Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 16:27, курсовая работа
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы анализа производства и реализации продукции……………………………………………………………….…………5
1.1 Задачи и источники анализа производства и реализации продукции……………….………………………………………………..……….5
1.2 Основные направления анализа ассортимента и структуры продукции………………………………………………………………..….…….7
1.3 Методика анализа качества произведенной продукции и потерь от брака………………………………………………………………………….…...10
1.4 Методика анализа ритмичности производства……………….….….14
Глава 2. Методы исследования объема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО « Мебель» ………………….…....18
2.1 Анализ динамики и выполнения плана по производству
продукции…………………………………………………………….…..18
2.2 Анализ структуры производства и ритмичности работы предприятия………………………………………………………………….…..20
2.3 Анализ отгрузки и реализации продукции……………………….…22
2.4 Предложения по увеличению производства и реализации
продукции………………………………………….……………………..24
Заключение…………………………………………………………..……27
Список используемой литературы………………………………….……30
1. Оценка качества выпускаемой продукции;
2. Выявление причин снижения качества;
3. Установление влияния
В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках. Качество – это величина непостоянная. Она зависит:
От уровня применяемой техники и технологии;
От уровня квалификации;
От дисциплины.
К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции, относят:
Объём и удельный вес сертифицированной продукции в общем объёме выпуска продукции;
Удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
Удельный вес продукции высшей категории качества;
Средний коэффициент сортности;
Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
Удельный вес экспортируемой продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от её вида и назначения.
Частные (индивидуальные) показатели качества характеризуют технические и потребительские свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность).3
Косвенные показатели – штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес бракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, потери от брака.
Одной из основных задач анализа качества является определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П). Расчёт производится следующим образом:
∆ВП = (Ц1-Ц0)* VВП1
∆В = (Ц1-Ц0)*VРП1
∆П = [(Ц1-Ц0)*VРП1] – [(С1-С0)* VРП1]
Где Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;
VВП1 – количество произведённой
продукции повышенного
VРП1 – объём реализации продукции повышенного качества.
Оценка и контроль за соблюдением качества достаточны просты в том случае, если заданное потребительское свойство товара может быть охарактеризовано одним из признаков (срок службы, надёжность, прочность на удар и т.п.). Один из способов получения данных об изменении качества товаров состоит в том, чтобы экспертным способом создать номенклатурный перечень признаков качества, ранжировать их по значимости для потребителя в рамках определённой шкалы весов и сравнивать фактически достигнутые уровни показателей с показателями, принятыми за базу сравнения (эталон, стандарт, требования технических условий и т. п.). Расчётная формула сводного индекса качества товаров имеет следующий вид:
Сводный индекс качества товаров =
Где Сi – весовой коэффициент значимости соответствующего признака качества;
Сj – коэффициент весомости товарной группы в общем объеме продаж;
∑ - суммирование взвешенных
коэффициентов качества по
Изменение качества проданных товаров можно оценивать путём косвенных расчётов – через динамику цен реализации товаров, так как качественные товары продаются по сравнительно низким ценам.
Одним из косвенных показателей качества продукции является брак. В процессе анализа изучают динамику по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака.
Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства.
Стоимость и уровень брака продукции представляется важнейшей характеристикой качества, технического и организационного уровня производства продукции и качества выполненных работ. Поэтому анализ брака в производстве расширяет и углубляет информацию о реальном положении дел на предприятии с качеством выпускаемой продукции. Брак производства не является параметром качества продукции, так как брак – это непроизводительные затраты.4
Брак делится на исправимый и неисправимый. К исправимому браку относят изделия, затраты на исправление которых не превышают затрат по изготовлению новых. Неисправимый (окончательный) брак предполагает, что дополнительные затраты проводить невозможно или нецелесообразно.
Исправление брака приводит к удорожанию себестоимости продукции, снижению прибыли, а неисправимый брак приводит к снижению объёма производства, повышению себестоимости и снижению прибыли.
По месту выявления брак делится на внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).
