Методы оптимизации денежных потоков торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является углубление теоретических знаний по финансовому планированию денежных потоков.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть теоретические аспекты финансового планирования;

- описать методы оптимизации денежных потоков предприятия;

Оглавление

Введение

1. Финансовое планирование

1.1 Понятие и сущность финансового планирования

1.2 Процесс финансового планирования

2. Планирование денежных потоков в торговой организации

2.1. Денежные потоки, характеристика, виды

2.2. Принципы управления денежными потоками торгового предприятия

2.3. Способы оценки денежных потоков

3. Методы оптимизации денежных потоков торгового предприятия

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

    Достоинством  прямого метода является непосредственный расчет и охват всего денежного  потока. Однако вычисления при помощи косвенного метода полнее показывают соотношение движения денежных средств и хозяйственной деятельности предприятия в целом; раскрывают взаимосвязь между планом прибылей и убытков и планом движения денежных средств.

    В результате сравнения фактических  показателей с плановыми осуществляется финансовый контроль. При его проведении особое внимание следует уделить следующим моментам:

    - выполнению статей текущего финансового  плана для выявления отклонений  и причин, которые сигнализируют  об улучшении или ухудшении  финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это;

    - определению темпов роста доходов  и расходов за прошедший год  для выявления тенденций в  движении финансовых ресурсов;

    - наличию материальных и финансовых  ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года для обоснования их исходного уровня. Можно также предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам финансовый план был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В любом случае руководство предприятия должно предпринять необходимые действия; изменить способ выполнения плана или ревизовать положения, на которых основываются документы текущего финансового планирования.

    Оперативное финансовое планирование

    В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

    Оперативный план необходим для обеспечения  финансового успеха организации (предприятия). Поэтому при его составлении  необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организаций процесса производства.

    Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.

    При составлении платежного календаря  финансовый отдел тесно взаимодействует  с бухгалтерской службой, поскольку  бухгалтерия обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия, об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о расчетах с поставщиками и подрядчиками и проч.

    В процессе составления платежного календаря  решаются следующие задачи:

    1. Организация учета временной  стыковки денежных поступлений  и предстоящих расходов предприятия.

    2. Формирование информационной базы  о движении денежных притоков  и оттоков.

    3. Ежедневный учет изменений в  информационной базе.

    4. Анализ неплатежей (по суммам  и источникам возникновения) и  организация конкретных мероприятий  по их преодолению.

    5. Расчет потребности в краткосрочном  кредите в случаях временной  нестыковки денежных поступлений  и обязательств в оперативное  приобретение заемных средств.

    6. Расчет (по суммам и срокам) временно  свободных денежных средств предприятия.

    7. Анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

    Платежный календарь составляется на месяц, 15 дней, декаду, пятидневку. При этом срок определяется исходя из периодичности  основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление платежного календаря на месяц с подекадной разбивкой. Для того чтобы платежный календарь был реальным, его составителям необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

    В платежном календаре притоки  и оттоки денежных средств (как в  наличной, так и безналичной форме) должны быть сбалансированы. Правильно  составленный платежный календарь  позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

    Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия. Информационной базой платежного календаря служат: планы, составленные на предприятии, например план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений и т.п.; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработанной платы; внутренние приказы.

    Процесс составления платежного календаря  можно разделить на шесть этапов.

    1. Выбор периода планирования. Как  правило, это — квартал (месяц). На предприятиях, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декада).

    2. Планирование объема реализации  продукции (работ, услуг) осуществляется  по специальной методике с  учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменения остатков годовой продукции.

    3. Расчет объема возможных денежных  поступлений (доходов). Определенная  сложность на данном этапе  может возникнуть, если предприятие  применяет методику определения  выручки по мере отгрузки товаров. Большинство предприятий отслеживает средний период времени, который требуется для того, чтобы оплатить счета. Денежные поступления и изменение дебиторской задолженности можно рассчитать с помощью балансового уравнения: 

    ДЗн + ВР = ДЗн +ДП, 

    где ДЗ — дебиторская задолженность  за товары и услуги;

    ВР  — выручка от реализации за период;

    ДП  — денежные поступления в данном периоде;

    н (к) — начало (конец) периода.

    Более точный расчет предполагает классификацию  дебиторской задолженности по срокам ее погашения. Таким образом, устанавливается усредненная доля дебиторской задолженности со сроком погашения соответственно до 30, до 60, до 90 дней и т.д. Кроме того, дебиторская задолженность корректируется на потенциально безнадежные долги. Процент потерь по безнадежным долгам в стоимости продаж в кредит в плановом периоде может быть принят в том же размере, что и в предшествующем периоде.

