Лекции по "Финансам предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:48, курс лекций

Краткое описание

Финансы предприятия – совокупность экономических отношений, связанных с движением денежных потоков, формированием, распределением и использованием доходов и денежных фондов субъектов хозяйствования в процессе воспроизводства. Сферой финансовых отношений предприятий являются процессы первичного распределения стоимости валового внутреннего продукта (с + v + m) на стоимость материальных расходов (с), необходимого продукта (v), дополнительного продукта (m). При этом образовываются разные фонды денежных доходов.

Оглавление

1. Сущность финансов предприятий.
2. Основы организации финансовой деятельности предприятий.
3. Основные задачи финансовой деятельности предприятий.

Файлы: 1 файл

lektsii_Finansy_predpriyatiya.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

Планирование – один из основных компонентов системы внутрифирменного и управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности.

Благодаря реализации на фирме системы  планирования уточняется субъективное представление высшего менеджмента  о положении фирмы относительно желаемого будущего экономического и финансового ее состояния.

 Финансовое планирование – это процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Основные задачи финансового планирования:

1. Обеспечение необходимыми финансовыми  ресурсами производственной, инвестиционной  и финансовой деятельности предприятия; 

2. Определение путей эффективного  вложения капитала, оценка степени  его рационального использования; 

3. Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

4. Установление рациональных финансовых  отношений с бюджетом, обслуживающими  банками и контрагентами; 

5. Соблюдение интересов акционеров  и других инвесторов;

6. Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью  предприятия.

Планирование финансовых показателей  осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

1. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

2. Сущность расчётно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка

3. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путём построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами.

4. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведённых затрат; максимум приведённой прибыли и др.

5. Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи.

 

2. Порядок составления  финансового плана. 

Сегодня предприятиям предоставлена  самостоятельность в планировании, они могут не составлять финансового  плана или составлять его в любой произвольной форме, которую они считают для себя наиболее приемлемой.

 Финансовое планирование включает в себя следующие этапы:

1. Анализ финансовой ситуации (анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ним.);

2. Разработка общей финансовой  стратегии предприятия (разработка  финансовой стратегии и финансовой  политики по основным направлениям  финансовой деятельности предприятия, на этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии);

3. Составление текущих финансовых  планов (уточнение и конкретизация основных показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов (табл. 12.1);

4. Корректировка, увязка и конкретизация  финансового плана (состыковка  показателей финансовых планов  с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием);

5. Осуществление оперативного финансового  планирования 

6. Выполнение финансового плана  (осуществление текущей производственной, финансовой и прочей деятельности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом);

7. Анализ и контроль выполнения  плана (определение фактических  конечных финансовых деятельности, сопоставление их с запланированными  показателями, выявление причин и следствий отклонений от плановых показателей, разработка мер по устранению негативных явлений

Все подсистемы финансового планирования на предприятии находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходный этап планирования – прогнозирование основных направлений финансовой деятельности, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. База для разработки оперативных финансовых планов формируется на стадии текущего финансового планирования.

 

Таблица 12.1

Финансовый план (баланс доходов и расходов)

Статьи доходов и расходов

Переменные 

Постоянные 

ВСЕГО

Доходы от реализации

     

Доходы от инвестиционной деятельности

     

Доходы от внереализационных операций

     

РАСХОДЫ

     

Материальные затраты

     

Заработная плата

     

Налоги на фонд заработной платы

     

Амортизация

     

Другие расходы

     

Прибыль до налогообложения

     

Налог на прибыль

     

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

     

 

 

3. Порядок составления и назначение платежного календаря финансового плана предприятия.

Оперативное финансовое планирование состоит в составлении и выполнении платежного календаря. Его составляют на квартал с разбивкой по месяцам  или на месяц с разбивкой по декадам (табл. 12.2).

Таблица 12.2

Платежный календарь

Элементы денежного  потока

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Поступления

       

Выплаты

       

Сальдо

       

Излишки (дефицит) финансирования

       

 

В платежном календаре отображается весь денежный оборот предприятия, основная часть которого проходит через текущие, валютный, заемный и прочие счета предприятия в банках. В платежном календаре отражено движение денежных средств соответственно их поступлению и использованию.

 

 

Тема 13. Экономическая безопасность предприятия и его

антикризисная деятельность

 

1. Финансовый кризис на предприятии,  его симптомы и факторы возникновения.

2. Сущность финансовой санации. 

3. Экономическая безопасность предприятий

 

1. Финансовый кризис  на предприятии, его симптомы  и факторы возникновения.

В жизненном цикле любого предприятия возможно наступление кризиса, причем он может возникнуть абсолютно на всех этапах развития. Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.). Т.о. кризис – это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.

Причина кризиса – события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.

Кризисы могут быть различными, но даже краткосрочный и локальный  кризис может привести к серьезным  последствиям. С точки зрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внутренние.

Внешние определяют воздействие среды, в которой существует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации.

К внутренним факторам относятся:

- управленческие: высокий уровень  предпринимательского риска, недостаточное  знание конъюнктуры рынка, неэффективный  финансовый менеджмент, отсутствие  гибкости управления и т.д.;

- производственные: устаревшие и  изношенные основные фонды, низкая производительность труда, высокая материалоемкость, высокие энергозатраты;

- рыночные: низкая конкурентоспособность,  зависимость от узкого круга  поставщиков и покупателей.

Симптомы проявляются в показателях  и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Кризисные ситуации прежде всего выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

Для того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие  о возможности наступления кризиса, и выявить его причины.

Предотвращение кризиса предприятия, эффективное его преодоление  и ликвидация его негативных последствий  обеспечивается в процессе особой системы, которая получила название антикризисная  деятельность предприятия. Антикризисная деятельность предприятия представляет собой процесс, основным содержанием которого является подготовка, принятие и реализация управленческих решений по предупреждению кризисов, их преодолению и минимизации их негативных последствий.

Система антикризисного управления должна соответствовать следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции.

Важным показателем антикризисного управления является его эффективность. Она характеризуется соотношением эффекта, т. е. степени достижения целей  смягчения, локализации или позитивного  использования кризиса, и затраченных  ресурсов.

 

2. Сущность финансовой санации.

   При эпизодической (временной)  или длительной неспособности  выполнять в полном объеме  и своевременно свои обязательства  предприятие от кризисного состояния  может оказаться в безнадежном  состоянии, т. е. полного финансового  банкротства. 

Информация о работе Лекции по "Финансам предприятия"