Источниками информации для проведения анализа являются данные оперативно-технического учёта и данные бухгалтерского учёта и данные бухгалтерского учёта. Анализ потерь от брака осуществляют следующим образом:
1. определяют величину
2. анализируют показатели в
3.определяют удельный вес брака в себестоимости товарной продукции по периодам, дают оценку;
4. определяют влияние изменения потерь на величину объёме выпуска, то есть сумму недовыпущенной продукции в результате допущенного брака. Чтобы рассчитать объём недовыпущенной продукции (- Vнд.п), необходимо объём продукции отчётного года (Vтп.ф) умножить на уровень брака (% брака) в себестоимости товарной продукции и разделить на 100%:
- Vнд.п = (Vтп.ф.* % брака) / 100%
Затем выявляются причины снижения качества и допущенного брака по местам их возникновения, центрам ответственности. Разрабатываются мероприятия по устранению брака и повышению качества .
1.4 Методика анализа ритмичности производства
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и отгрузки продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объёме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объём незавершённого производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Всё это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.5
Для оценки ритмичности работы предприятия используются прямые и косвенные показатели.
Показатели ритмичности работы предприятия:
-Прямые показатели
-Косвенные показатели
-Коэффициент ритмичности
-Наличие доплат за сверхурочные работы
-Коэффициент вариации
-Оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта
-Коэффициент аритмичности
-Потери от брака
-Удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску
-Уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции
-Удельный вес произведённой продукции за каждый месяц к квартальному выпуску
-Наличие сверхнормативных остатков незавершённого производства и готовой продукции на складах
Один из наиболее распространённых показателей – коэффициент ритмичности. Величина его определяется путём суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня. Также коэффициент ритмичности можно определить как отношение суммы фактически выпущенной продукции в пределах плана за ряд последовательных отрезков времени анализируемого периода к сумме планового выпуска продукции за этот же период времени:
Крит = (Σqфz0 не больше Σq0z0) / Σq0z0
Где Σqфz0 - суммы фактического выпуска продукции в сопоставимых ценах;
Σq0z0 – сумма планового выпуска.
Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
Где (хi – х)2 – квадратическое отклонение от среднеквадратного задания;
n – число периодов;
х – плановый среднеквартальный (среднедекадный, среднемесячный, среднеквартальный) выпуск продукции.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, выше показатель аритмичности.
Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объёма производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100.
Также необходимо определить стоимость недоданной продукции в установленные планом-графиком сроки в результате неритмичной работы предприятия.
Стоимость недовыпущенной продукции определяется следующим образом:
-ΣV = Vпл * Карит
Где Vпл – плановый объём выпуска продукции;
Карит – коэффициент аритмичности.
Упущенные возможности хозяйствующего субъекта в связи с неритмичностью работы определяются как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного, среднемесячного) объёма производства за утки (декады, месяцы):
-ΣV = ΣVф – V maxсутки(декада)
Где ΣVф - фактический выпуск продукции;
V maxсутки(декада)- возможный выпуск продукции.
В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Глава 2. Методы исследования объема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО «Смарт»
2.1 Анализ динамики и выполнения плана по производству продукции
Торговая фирма ООО «Смарт» является одной из крупных иторговых фирм, которая освоила выпуск пластиковых конструкций, выбрав в качестве партнера мирового лидера по производству пластикового профиля - немецкий концерн «VEKA».
Одним из основных направлений
деятельности компании ООО «Смарт» является
изготовление стеклопакетов. Используя
безграничные возможности высокоточной,
импортной автоматической линии производительностью
1000 стеклопакетов в смену, мы всегда готовы
выполнить заказы любого объема и сложности
в кратчайшие сроки. При этом соотношение
цена/качество стеклопакетов позволяет
нашим клиентам быть лидерами в области
производства оконных и фасадных конструкций.
Годы |
Объем производства, тыс.руб. |
Темпы роста, % |
Объем продаж, тыс.руб. |
Темпы роста, % |
|||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
||||
2007 |
390095 |
100,00 |
100,00 |
463081 |
100,00 |
100,00 |
|
2008 |
452973 |
116,12 |
116,12 |
563089 |
124,60 |
124,60 |
|
2009 |
717315 |
153,20 |
131,37 |
701605 |
142,05 |
113,84 |
|
Анализ начинается с изучения
динамики выпуска и реализации продукции,
расчёта базисных и цепных темпов роста
и прироста (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика производства
и реализации продукции
Год |
|
цен |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|