Методы исследования объема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО « Мебель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы анализа производства и реализации продукции……………………………………………………………….…………5
1.1 Задачи и источники анализа производства и реализации продукции……………….………………………………………………..……….5
1.2 Основные направления анализа ассортимента и структуры продукции………………………………………………………………..….…….7
1.3 Методика анализа качества произведенной продукции и потерь от брака………………………………………………………………………….…...10
1.4 Методика анализа ритмичности производства……………….….….14
Глава 2. Методы исследования объема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО « Мебель» ………………….…....18
2.1 Анализ динамики и выполнения плана по производству
продукции…………………………………………………………….…..18
2.2 Анализ структуры производства и ритмичности работы предприятия………………………………………………………………….…..20
2.3 Анализ отгрузки и реализации продукции……………………….…22
2.4 Предложения по увеличению производства и реализации
продукции………………………………………….……………………..24
Заключение…………………………………………………………..……27
Список используемой литературы………………………………….……30

Файлы: 1 файл

тэа пхд.docx

— 83.72 Кб (Скачать)

Данные таблицы свидетельствуют о том, что объём продукции за исследуемый период увеличился на 2371,4 тыс. руб., то есть почти в 3 раза, что является результатом как и увеличения объёма продукции, так и роста цен. Объём реализации за 3 года увеличился на 2532,5 тыс. руб.

В 2012 году темп роста производства значительно выше темпов реализации  продукции, что свидетельствует о накоплении нереализованной продукции на предприятии и не оплаченной покупателями.

Используя соответствующие темпы роста рассчитываем среднегодовой темп роста производства и реализации продукции по формуле:  
Tр ср.год  =

Тпр ср.год = Тр ср.год – 100%

Где Tр – темп роста

Тпр- темп прироста Т1,Т2,Тn- цепные темпы роста.

Таким образом:

Tр производства ср.год  = 170,3%

Тпр производства ср.год = 70,3%

Тр реализации ср.год = 118,9%

Тпр реализации ср.год = 18,9%

Из расчётов видно, что среднегодовой темп роста и прироста выше среднегодового темпа роста и прироста реализации на 51,4%.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчётный период производится по методике, приведённой в таблице 3.

Таблица 3 – Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции

 
 
 
Изделия

 
Объём производства продукции, 
тыс. руб

 
Объём реализации продукции, тыс. руб

 
план

 
факт

 
+/-

 
% к плану

 
план

 
факт

 
+/-

 
% к плану

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
8

 
9

 
Стулья

 
100,0

 
123,17

 
23,17

 
      23

 
100,0

 
109,16

 
    9,16

 
       9

 
Шкафы

 
610,0

 
600,0

 
-10,0

 
    -1,6

 
600,0

 
 585,0

 
  -15,0

 
   -2,5

 
Кровати 
деревянные

 
130,0

 
120,11

 
-9,89

 
   -7,6

 
125,0

 
 119,3

 
    -5,7

 
   -4,6

 
Кухня

 
2100,0

 
3130,5

 
 30,5

 
    1,5

 
2100,0

 
2130,0

 
    30,0

 
     1,4

 
Офисная 
мебель

 
2675,0

 
2673,0

 
  -2

 
   -0,1

 
2665,0

 
2643,51

 
 -21,49

 
   -0,8

 
ИТОГО

 
5615,0

 
5646,78

 
31,78

 
    0,6

 
5590,0

 
5586,97

 
   -4,03

 
   -0,1


 

Исходя из данной таблицы можно сделать вывод, что фактический выпуск мебели в отчётном году, по сравнению с планом, увеличился на 31,78 тыс. руб., что составило 0,6 %. На такие результаты, в основном, повлияло то, что факт по производству стульев и кухни превысило план на 23% и 30,5% соответственно. Однако, несмотря на это, план по реализации продукции недовыполнен на 0,1%, что составило 4030 руб.

2.2  Анализ структуры производства и ритмичности работы предприятия

Анализ структуры проведём на основании таблицы 4.

Таблица 4 – Анализ структуры товарной продукции

 
 
 
 
 
 
Изделия

 
Отпускная 
цена, руб

 
Объём  
производства, 
шт.

 
Структура 
продукции, %

 
Выпуск продукции в 
плановых ценах, 
тыс. руб.

 
Изменение выпуска продукции за счёт структуры, тыс. руб.

 
план

 
факт

 
план

 
факт

 
план

 
факт

 

 
Стулья

 
350

 
390

 
398

 
77,2

 
76,8

 
136,5

 
139,3

 
2,8

 
Шкафы

 
11000

 
50

 
48

 
9,9

 
9,2

 
550

 
528

 
-2,2

 
Кровати 
деревянные

 
9000

 
20

 
18

 
3,9

 
3,5

 
180

 
162

 
-18

 
Кухня

 
33000

 
15

 
20

 
3,0

 
3,9

 
495

 
660

 
165

 
Офисная 
мебель

 
35000

 
30

 
34

 
6,0

 
6,6

 
1050

 
1190

 
140

 
ИТОГО

 

 
505

 
518

 
100

 
100

 
2411,5

 
2679,3

 
267,8


Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что выпуск продукции за счёт структуры увеличился на 267,8 тыс.руб. Это произошло вследствие увеличения объёма производства дорогостоящей продукции – кухни и офисной мебели соответственно на 165 и 140 тыс. руб. по сравнению с планом. Также полученные результаты положительно влияют на показатели деятельности предприятия.

