Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:48, курс лекций
Финансы предприятия – совокупность экономических отношений, связанных с движением денежных потоков, формированием, распределением и использованием доходов и денежных фондов субъектов хозяйствования в процессе воспроизводства. Сферой финансовых отношений предприятий являются процессы первичного распределения стоимости валового внутреннего продукта (с + v + m) на стоимость материальных расходов (с), необходимого продукта (v), дополнительного продукта (m). При этом образовываются разные фонды денежных доходов.
1. Сущность финансов предприятий.
2. Основы организации финансовой деятельности предприятий.
3. Основные задачи финансовой деятельности предприятий.
Рис. 4.2. Классификация денежных потоков в зависимости от видов деятельности предприятий
2. Доходы от операционной и финансово-инвестиционной деятельности
Доход от реализации продукции, товаров признается при наличии следующих условий:
- покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию (товар, другой актив);
- предприятие не осуществляет дальнейшее управление и контроль за реализованной продукцией (товарами, другими активами);
- сумма дохода (выручка) может быть достоверно определена;
- существует уверенность, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия, а расходы, связанные с этой операцией, могут быть достоверно определены.
Выручка от реализации продукции — это сумма денежных средств, которая поступила на счет предприятия, или в кассу за реализованную продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги).
Для предприятия-производителя
- количества, ассортимента и качества продукции, которая подлежит реализации. Увеличение реализованной продукции прямо влияет на объем выручки, а само количество реализованной продукции зависит от объема производства товарной продукции и изменения размера переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец года;
- уровня цен реализации. Прямое влияние на объем выручки играет и уровень отпускных цен. В свою очередь, на уровень цен влияют качество и потребительские свойства, сроки реализации продукции, спрос и предложения на рынке.
В современных условиях по способу установления, цены делятся на фиксированные, регулируемые и свободные.
Фиксированные цены устанавливаются государством на продукцию государственных предприятий, некоторые социально значимые товары, продукты, которые монопольно выпускаются государством.
Регулируемые цены устанавливаются путем регулирования рентабельности продукции (товаров, работ, услуг) первой необходимости. Используются для отдельных наиболее социально значимых и дефицитных товаров и услуг с целью сдерживания инфляционных процессов в народном хозяйстве и осуществления социальной защиты прав потребителей, а также для продукции предприятий-монополистов.
Основная же масса товаров, работ и услуг реализуется по свободным (договорным) ценами и тарифами.
Свободные цены устанавливаются предприятием самостоятельно или на договорной основе с учетом спроса и предложения на рынке товаров.
Существует деление цен на оптовые и розничные.
Оптовые цены – это цены, которые
устанавливаются между
Оптовая цена включает в себя себестоимость товара и прибыль.
Оптовая цена также может включать в себя транспортные затраты, связанные с доставкой продукции до потребителя.
Оптовые цены, по которым проводятся расчеты между поставщиками и покупателями, включают в себя налог на добавленную стоимость и акцизный сбор.
Розничные цены используются при реализации товаров и услуг населению через предприятия торговли и общественного питания разных форм собственности. Они включают в себя, наряду с оптовой ценой, торговые надбавки (наценки), которые являются источником покрытия затрат предприятий розничной торговли на организацию торговли.
На планировании величины выручки от реализации базируется все финансовое планирование предприятия.
Выручка от реализации каждой номенклатуры изделий определяется методом прямого счета по формуле:
В=Р*Ц, (4.1)
где В - выручка,
Р - количество реализованных изделий (объем реализации),
Ц - цена реализации каждого изделия.
Цены реализации в плановом периоде определяют на основании цен базового периода, которые корригируют на предвиденные изменения в плановом периоде, в том числе с учетом спроса и предложения.
Объем реализации можно рассчитать, исходя из товарного выпуска изделий в плановом периоде, а именно: прибавляя остатки изделий на начало периода и отнимая остатки на конец планового периода. Плановый объем реализации рассчитывают по формуле:
Р=О1+Т-О2 (4.2)
где Р - объем реализации в плановом периоде,
О1 - остатки нереализованной
Т - выпуск товарной продукции в плановом периоде,
О2 - остатки нереализованной
При этом размер остатков нереализованной продукции на начало года состоит из готовой продукции на складе предприятия, товаров на ответственном сохранении у покупателей.
Размер нереализованной
Характеристика денежных поступлений от финансово-инвестиционной деятельности. В условиях рыночной экономики одним из важных направлений финансовой деятельности предприятия является рациональное использование свободных финансовых ресурсов, поиск эффективных направлений инвестирования средств, которые будут давать предприятию дополнительную прибыль. Инвестирование денежных средств предприятие осуществляет на финансовом рынке. Оно может получать доходы от таких видов финансовой деятельности:
- приобретение и продажа акций, облигаций и других ценных бумаг;
- целевые денежные вклады;
- валютные операции;
- паевые взносы;
- участие в деятельности других предприятий;
- предоставления займов;
- лизинговые операции.
