чтобы максимизировать время, на протяжении которого они остаются неоплаченными. Решение зависит от расположения, количества счетов, выставленных поставщиками, от процедурных задержек в банковской системе, связанных с различными пространственными сочетаниями поставщика, банка и плательщика, и от стоимости банковских услуг, будь это компенсационные остатки или комиссионные.

         Максимизируя платежный флоут, фирма может сократить объем своей наличности и использовать эти средства более прибыльно. Однако выигрыш одной фирмы - это потери другой. Максимизация платежного флоута означает, что поставщики не получат деньги так быстро, как могли бы. Отношения с поставщиком могут пострадать в такой степени, в какой он неудовлетворен подобными платежными традициями. В этом случае данный фактор необходимо принять во внимание при планировании платежей.

Информация о работе Обеспечение финансовой устойчивости