Влияние структуры товарной продукции на объём выпуска продукции рассмотрим на основе таблицы 5.

Таблица 5 – Влияние структуры товарной продукции на объём выпуска продукции.

 

 

 

 

Изделия

 
Отпускная 
цена, руб.

 
Объём производства, шт.

 
Структура продукции, %

 
Выпуск продукции в плановых ценах, тыс. руб.

 
Изменение выпуска продукции при плановой структуре, тыс. руб.

 
план

 
Факт при плановой структуре

 
план

 
Факт при плановой структуре

 
план

 
Факт при плановой структуре

 
Стулья

 
350

 
390

 
400

 
77,2

 
77,27

 
136,5

 
140,0

 
3,5

 
Шкафы

 
11000

 
50

 
51,3

 
9,9

 
9,97

 
550

 
564,3

 
14,3

 
Кровати 
деревянные

 
9000

 
20

 
20,5

 
3,9

 
3,96

 
180

 
184,5

 
4,5

 
Кухня

 
33000

 
15

 
15,4

 
3,0

 
2,9

 
495

 
508,2

 
13,2

 
Офисная 
мебель

 
35000

 
30

 
30,8

 
6,0

 
5,9

 
1050

 
1078,0

 
28

 
ИТОГО

 

 
505

 
518

 
100

 
100

 
2411,5

 
2475,0

 
63,5


Данные таблицы свидетельствуют о том, что в структуре продукции преобладают стулья, их удельный вес составляет 77,2%.

Выпуск при плановой структуре в общем увеличился на 63,5 тыс. руб. Факт превышает план в среднем на 2,6%, то есть если бы была сохранена плановая структура, то предприятие получило бы прибыль больше на 61,3 тыс. руб., однако при этом произошло увеличение средней себестоимости на 11,7 тыс. руб., что, в дальнейшем, может отрицательно сказаться на работе предприятия в целом, в том числе и на ритмичность производства.

Проанализируем ритмичность выпуска продукции за 2012 год на основе данных таблицы 6. 

Таблица 6 – Ритмичность выпуска продукции по кварталам

Квартал

 
Выпуск продукции, тыс. руб

 
Удельный вес продукции,%

 
План

 
Факт

 
План

 
Факт

 
Первый

 
2000

 
2170

 
30,7

 
38,8

 
Второй

 
1500

 
1359

 
23,2

 
24,3

 
Третий

 
2000

 
1716

 
30,7

 
30,7

 
Четвёртый

 
1000

 
341

 
15,4

 
6,2

 
ИТОГО

 
6500

 
5586

 
100

 
100


Анализируя данные таблицы можно сделать вывод о том, что выпуск продукции осуществляется ритмично, однако в IV квартал произошёл спад производства, фактически было выполнено в 3 раза меньше, чем запланировано, поэтому имеет место расчёт следующих коэффициентов.

1.     Коэффициент ритмичности 

Данный коэффициент показывает, что ритмичность работы предприятия отклоняется от плана на 0,2%.

2.     Коэффициент вариации 

То есть выпуск продукции по кварталам в среднем отклоняется от плана на 2,46%.

3.     Также для оценки ритмичности работы предприятия можно рассчитать показатель аритмичности Карит = 0юб

 

2.3 Анализ отгрузки и реализации продукции

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

                              ГПн + ТП = РП + ГПк.                             

Отсюда,  РП = ГПн + ТП - ГПк                        

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

                        ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк .                       

Отсюда, РП = ГПн +  ТП + ОТн - ОТк – ГПк,                       

где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.6

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.

Показатель в плановых оптовых ценах предприятия

Сумма, тыс. руб.

План

Факт

Отклонение

1. Остаток готовой продукции  на начало года.

400

300

-100

2. Выпуск товарной продукции.

32400

33000

600

3. Остаток готовой продукции  на конец года.

250

300

50

4. Отгрузка продукции  за год.

32550

33200

650

5. Остаток товаров,

отгруженных покупателям:

5.1. На начало года

600

650

50

5.2. На конец года

200

700

500

6. Реализация продукции.

32950

33740

790


 

Из таблицы 4 видно, что план реализации продукции перевыполнен на 790 тыс.руб. Это произошло за счет увеличения выпуска продукции на 600 тыс. руб. и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года, на 50 тыс. руб.

Информация о работе Методы исследования объема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО « Мебель»