Временно свободные денежные средства предприятия могут вкладывать также на депозитные счета в коммерческие банки под обусловленный процент.
Предприятие имеет право сдавать в аренду недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование, технику и прочее) за соответствующую плату или осуществлять финансовый лизинг.
Предприятие также может получать доход от инвестиционной деятельности, который включает поступления от:
- реализации основных средств и объектов незавершенного строительства;
- финансовых вложений долгосрочного характера;
- бюджетных ассигнований и прочему целевому финансированию;
- дивиденды и проценты по финансовым вложениям;
- кредитов и займов;
- безвозмездных поступлений;
- денежных платежей для приобретения основных средств, нематериальных активов и прочих долгосрочных активов;
- денежных возмещений авансов и кредитов, предоставленных другим сторонам ( кроме финансовых институтов).
В условиях рынка результаты финансово-инвестиционной деятельности и внереализационных операций являются постоянными источниками денежных доходов и формирования прибыли предприятий.
3. Формирование и распределение валового и чистого дохода
Выручка от реализации продукции, работ и услуг является основным источником возмещения средств на производство и реализацию продукции, образования доходов и формирования финансовых ресурсов. В рыночной экономике объему продаж и выручке отводится особое внимание. От величины выручки зависит не только внутрипроизводственное возмещение расходов и формирование прибыли, а и своевременность и полнота налоговых платежей, погашение банковских кредитов, которые влияют на уровень выплаченных процентов, что в итоге отражается на финансовом результате деятельности предприятия.
За счет денежных поступлений от
реализации продукции прежде всего
возмещается стоимость материал
Таким образом, получаются экономические условия для нового производственного цикла. Остаток выручки составляет валовой доход.
Валовой доход определяется как
разность между выручкой и материальными
затратами и амортизационными отчислениями
в составе себестоимости
Валовой доход – основной источник образования финансовых ресурсов не только предприятий, а и государственного бюджета, внебюджетных фондов.
В процессе воспроизведения валовой доход делится на оплату труда и на чистый доход. Оплата труда – это затраты на выплату основной и дополнительной заработной платы.
Чистый доход выражает в денежной
форме стоимость
Чистый доход реализуется (включает) в виде акцизов, налога на добавленную стоимость, отчислений в фонды пенсионного и социального страхования, другие государственные целевые фонды и т.п. Значительная часть чистого дохода реализуется в форме прибыли. Таким образом, чистый доход есть важнейшим источником финансовых ресурсов не только предприятий, а и государства.
Тема 5. Формирование и распределение прибыли предприятий.
1. Прибыль как результат
2. Определение прибыли от
3. Направления распределения и
использования прибыли
1. Прибыль как результат финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Прибыль — это та часть добавочной стоимости реализованного продукта, которая остается после покрытия расходов на его производство. Прибыль как экономическая категория представляет собой денежное выражение стоимости реализованного чистого дохода, основную форму денежных накоплений субъектов хозяйствования. Сумма полученной прибыли, являясь финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятия, характеризует результативность его деятельности.
В условиях рыночной экономики прибыль является одним из основных источников накопления и пополнения доходной части государственного и местного бюджетов; основным финансовым источником развития предприятия, его инвестиционной и инновационной деятельности, а также источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия (рис. 5.1).
Рис. 4.1. Характеристика роли прибыли предприятия
Существует три подхода к формированию прибыли предприятия:
- экономический;
- бухгалтерский;
- налоговый.
Экономический подход — прибыль формируется как разность между выручкой от реализации и текущими расходами производства (реализации), и расходами утраченных возможностей, основой которых является альтернативный процентный доход на капитал.
Бухгалтерский подход – прибыль до налогообложения формируется как алгебраическая сумма прибыли от операционной деятельности, финансовых и прочих доходов, финансовых и прочих расходов (расходы показываются в отчетности в скобках, т.е. со знаком «минус»), рис. 4.2.
Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется путем вычитания из дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) соответствующих налогов, сборов, скидок и т.п.
Валовая прибыль (убыток) рассчитывается как разница между чистым доходом от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг). Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) определяется в соответствии с Положениями (стандартами) бухгалтерского учета 9 «Запасы», 16 «Расходы». В ее состав включают прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, прочие прямые расходы, общепроизводственные расходы, сверхнормативные расходы (например, потери от неисправимого брака).
Прочие операционные доходы - суммы других доходов от операционной деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг): доход от операционной аренды активов; доход от операционных курсовых
Рис. 5.2. Бухгалтерский подход к формированию и использованию прибыли
разниц; возмещение ранее списанных активов; доход от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций) и т.п.
Прибыть (убыток) от операционной деятельности определяется как алгебраическая сумма валовой прибыли (убытка), другого операционного дохода, административных расходов, расходов на сбыт и других операционных расходов.