Финансовый механизм управления деятельностью предприятия (на примере ОАО «Хлебокомбинат Георгиевский»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:37, дипломная работа

Краткое описание

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации механизма управления финансами предприятия.
2. Исследовать текущее финансовое состояние ОАО « Хлебокомбинат Георгиевский».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию финансового механизма управления предприятия.
4. Поиск путей повышения эффективности управления финансами данного предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 9
1.1 Понятие финансового механизма 9
1.2Функции финансового механизма 18
1.3 Пути повышения эффективности управления финансами 25
предприятия
Выводы 27
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
2.1 Задачи и источники для анализа финансового
состояния предприятия 28
2.2 Анализ состава и структуры баланса предприятия 32
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия 43
2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 53
Выводы 65
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ПРЕДПРИЯТИЯ 66
3.1 Прогнозирование дополнительных финансовых потребностей 66
3.2 Анализ и прогнозирование денежных потоков на предприятии 78
Выводы 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 9

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Аванесян Л..doc

— 828.00 Кб (Скачать)
 

       На  основании произведённых расчётов можно сделать следующие выводы:

     - платежеспособность предприятия  в 2005 году высокая, так как  коэффициент абсолютной ликвидности  составил 0,81, что выше нормативного значения. В 2006 году значение коэффициента абсолютной ликвидности снизилось на 0,8., а в 2007

     - коэффициент промежуточной ликвидности  в 2005 году, а также в 2006 году  выше нормативного значения, однако в 2007 году значение коэффициента снизилось и составило 0,91;

     - значение коэффициента текущей ликвидности  в 2005 году, а также в 2006 году ниже нормативного значения, то есть Кт л ≥2

       В ходе внутреннего анализа  можно определить не только  меру согласованности  объемов  оборотных активов с объемами платежных обязательств, но и скорость трансформации оборотных активов в денежную наличность, и реальные сроки погашения кредиторской задолженности.

       Вместе с тем следует иметь  в виду, что показатели ликвидности  отражают только статическую  картину финансовой устойчивости предприятия. Если ориентироваться только на них, то можно не заметить угрозы технической неплатежеспособности предприятия, которая является основной причиной банкротства хозяйствующих субъектов.

 Низкий  уровень платежеспособности, выражающийся в недостатке денежной наличности и наличии просроченных платежей, может быть случайным  (временным) и хроническим (длительным).Поэтому, анализируя  состояние платежеспособности предприятия, нужно рассматривать причины финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительность просроченных долгов.

Выводы: Проведенный анализ финансового состояния показал, что для ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» характерен тип абсолютной финансовой устойчивости, платежеспособность предприятия  достаточно высокая на протяжении всего анализируемого периода.

     Но  в связи с тем что, оценка финансовой устойчивости на основе  абсолютных показателей не отражает реальной  финансовой ситуации, сложившейся на предприятии был проведен анализ относительной финансовой устойчивости данного предприятия, в ходе которого  было выявлено:

- ни один из балансов анализируемого периода не является ликвидным;

- снижение  коэффициента промежуточной ликвидности  в 2007 году.

- на  протяжении всего анализируемого  периода значение коэффициента текущей ликвидности  ниже нормативного значения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 

3.1 Прогнозирование дополнительных финансовых потребностей 

     Для обеспечения непрерывного развития предприятию требуется капитал, то есть деньги, вложенные в здания, машины, и оборудование, в покупку и хранение запасов, счета дебиторов и другие активы. Как правило, все эти активы не приобретаются сразу, а создаются постепенно в течение некоторого периода времени. Назовем общие расходы компании в капитале.

     В большинстве компаний накопившаяся потребность в капитале растет не равномерно, а скорее волнообразно. Потребность в капитале имеет  отчетливо выраженную положительную  зависимость от роста объемов  операций предприятия. Однако возможны и определенные сезонные колебания. Наконец, будут возникать и непредсказуемые заранее ежемесячные колебания.

     Накопившаяся  потребность в капитале может  быть удовлетворена за счет краткосрочных  и долгосрочных источников финансирования. Когда долгосрочное финансирование не покрывает всех потребностей в капитале, тогда предприятию необходимо прибегать к краткосрочному финансированию для мобилизации недостающих средств. Когда долгосрочные финансовые ресурсы, полученные предприятием, выше, чем его накопившаяся потребность в капитале, тогда у предприятия возникает избыток денежных средств, который оно может использовать для краткосрочного инвестирования. Таким образом, сумма долгосрочного финансирования, полученного предприятием, при данной накопившейся потребности в капитале определяет, является ли предприятие в коротком периоде заемщиком или кредитором, то есть кредитуется или инвестирует (рисунок 4).        

     Главная задача финансового планирования состоит в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг.19 На уровне первого приближения эта задача может быть решена путем укрупненного прогнозирования основных финансовых показателей бизнеса предприятия. В качестве таких показателей используют статьи баланса и отчета о прибыли.  

