Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:18, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент является важнейшим инструментом экономического развития и усиления конкурентных позиций российских компаний на рынке. Признание высокой эффективности финансового менеджмента в развитии бизнеса предопределило его востребованность и на рынке образования. Финансовый менеджмент как учебная дисциплина сегодня занимает ключевое место в учебных планах подготовки студентов экономических специальностей, слушателей МВА не только западных, но и российских высших учебных заведений и бизнес школ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ
ЛЕКЦИЯ 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА КОМПАНИИ
1.1. Формирование собственного капитала российских компаний
1.2. Формирование заемного капитала российских компаний
1.2.1. Кредитные источники формирования заемного капитала российских компаний
1.2.2. Использование ценных бумаг при формировании заемного капитала компаний
1.2.3. Роль кредиторской задолженности в процессе финансирования российских компаний
ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРОЙ КАПИТАЛА КОМПАНИИ
2.1. Ограничения при формировании собственного и заемного капитала
2.2. Оценка рисков формирования финансовой структуры капитала с использованием системы финансовых рычагов (левериджа)
I модель эффекта финансового рычага (ЭФРI)
Определение финансовой критической точки
Возможные ситуации определения границ изменения финансовой структуры капитала
II модель эффекта финансового рычага (ЭФРII)
ЛЕКЦИЯ 3. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ КОМПАНИИ
3.1. Управление оборотными активами компании в целом
3.2. Управление запасами
3.3. Управление дебиторской задолженностью
3.4. Управление денежными активами
ЛЕКЦИЯ 4. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ КОМПАНИИ
4.1. Финансовые показатели с ориентацией на прибыль
4.2. Показатели отдачи с ориентацией на эффективность возврата вложенного капитала
4.3. Показатели с ориентацией на стоимость

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 359.30 Кб (Скачать)

 

   ВВЕДЕНИЕ. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА  В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ  
    ЛЕКЦИЯ 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА КОМПАНИИ  
        1.1. Формирование собственного капитала российских компаний  
        1.2. Формирование заемного капитала российских компаний  
            1.2.1. Кредитные источники формирования заемного капитала российских компаний  
            1.2.2. Использование ценных бумаг при формировании заемного капитала компаний  
            1.2.3. Роль кредиторской задолженности в процессе финансирования российских компаний  
    ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРОЙ КАПИТАЛА КОМПАНИИ  
        2.1. Ограничения при формировании собственного и заемного капитала  
        2.2. Оценка рисков формирования финансовой структуры капитала с использованием системы финансовых рычагов (левериджа)  
            I модель эффекта финансового рычага (ЭФРI)  
            Определение финансовой критической точки  
            Возможные ситуации определения границ изменения финансовой структуры капитала  
            II модель эффекта финансового рычага (ЭФРII)  
    ЛЕКЦИЯ 3. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ КОМПАНИИ  
        3.1. Управление оборотными активами компании в целом  
        3.2. Управление запасами  
        3.3. Управление дебиторской задолженностью  
        3.4. Управление денежными активами  
    ЛЕКЦИЯ 4. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ КОМПАНИИ  
        4.1. Финансовые показатели с ориентацией на прибыль  
        4.2. Показатели отдачи с ориентацией на эффективность возврата вложенного капитала  
        4.3. Показатели с ориентацией на стоимость     

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО 

 

Лисицына  Е.В., 
доктор экономических наук 

 

Уважаемые читатели!  

 
    Мы возобновляем рубрику "Образовательный  курс финансового управляющего". В этом году в данной рубрике будет  представлена серия лекций по финансовому  менеджменту.  
  
    Финансовый менеджмент является важнейшим инструментом экономического развития и усиления конкурентных позиций российских компаний на рынке. Признание высокой эффективности финансового менеджмента в развитии бизнеса предопределило его востребованность и на рынке образования. Финансовый менеджмент как учебная дисциплина сегодня занимает ключевое место в учебных планах подготовки студентов экономических специальностей, слушателей МВА не только западных, но и российских высших учебных заведений и бизнес школ.  
  
    С учетом этих обстоятельств определена содержательная и структурная логика лекций по финансовому менеджменту рубрики "Образовательный курс финансового управляющего":  
  
    Введение. Место и роль финансового менеджмента в управлении компанией. 
    Тема 1. Формирование собственного и заемного капитала компании.  
    Тема 2.Управление финансовой структурой капитала компании. 
    Тема 3. Управление активами компании.  
    Тема 4. Управление финансовыми результатами компании.  
  
