Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовых рынков в современных условиях и разработка мер по их развитию и совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
обобщение основных теоретических понятий и нормативных положений, связанных с финансовым рынком;
определение понятия финансовых рынков и рассмотрение их классификации;
рассмотрение основных направлений деятельности государственных органов по контролю и развитию финансовых рынков;
перечисление основных мероприятий дальнейшего регулирования операций на финансовом национальном рынке
Введение
1. Теоретические основы функционирования финансовых рынков
1.1. Понятие и функции финансового рынка
1.2 Структура финансового рынка
1.3 Инструменты финансового рынка
2. Анализ состояния финансового рынка Кыргызстана
2.1 Особенности формирования финансового рынка Кыргызской Республики
2.2 Анализ состояния финансового рынка Кыргызской Республики за 2009 год
2.3 Оценка состояния развития финансового рынка Кыргызстана
3. Проблемы и перспективы развития финансового рынка Кыргызстана
3.1. Проблемы развития финансового рынка Кыргызстана
3.2. Перспективы развития финансового рынка Кыргызстана
Заключение
Литература
Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит мобилизация капитала и свободных денежных ресурсов. Основную роль здесь играют финансовые инструменты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам.
Инструменты
денежного рынка служат в первую
очередь для обеспечения
К инструментам денежного рынка относятся: депозитный сертификат, казначейские векселя, краткосрочные и среднесрочные банковские кредиты.
Депозитный сертификат - письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреёмника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему.
Казначейские векселя – это ценная бумага, выпускаемая государственным органом. На территории Кыргызской Республики реализуются ГКВ – государственные казначейские векселя. ГКВ - краткосрочные (3, 6, 12 месяцев) дисконтные государственные ценные бумаги Правительства Кыргызской Республики. Номинал 1 ГКВ - 100 сом. Эмитентом ГКВ является Министерство финансов Кыргызской Республики. Национальный банк Кыргызской Республики (НБКР) - генеральный агент по обслуживанию выпусков ГКВ. Размещение выпусков ГКВ производится еженедельно через аукционы проводимые НБКР. Право участия в аукционах имеют прямые участники (первичные дилеры - коммерческие банки-резиденты КР, финансово-кредитные учреждения и др., заключившие договор с НБКР).
Краткосрочные
и среднесрочные банковские кредиты
– это кредиты (до 1 года) предоставляемые
коммерческими банками для
К инструментам рынка капитала относятся: акции, долгосрочные облигации, долгосрочные банковские кредиты.
Акция представляет собой ценную бумагу, выпускаемую акционерными обществами, коммерческими банками, биржами, концернами, корпорациями, фирмами, другими предприятиями разных форм собственности, без установленного срока обращения, удостоверяющую внесение средств на цели их развития или членство в акционерном обществе и дающую право её владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда.
Облигация – ценная бумага, удостоверяющая факт внесения ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возвратить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги по истечении указанного в ней срока. До истечения срока владелец облигации не имеет права требовать у эмитента возврата ее номинальной стоимости, но имеет право на получение процентов.
В
зависимости от эмитента различают
государственные и
Долгосрочные банковские кредиты – это кредиты коммерческих или инвестиционных банков предоставляемые с целью инвестирования.
рынок
Формирование финансового рынка Кыргызской Республики непосредственно связано с переходом отечественной экономики на русло рыночных отношений и со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Безусловно такая ситуация негативным образом влияет на формирование и развитие отдельных сегментов финансового рынка.
С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю – продажу финансовых инструментов.
Главное назначение финансовых рынков состоит в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потребителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т.п.
Основными институтами финансового рынка являются Национальный банк Кыргызской Республики (НБКР) и кредитные организации (коммерческие банки, специализированные кредитные организации), фондовые организации.
Реформирование всей финансовой системы Кыргызской Республики имело общие для всех стран с переходной экономикой цели:
Во – первых, создание независимого от правительства Национального (центрального) банка. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.
Национальный банк Кыргызской Республики выполняет следующие основные функции:
Во – вторых, создание системы коммерческих банков, которые бы выполняли нормальные функции, свойственные финансовым посредникам. Важнейшей из них являются аккумуляция сбережений и превращение их в инвестиции с минимальными издержками, где население и компании опосредованно участвуют в кредитовании экономики. Основными специальными Законами, регулирующими банковскую деятельность, являются Законы Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике". Назначение этого закона - разграничение понятия депозита и вклада, установление структуры банковской системы республики, определение основных вопросов, связанных с созданием и деятельностью коммерческих банков, взаимодействия банков с органами государственной власти.
В – третьих, создание организованных рынков ценных бумаг (Закон о рынке ценных бумаг от 21 июля 1998 г.), призванных аккумулировать свободные ресурсы и позволяющих населению и другим экономическим агентам осуществлять прямое кредитование реального сектора. Формирование рынка ценных бумаг (РЦБ) в Кыргызстане происходило в условиях длительного падения производства, распада хозяйственных связей, разложения финансовой системы, полного отсутствия опыта рыночных взаимоотношений и отсутствия соответствующей законодательной базы. Основой становления рынка ценных бумаг стала Правительственная программа приватизации и разгосударствления государственной собственности. В целях регулирования рынка ценных бумаг и осуществления контроля за деятельностью акционерных обществ, по постановлению Правительства Кыргызской Республики от 2 июня 1991 № 323 было создано Государственное Агентство по надзору за операциями с ценными бумагами при Кабинете Министров Кыргызской Республики. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в декабре 1991 принял Закон Кыргызской Республики «О ценных бумагах». В Кыргызстане рынок корпоративных ценных бумаг контролируется Национальной комиссией по рынку ценных бумаг при Правительстве Кыргызской Республики. В настоящее время центральным звеном в развитии рынка ценных бумаг является Кыргызская фондовая биржа (КФБ). В Кыргызстане фондовая биржа была учреждена в июле 1994 и начала свою деятельность как Центр торговли купонами, где цены на приватизационные купоны складывались в зависимости от спроса и предложения, а 25 мая 1995 официально была открыта Президентом Кыргызской Республики как Кыргызская фондовая биржа. КФБ является частной, некоммерческой организацией. На сегодняшний день в Кыргызской Республике в качестве организаторов торговли функционируют Кыргызская фондовая биржа (КФБ), Биржевая торговая система (БТС) и Central Asian Stock Exchange(CASE).
