Финансовый рынок Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовых рынков в современных условиях и разработка мер по их развитию и совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
обобщение основных теоретических понятий и нормативных положений, связанных с финансовым рынком;
определение понятия финансовых рынков и рассмотрение их классификации;
рассмотрение основных направлений деятельности государственных органов по контролю и развитию финансовых рынков;
перечисление основных мероприятий дальнейшего регулирования операций на финансовом национальном рынке

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы функционирования финансовых рынков
1.1. Понятие и функции финансового рынка
1.2 Структура финансового рынка
1.3 Инструменты финансового рынка
2. Анализ состояния финансового рынка Кыргызстана
2.1 Особенности формирования финансового рынка Кыргызской Республики
2.2 Анализ состояния финансового рынка Кыргызской Республики за 2009 год
2.3 Оценка состояния развития финансового рынка Кыргызстана
3. Проблемы и перспективы развития финансового рынка Кыргызстана
3.1. Проблемы развития финансового рынка Кыргызстана
3.2. Перспективы развития финансового рынка Кыргызстана
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

     

     диаграмма 3: Динамика средневзвешенных процентных ставок по депозитам и кредитам в  национальной валюте

     Состояние системы небанковских финансово – кредитных учреждений

  • Система небанковских финансово – кредитных учреждений (НФКУ) включает в себя следующие учреждения:
  • Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов (ОсОО «ФКПРКС»);
  • Специализированный фонд рефинансирования банков (ОсОО «СФРБ»);
  • Кредитные союзы (КС);
  • Микрофинансовые организации (МФО), включающие микрофинансовые компании (МФК), микрокредитные компании (МКК) и микрокредитные агенства (МКА);
  • Обменные бюро.
 
 
Наименование 2005 2006 2007 2008 30.06.2009 30.06.2010
КСФК (Айыл банк) 1 1        
ОсОО  «СФРБ»         1 1
ЗАО Фонд развития            
ФКПРКС 1 1 1 1 1 1
МФО 136 168 233 291 327 380
Кредитные союзы 320 305 272 248 238 229
Ломбард 140 148 181 196 226  
Обменное  бюро 260 263 318 353 385 336
Итого 858 886 1005 1089 1178 947
 

Таблица 1: Динамика количества небанковских финансово  – кредитных учреждений

     Наблюдается уменьшение количества НФКУ за счет сокращения количества кредитных союзов и обменных бюро. Согласно представленной регулятивной отчетности в течение 2010 года прирост совокупных активов НФКУ составил 16 225,6 млн. сомов. По результатам 2010 года совокупная прибыль НФКУ составила 659,2 млн. сомов.

    2.3 Оценка состояния  развития финансового  рынка Кыргызстана

     В последние годы финансовый рынок  Кыргызстана имел тенденции к росту, что является последствием достижений:

  • снижены комиссионные сборы за государственную регистрацию выпусков ценных бумаг с 0,5% до определенной фиксированной суммы;
  • впервые выходят на фондовую биржу все виды государственных казначейских векселей выпускаемых Министерством финансов Кыргызской Республики;
  • выпущены муниципальные ценные бумаги г.Бишкек на 200 млн.сом.

     Иностранные инвестиции составили 1 969,5 млн. сомов, из них инвестиции на 738 млн. сомов (37,5%) из стран дальнего зарубежья, инвестиции на 1 231,5 млн. сомов (62,5%) из стран СНГ.

     Отмечено  повышение активности на фондовом рынке, по сравнению с последними годами в торговых системах организаторов торговли на рынке ценных бумаг количество сделок увеличилось более чем в 1,6 раза, а общий объем торгов с ценными бумагами превысил 3,6 раза.

     Рынок государственных ценных бумаг

     С 2005 – 2010 года объем выпуска государственных  ценных бумаг увеличился 1,6 раз и  составил 9,7 млрд. сом. Вообще государственные  ценные бумаги являются уникальным инструментом, что позволяет перенести государственный внешний долг на внутренний, а посредством муниципальных ценных бумаг финансировать местные бюджеты.