    При наличии других источников поступлений  денежных средств (выручка от прочей реализации, внереализационные доходы) их прогнозная оценка выполняется методом прямого счета. Полученная сумма добавляется к сумме денежных поступлений.

    4. Оценка денежных расходов, ожидаемых  в плановом периоде. Отдельным  элементом данного этапа является  погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может отсрочить платеж. Процесс задержки платежа называют «растягиванием» кредиторской задолженности. Отсроченная кредиторская задолженность в этом случае выступает в качестве дополнительного источника краткосрочного финансирования.

    5. Определение денежного сальдо. Оно  представляет собой разность  между суммами поступлений и  расходов за период планирования.

    6. Подведение итогов показывает, будет  ли у предприятия недостаток средств или излишек.

    Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств  на расчетном счете, которые целесообразно  иметь в качестве страхового запаса, а также для прогнозируемых заранее  выгодных инвестиций (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия).

    Превышение  планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями (вместе с переходящим  остатком средств на счетах) означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры: перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период; ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции; предпринять усилия по изысканию дополнительных источников. В последнем случае рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном финансировании, т.е. определяется размер краткосрочной банковской ссуды по каждому периоду, который необходим для обеспечения прогнозируемого денежного потока. 

    Таблица 1 Платежный календарь на месяц  с разбивкой по декадам, тенге

    Показатель     Первая     Вторая     Третья
          декада     декада     декада
    1     2     3     4
    1. Выручка от реализации     183292     186094     193966
    2. Дебиторская задолженность     19902     20366     20677
    3. Доходы от других видов деятельности     17525     19280     19803
    4. Поступление от родителей на  содержание детских садов     520     530     540
    5. Другие денежные поступления               
    Всего поступило средств     221 239     226 270     234 980
    П. Расходование средств
    1. Закупки товарно-материальных ценностей     91 646     93045     96983
    2. Оплата поставщикам в текущем  месяцев     27494     27914     29095
    3. Оплата кредиторской задолженности     62693     64152     65 131
    4. Прямая заработная плата     8757     8891     9267
    5. Другие текущие расходы     19348     19230     19397
    6. Платежи во внебюджетные фонды     3756     3808     3953
    7. Платежи в бюджет     42 080     43065     52274
    8. Содержание объектов социальной  сферы     7500     7600     7580
    9. Капитальное строительство     42000     45 130     47900
    10. Погашение кредита               
    11. Уплата процента за кредит     230     235     248
    12. Выплата из фонда потребления     2 161     2155     2 140
    13. Выплата дивидендов               
    14. Прочие расходы               
    Всего расходов     216019     222 180     236 985
    III. Итого              
     
    Текущее сальдо     5220     4090     -2005
    Начальное сальдо     46 827     52047     56137
    Конечное  сальдо     52047     56137     54132
    Минимально допустимое сальдо     35000     35000     35000
    Излишек (+), недостаток (-) средств     +17 047     +21 137     +19132
 

    Если  имеется излишек денежных средств, как в приведенном примере  платежного календаря, это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительного дохода финансовый менеджер может инвестировать излишние денежные средства, скажем, в государственные высоколиквидные ценные бумаги.

    В процессе управления денежным потоком  есть две крайности. С одной стороны, всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств: они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги.

    На  многих предприятиях наряду с платежным  календарем составляется налоговый  календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие. Это позволяет избежать просрочек и пени.

    Кроме платежного календаря на предприятии  должен составляться кассовый план —  план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты  наличных денег через кассу. Своевременная обеспеченность наличными денежными средствами характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его работниками, т.е. одну из сторон платежеспособности предприятия. Кассовый план необходим предприятию для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.

    Кроме того, своевременное сопоставление  фактических данных с предусмотренным  кассовым планом даст основание для  принятия мер по устранению расхождений.

    Коммерческому банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

    Исходные  данные для составления кассового  плана следующие: предполагаемые выплаты  по фонду заработной платы и фонду  потребления в части денежных средств, не входящих в фонд оплаты труда, информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами (выручка от реализации путевок, командировочные расходы и др.), сведения о сумме налогов, а также календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней платежей.

Информация о работе Методы оптимизации денежных потоков торгового предприятия