    Мы не ставим целью подробное рассмотрение всех аспектов выделенных тем. Предназначение лекций рубрики "Образовательный курс финансового управляющего" - раскрыть наиболее важные, узловые проблемы финансового менеджмента, показать, как работают его методы и инструменты.  
  
    Цель лекций - расширить знания читателей об основных моделях финансового менеджмента и показать направления их использования при принятии управленческих решений в области финансово-хозяйственной деятельности компании.  
  
    Лекции нашей рубрики предназначены для экономистов и менеджеров компаний, желающих в систематической форме рассмотреть основные методы управления финансами.  
  
    Мы понимаем, что "журнальный" формат изложения лекционного материала может вызвать вопросы у наших читателей. Мы будем рады на них ответить. 
 

ВВЕДЕНИЕ. МЕСТО  И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА  В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ 

 
    Финансовый менеджмент - это система управления финансовыми потоками компании, которые кроме денежных потоков включают оборот ценных бумаг и других финансовых активов<*>. Схематично финансовый менеджмент можно представить следующим образом (рис. 1). 
    

 

 
    <*> Финансовые активы - это средства  в российской и иностранной  валютах, легко реализуемые ценные  бумаги и денежные контракты,  характеризующие экономические  отношения компании с другими  хозяйствующими субъектами. 
 

 

 

Рис. 1. Схема финансового  менеджмента  
     

Процесс управления финансовыми  потоками начинается с определения  цели функционирования компании на рынке. К основным целям относятся:

повышение рыночной стоимости  компании,

увеличение прибыли,

закрепление компании на конкретном рынке или расширение сегмента,

избежание банкротства и крупных финансовых неудач,

минимизация риска деятельности,

повышение благосостояния работников и\ или управленческого персонала  и т.п.


 

  
    Определение цели - сложный  процесс. Схематично он представлен  на рис. 2, где показана взаимосвязь  целей компании с целями финансового  менеджмента, степень достижения которых  оценивается набором финансовых показателей. 
 

 
 
 
  
Рис. 2. Взаимосвязь общих и финансовых целей компании 

 
    Финансовые цели носят подчиненный  характер по отношению к основной цели компании, выбор которой в  свою очередь определяется стадией  жизненного цикла компании. Так, в начале приоритет отдается целям выживания и сохранению позиций на рынке. Этим общим целям соответствуют такие финансовые цели как минимизация финансовых рисков и снижение стоимости привлечения финансовых ресурсов, так как запас финансовой прочности компании на первом этапе развития еще невелик. С развитием компании и усложнением форм организации бизнеса она постепенно ориентируется на цели максимизации прибыли, расширения сегмента и увеличение стоимости компании. 
  
    В процессе формирования своей цели компании должны:

учитывать цели потребителей и клиентов, обеспечивая производство товаров и услуг, удовлетворяющих  дифференцированный спрос различных  групп покупателей;

гарантировать сохранение и  возврат капитала инвесторов;

обеспечивать такой уровень  доходов в результате собственной  финансово-хозяйственной деятельности, который позволил бы обеспечить выплату  заработной платы сотрудникам в  соответствии с тарифным соглашением (коллективным договором), удовлетворить  материальные запросы менеджеров в соответствии с их вкладом в достижение финансовых результатов компании, выплатить дивиденды, бонусы и т.п.


 

     
    Кроме того, при формировании целей  компании должны учитываться цели государства  и общества. 
  
    У каждой цели существуют свои носители интересов и свои критерии достижения. Выбор критерия достижения цели управления финансами связан с оценкой не только внутренних, но и внешних факторов. Он осуществляется на основе учета условий функционирования компании на рынке и системы финансовых показателей, используемых менеджментом компании. Неточная оценка факторов, определяющих внешнюю и внутреннюю среду функционирования компании на рынке, приводит к постановке цели, неадекватной реалиям современного этапа деятельности компании.  
  
    Финансовый менеджмент, как целостная система управления финансовыми потоками компании, использует следующие методы управления: анализ, планирование и контроль.  
  