В – четвертых, создание разветвленной системы небанковских финансовых посредников, облегчающих процесс кредитования в экономике. К ним относятся все виды финансовых посредников, не подпадающих под определение коммерческих банков депозитного типа. В них можно выделить несколько крупных групп. Первая - это финансовые организации, как кредитные союзы, разного рода финансовые компании, лизинговые, факторинговые компании. Вторую группу составляют так называемые институциональные инвесторы: негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, паевые фонды. К третьей группе относятся инвестиционные банки.
Рынок государственных ценных бумаг
В 2009 году на рынке государственных ценных бумаг обращались следующие виды ценных бумаг:
Их общий объем в обращении на конец года составил 9,1 млрд. сомов по сравнению с объемом на конец 2005 года (5,8 млрд. сомов) увеличение составило36,2 процента.
Рост объема государственных ценных бумаг в обращении был обусловлен увеличением объема эмиссии ГКВ, а также выпуском государственных казначейских облигаций.
На торговых площадках трех фондовых бирж в 2009 году отмечалось снижение активности на фоне продолжающегося глобального финансового кризиса. Так, годовой объем операций фондовых бирж республики составил 5,2 млрд. сомов, увеличившись по сравнению с данным показателем за 2005 год (3,7 млрд. сомов) на 26 процентов, по сравнению с 2008 годом объем операций фондовых бирж сократился на 44,1 процента.
Снижение объема торгов отмечалось на всех торговых площадках. Объем сделок на торговой площадке ЗАО «Кыргызская фондовая биржа» сократился на 29,5 процента, до 3,0 млрд. сомов, на ЗАО «Центрально-Азиатская фондовая биржа» – на 61,3 процента, до 1,7 млрд. сомов и объем биржевых торгов на торговой площадке ЗАО «Фондовая биржа Кыргызстана – БТС» сократился на 17,6 процента и составил 483,2 млн. сомов. Основной объем сделок в структуре объема торгов, как и прежде, приходился на ЗАО «КФБ» (45,2 процента).
диаграмма 1: Динамика
изменения объема корпоративных ценных
бумаг
Рынок депозитов и кредитов
В 2009 году сохранилась положительная тенденция расширения депозитной базы и увеличения объемов кредитования реального сектора за счет появления на рынке специализированных ФКУ: ЗАО «Фонд развития Кыргызской Республики» и ОсОО «Специализированный фонд рефинансирования банков». В результате за отчетный год доля кредитного портфеля НФКУ в общем объеме кредитов реальному сектору выросла с 22,0 до 34,0 процента.
Объем
депозитов коммерческих банков в отчетном
году вырос на 34,0 процента и составил 39,6
млрд. сомов. Увеличение вкладов было,
в основном, связано с ростом валютных
депозитов на 45,5 процента, до 24,8 млрд. сомов.
Депозиты в национальной валюте росли
меньшими темпами, их прирост составил
18,4 процента, достигнув 14,8 млрд. сомов.
Положительное влияние на поддержание
доверия к банковской системе оказало
внесение изменений и дополнений в Закон
КР «О защите банковских вкладов (депозитов)»,
предусматривающих увеличение гарантированной
суммы возмещения по вкладам с 20 тыс. сомов
до 100 тыс. сомов. Это отразилось на сохранении
тенденции роста депозитной базы.
диаграмма 2: Динамика
изменения объема кредитования реального
сектора и изменения объема депозитной
базы
Сокращение банками кредитования происходило на фоне продолжающегося глобального финансово-экономического кризиса, отразившегося на замедлении экономической активности в стране и определенном ухудшении качества кредитного портфеля и активов банковской системы.
В отчетном году продолжилась тенденция роста кредитования экономики. Сохранение данной тенденции было обеспечено за счет расширения деятельности НФКУ, в то время как коммерческие банки, в условиях возросших оценок рисков и некоторого ухудшения качества кредитного портфеля, проводили более сдержанную политику кредитования. Кроме того, отмечалось увеличение процентных ставок по выдаваемым банками и НФКУ кредитам на фоне роста кредитного риска.
В целом за 2009 год совокупный объем кредитной задолженности в реальном секторе вырос на 16,7 процента и составил 38,5 млрд. сомов на конец года. Замедление произошло за счет сокращения объемов кредитов банковской системы.
В 2009 году отмечалось увеличение среднего уровня процентных ставок по вновь принятым депозитам. Средневзвешенная процентная ставка в национальной валюте составила 9,1 %, в связи с ростом ставок практически по всем видам срочных депозитов. А процентная ставка снизилась и составила 21,5 %, в связи с появлением на финансовом рынке новых НФКУ и множества ломбардов.