     Рынок корпоративных ценных бумаг

     Рынок корпоративных ценных бумаг тоже имеет тенденцию к росту. С 2005 – 2009 год объем операций фондовых бирж возрос в 1,4 раза и составил 5,2 млрд. сом, что является неплохим показателем, по сравнению с соседними республиками.

     Рынок депозитов и кредитов

     Сокращение  банками кредитования происходило  на фоне продолжающегося глобального финансово-экономического кризиса, отразившегося на замедлении экономической активности в стране и определенном ухудшении качества кредитного портфеля банковской системы. Кроме того, на уменьшение кредитования могла оказать влияние возросшая неопределенность в отношении обменного курса, в связи со значительной девальвацией национальных валют России и Казахстана в начале отчетного года и, как следствие, изменением коммерческими банками оценок валютного риска.

     В то же время на рынке кредитов НФКУ отмечалась противоположная тенденция, характеризовавшаяся продолжающимся ростом их кредитного портфеля. Динамичный рост кредитования в данном сегменте может объясняться высокой востребованностью услуг НФКУ из-за относительно упрощенной процедуры выдачи кредитов и более облегченными требованиями к потенциальным заемщикам.

     Существенный  рост депозитов в банках, занимающих доминирующую роль на рынке, привел к  увеличению индекса концентрации рынка  депозитов в 2009 году с 13 до 22. Значение данного индекса указывает на высокую концентрацию рынка и равнозначно присутствию на рынке четырех банков с равными долями. В целом за год средневзвешенная процентная ставка депозитной базы составила 5,3 процента. Во временной структуре депозитной базы в отчетном году отмечалось сокращение срочности привлекаемых ресурсов в результате значительного роста депозитов до востребования. При этом сокращение срочности вкладов отмечалось как по вкладам населения, так и организаций.

     Формирование  финансового рынка Кыргызстана осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Формирование финансового рынка соответственно связано с формированием основных институтов финансового рынка, которыми являются Национальный банк Кыргызской Республики (НБКР) и кредитные организации (коммерческие банки, специализированные кредитные организации), фондовые организации.

     Проанализировав развития финансового рынка Кыргызстана за последние пять лет, можно сказать, что на всех ее отдельных сегментах (фондовый рынок, рынок государственных ценных бумаг, рынок кредитов и депозитов) наблюдается тенденция роста, что обусловлено привлечением иностранных инвестиций, происходящими поправками в законодательной базе, регулирующий финансовый рынок, осуществлением государственного регулирования, направленного на развитие финансового рынка.

     На  сегодняшний день состояние финансового  рынка Кыргызстана является одним из самых слабых в мире по сравнению даже с соседними странами. Н.р. % ставка кредитования составляет 14% в Казахстане, а у нас 21,5 %. Сегодня наша страна относится к странам, где доступ к финансированию ограничен. Как показывает статистика, на тысячу человек здесь приходится менее 50 кредитов. Это один из самых низких показателей в мире.

     3. Проблемы и перспективы развития финансового рынка Кыргызской Республики

    1. Проблемы  развития финансового  рынка Кыргызской Республики
 

     Проблемные  зоны развития отечественного финансового  рынка заключаются в основном в законодательной базе регулирующей финансовый рынок в целом и его отдельные сегменты, а так же в государственном регулировании финансового рынка.

     Проблема  совершенствования регулирования  финансового рынка является основной задачей государственной политики развития финансового рынка. На примере  развития финансового рынка можно  отметить, что вопросы государственного регулирования в целом не могут развиваться в отрыве от степени и глубины развития рыночных отношений, которые складываются между участниками рынка капиталов.

     Взаимоотношения государства и финансового рынка  многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять контроль за ним, проводить официальную денежно-кредитную политику. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка, от которого зависит устойчивость национальной экономики. В первую очередь такая политика проводится через придание рынку организационной завершенности, стандартизацию операций и жесткий контроль.