    Реализация данных методов осуществляется организационной структурой компании, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных подразделений. Для крупных компаний характерно выделение самостоятельного финансового отдела, возглавляемого вице-президентом компании по финансам или финансовым директором. Финансовый отдел, как правило, включает бухгалтерию и финансовую службу (рис. 3). Остановимся более подробно на основных функциях финансового отдела (табл.1). 
 

Таблица 1 

 

Функции финансового отдела  

 

Бухгалтерия

Финансовая служба

- Разработка учетной политики  компании как совокупности методов  ведения бухгалтерского учета;

- Разработка финансовой  стратегии, формирование системы  целей и основных показателей  деятельности компании на долгосрочный  и краткосрочный период;

- осуществление финансового  и налогового учета;

- осуществление управленческого  учета, проведение анализа финансово-хозяйственной  деятельности компании;

- отражение в учете  хозяйственных операций компании  на основе требований полноты,  достоверности и прозрачности финансовой отчетности;

- определение приоритетных  задач, проведение долгосрочного  и краткосрочного финансового  планирования; составление бюджета  компания;

- представление данных  учета внутренним и внешним  пользователям в соответствие  с требованиями законодательства  и корпоративной культуры 

- определение потребности  в финансовых ресурсах; анализ  альтернативных источников финансирования; формирование оптимальной финансовой  структуры капитала, обеспечивающей минимизацию его стоимости и достаточную финансовую устойчивость компания;

 

- формирование дивидендной  политики компании;

 

- Разработка инвестиционной  политики компании, проведение инвестиционного  анализа, формирование инвестиционного  портфеля и управление им;

 

- управление внеоборотными  и оборотными активами, формирование  комплексной политики управления  оборотными активами и краткосрочными  обязательствами, формирование кредитной  политики;

 

- управление денежными  потоками и финансовыми результатами  финансово-хозяйственной деятельности  компании;

 

- управление финансовыми  рисками;

 

- координация и контроль  исполнения финансовых управленческих  решений 


 

 

 

 

Рис. 3. Структура управления финансами компании  

 
    Безусловно, представленная схема  структуры управления финансами  является примерной. На практике она  должна отражать специфику работы компании, отраслевую принадлежность, размер и  объемы выполняемых операций, внутрикорпоративные  связи. Так, в крупных корпоративных  объединениях выделяются плановые службы, финансово-расчетные центры, или  казначейства, а также отделы по управлению имущественными активами и  др.  
  
    Однако в независимости от специфики и объемов деятельности ключевыми вопросами управления финансами любой компании являются выбор источников финансирования, управление активами и финансовыми результатами. Именно этим вопросам будут посвящены лекции рубрики "Образовательный курс финансового управляющего" в этом году.  
 

ЛЕКЦИЯ 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА КОМПАНИИ  

 
    План лекций: 
    1.1. Формирование собственного капитала российских компаний (№1 2005 г.) 
    1.2. Формирование заемного капитала российских компаний (№2 2005) 
    1.2.1. Кредитные источники формирования заемного капитала российских компаний 
    1.2.2. Использование ценных бумаг при формировании заемного капитала компаний 
    1.2.3. Роль кредиторской задолженности в процессе финансирования российских компаний 
 

1.1. Формирование  собственного капитала российских  компаний 

 
    Характеристика основных элементов  собственного капитала раскрывается в  таблице 2. В рамках финансового менеджмента  наибольший интерес представляет анализ преимуществ, недостатков и ограничений  использования источников собственного капитала российских компаний, так как именно они определяют возможности финансирования компании.  
  
    Уставный капитал служит финансовой основой функционирования компании. Экономическая и практическая роль создания уставного капитала путем размещения акций заключается в возможности привлечения финансовых средств, необходимых как для начала, так и продолжения хозяйственной деятельности в течение всего жизненного цикла компании.  
 