     Проблемы  развития финансового рынка:

  • Отсутствие на рынке в достаточном количестве доходных и относительно рисковых финансовых инструментов;
  • Отсутствие институциональных инвесторов, имеющих в достаточном объеме финансовые средства для вложения их в ценные бумаги;
  • Недостаточная заинтересованность эмитентов в выходе на открытый рынок капиталов, стремление удерживать крупные пакеты акций в собственности эмитентов, непонимание возможностей рынка по мобилизации капиталов;
  • Узкий круг финансовых инструментов, практическое отсутствие государственных и муниципальных ценных бумаг, корпоративных облигаций, государственных сберегательных акций под конкретные доходные программы;
  • Функционирование инвестиционных фондов ограничено отсутствием четкого регулирования инвестиционной деятельности нормативно-правовыми актами по налогообложению.

     Рынок ценных бумаг в Кыргызской Республике является новым образованием как в структуре экономики в целом, так и в менталитете населения. В связи с зарождением данного сектора экономики регулятивная роль государства является исключительно важной. Регулятивные функции государства в рынках капитала должны преследовать следующие цели:

  1. образование и развитие законодательного обеспечения понятий и категорий рынка ценных бумаг, место его в экономике страны и структуре гражданский отношений, развитие и защита прав, которые являются неотъемлемой частью ценных бумаг;
  2. образование и стимулирование развития основных видов ценных бумаг, а также развитие финансовых инструментов, способствующих динамичному развитию отношений на рынке капиталов страны в целом;
  3. стимулирование образования и развития инфраструктурных институтов рынка ценных бумаг, включающие фондовые биржи, депозитарии т.п., обеспечивающие эффективное обращение ценных бумаг;
  4. формирование активных субъектов рынка ценных бумаг в лице лицензируемых профессиональных участников рынка ценных бумаг;

     Сегодня приходится констатировать, что, имея необходимую инфраструктуру и правовое поле, потенциал рынка ценных бумаг, как составной части финансового рынка, продолжает оставаться незадействованным. Его возможности и роль в качестве одной из приоритетных сфер экономического развития Кыргызстана либо не осознаны до конца, либо просто занижаются в процессе практики государственного управления.

     До  настоящего времени так и не произошло  вовлечение коммерческих банков в процесс работы с корпоративными ценными бумагами. Такое незаинтересованное отношение коммерческих банков к этому вопросу порой зависит не только от них самих, сколько от проводимой экономической политики, что не позволяет увеличивать финансовую ёмкость рынка капиталов Кыргызстана до желаемых масштабов. На практике рынки государственных и корпоративных ценных бумаг функционируют на разных площадках, не позволяя гармонично развиваться всему небанковскому финансовому сектору страны, а также не заинтересовывая коммерческие банки работать в секторе корпоративных ценных бумаг.

     Необходимо  срочно повысить требования к регулированию  вопросов эмиссии и корпоративного управления для публичных и ослабление для непубличных компаний. Совершенствование  систем государственного и негосударственного надзора за соблюдением прав и охраняемых законом интересов всех субъектов рынка ценных бумаг должно лечь в основу доработки проекта новой редакции Закона Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг».

     Серьезным тормозом в развитии рынка ценных бумаг в Кыргызстане является отсутствие выпусков муниципальных ценных бумаг. В начале текущего года тема о муниципальных облигациях в правительстве получила новое звучание. По информации теперь уже бывшего руководителя Государственного агентства по финансовому надзору и отчетности мэрия г. Бишкека и ряд областей проявили интерес к выпуску муниципальных облигаций, но реальные шаги в этом направлении пока осуществить не удается. А ведь посредством выпуска муниципальных облигаций органы местного самоуправления смогли бы привлечь средства портфельных инвесторов для решения отдельных целевых или проектных вопросов регионального развития, а сам портфельный фондовый инвестор мог получить еще один достаточно привлекательный и ликвидный финансовый инструмент повышения своих доходов.

Информация о работе Финансовый рынок Кыргызстана