Таблица 2  

 

Характеристика основных элементов собственного капитала  
 

Основные элементы собственного капитала

Составляющие

Источники финансирования

Направления использования

Уставный капитал

Капитал, привлеченный за счет обыкновенных акций 
Капитал, привлеченный за счет привилегированных акций

Эмиссия акций

Обеспечение уставной деятельности организации

Добавочный капитал

Вложенный добавочный капитал

Эмиссионный доход; 
Безвозмездно полученные ценности

Направление средств добавочного  капитала на увеличение уставного капитала. 
Направление части добавочного капитала, возникшей при безвозмездном получении ценностей, на погашение убытков, образовавшихся в результате безвозмездной передачи имущества другим предприятиям и лицам. 
Погашение за счет добавочного капитала, сформированной в результате прироста стоимости имущества при переоценке, суммы снижения стоимости имущества. 
Погашение за счет добавочного капитала (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке), убытка, выявленного по результатам работы предприятия за отчетный год. Распределение сумм добавочного капитала между учредителями предприятия

Капитал переоценки

Переоценка активов

Капитал накопления

Прибыль

Резервный капитал

Резервный капитал, формируемый  на обязательной и добровольной основе (например, резервы по сомнительным долгам, резервы под обесценение  вложений в ценные бумаги, резервы  под снижение стоимости материальных ценностей, резервы предстоящих  расходов)

Прибыль

Покрытие убытков, расходов и потерь 
Погашение облигаций 
Выкуп акций в случае отсутствия иных средств

Нераспределенная прибыль

 

Прибыль

Осуществление уставной деятельности организации


 

     

Акции удовлетворяют самые  различные запросы инвесторов и  менеджеров. Держатели акций являются собственниками компании и как таковые  обладают определенными правами  и привилегиями, которые и характеризуют  инвестиционную привлекательность  этого вида ценных бумаг. С точки  зрения инвестора ценная бумага приобретает  самостоятельную ценность, если она  предоставляет определенный набор  прав: участие в управлении компанией, получение дохода в виде дивидендов и роста курсовой стоимости акций, преимущественное право на приобретение акций новых выпусков и т. д. Набор этих прав учитывается компанией в управлении процессом финансирования своей деятельности.  
  
    В России вследствие массовой приватизации, в результате которой государственные предприятия были преобразованы в акционерные общества, обыкновенные акции играют главенствующую роль на рынке корпоративных ценных бумаг. Проанализировав инвестиционные характеристики обыкновенной акции и права, предоставляемые ее владельцу, можно сформулировать преимущества и недостатки финансирования за счет эмиссии обыкновенных акций (табл. 3).  
 

Таблица 3 

 

Преимущества и недостатки финансирования за счет эмиссии обыкновенных акций для эмитента и инвестора  

 

Эмитент

Инвестор

Преимущества  финансирования за счет эмиссии обыкновенных акций

Возможность мобилизации  значительных финансовых ресурсов на длительные сроки

Реализация права на участие  в управлении компанией в обмен  на вложенный капитал

Отсутствие жестко оговоренных, постоянных финансовых выплат

Реализация права на доход  компании в виде дивиденда и возможность  получения дополнительного дохода за счет прироста рыночной стоимости  акций

Наличие прибыли не означает обязательную выплату дивидендов

Реализация права на дополнительные льготы, предоставляемые компанией, в том числе право преимущественного  приобретения новых акций

Стабильность капитала. Акции  являются устойчивым инструментом. Акционерное  общество при нормальном ходе событий  не обязано возвращать внесенные  акционерами средства. Обыкновенные акции не имеют фиксированной  даты погашения - это постоянный капитал, который не подлежит возврату

Реализация права на часть  имущества при ликвидации общества

Распределение предпринимательского риска.

 

Для акционера риск потери ограничивается стоимостью акций, тогда  как при других формах организации  бизнеса владельцы отвечают всеми  средствами компании и личным имуществом. Повышение инвестиционной привлекательности  компании. Уставный капитал служит своеобразным гарантом возмещения ущерба для кредиторов компании. Эмиссия  обыкновенных акций при прочих равных условиях повышает кредитоспособность компании и снижает финансовый риск

 

Недостатки финансирования за счет эмиссии обыкновенных акций

Увеличение риска распыления капитала, потери контроля над компанией, появление возможности враждебного поглощения через покупку контрольного пакета акций.

Отсутствие гарантий получения  дохода в виде дивиденда

Снижение уровня оперативности  принимаемых решений

Наличие риска потери капитала в случае снижения стоимости акций

Возможность повышения стоимости  привлечения финансовых ресурсов. Использование  заемного капитала дает компании возможность получить средства с фиксированными финансовыми затратами, тогда как при использовании обыкновенных акций чистая прибыль компании распределяется в течение длительного времени и на значительное число акционеров

Реальная реализация права  на управление компанией возможна только при наличии крупного пакета акций.

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"