       
 
 

 

Рисунок 4 Динамика потребности в финансировании 

     Суть  подхода достаточно проста. Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж) неизбежно приводит к необходимости увеличения его активов (основных и оборотных средств). Сообразно этому увеличению активов должны появиться новые источники финансирования. Часть этих источников (например, кредиторская задолженность и начисленные обязательства) увеличивается сообразно наращиванию объемов реализации предприятия. Очевидно, что разница между увеличением активов и увеличением пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании. В процессе принятия решения о дополнительном финансировании выделяют 1) предварительный этап (этап обнаружения и оценки проблемы) и 2) этап непосредственного решения проблемы.

     С предварительным этапом связывают  следующие моменты:

     1) прогнозирование дополнительных  объемов основных и оборотных средств на планируемый период,

     2) прогнозирование дополнительных  собственных и заемных финансовых  источников, которые появляются  в процессе нормальной деятельности  предприятия, 

     3) оценка объема дополнительного  финансирования как разницы между  дополнительным объемом задолженностей и капитала.

     Этап  решения проблемы представляет собой  последовательность действий следующего содержания:

     Шаг 1. Прогноз отчета о прибыли на планируемый год.

     Шаг 2. Прогноз баланса предприятия  на планируемый год.

     Шаг 3. Принятие решения об источниках дополнительного финансирования (на этом этапе потребуется итеративный пересчет основных показателей баланса и отчета о прибыли).

     Шаг 4. Анализ основных финансовых показателей.

     Каждый  из шагов требует более детального рассмотрения, что и будет сделано ниже.

     Прогноз отчета о прибыли на планируемый  год. Для осуществления такого прогноза необходимо задаться следующими исходными  данными:

  1. Прогноз продаж на планируемый год. Эта задача решается маркетингом предприятия. Причем в рамках рассматриваемого метода решение производится в очень укрупненном виде – в виде процента роста общего объема продаж, не разбитого на отдельные товарные группы. К примеру, главный маркетолог предприятия должен обосновать, что в планируемом году продажи возрастут на 10 процентов.
  2. Предположения относительно коэффициентов операционных затрат. В частности, можно предположить, что эти проценты остаются такими же, как и в текущем году, издержки растут пропорционально продажам. В более сложных случаях необходимо производить прогноз издержек отдельно.
  3. Ставки процентов по заемному капиталу и краткосрочным банковским кредитам. Эти проценты выбираются исходя из опыта общения финансового менеджера с банковскими фирмами.
  4. Коэффициент дивидендных выплат, который устанавливается в процессе общего корпоративного управления.

          Основная цель прогноза отчета  о прибыли состоит в том,  чтобы оценить объем будущей  прибыли предприятия и определить, какая часть прибыли будет  реинвестирована. 

           Прогноз баланса предприятия  на планируемый год составляется при следующих допущениях.

  1. Принимается, что все участвующие в производстве активы предприятия изменяются пропорционально объему продаж, если предприятие работает с полной производительностью. Если предприятие не использует свои основные средства на полную мощность, то основные средства изменяются не пропорционально объему продаж. В то же время денежные средства, дебиторская задолженность, товарно-материальные запасы следует принять изменяющимися пропорционально объему продаж.
  2. Задолженности предприятия и собственный капитал должны увеличиваться в случае роста величины активов. Этот рост происходит не автоматически. Необходимо специальное решение финансового менеджера о дополнительных источниках финансирования.
  3. Отдельные обязательства, такие как кредиторская задолженность и начисленные обязательства, изменяются пропорционально объему продаж спонтанно, так, рост продаж приводит к увеличению масштаба деятельности предприятия, связанной с закупками сырья и материалов и с использованием работников. Увеличение величины нераспределенной прибыли, как дополнительный источник финансирования, оценивается с помощью прогнозного отчета о прибыли. 
  4. Разница между спрогнозированным объемом активов и спрогнозированным объемом задолженностей и капитала представляет собой искомый объем дополнительного финансирования.
  5. Эта разница должна быть покрыта за счет статьи задолженностей (банковская ссуда, векселя к оплате, долгосрочный банковский кредит, объем эмиссии облигаций предприятия) и капитала. Решение о распределении дополнительных потребностей по отдельным категориям есть прерогатива финансового директора.

          Принятие решения об источниках  дополнительного финансирования  – это процедура выбора между  собственными и заемными средствами.

           К собственным средствам относятся:

     -    акционерный капитал; 

     -   нераспределенная прибыль. 

           К заемным средствам относятся: 

     -    банковская ссуда; 

     -    кредитные ценные бумаги (векселя);

     -    торговый кредит;

     -    толлинг (давальческое сырье);

     -    просроченная задолженность поставщикам;

     -    факторинг 9 продажа дебиторской  задолженности).

          Решение об источниках принимаются  на основе условий финансирования, состояния предприятия и состояния  финансового рынка.

          Анализ основных финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются, чтобы контролировать и балансировать пропорции собственных и заемных средств, а также определять эффективность выбранных источников финансирования и их влияния на эффективность предприятия в целом. Если обнаруживается, что предприятие имеет  финансовые показатели ниже среднего по отрасли, то это должно восприниматься как неудовлетворенное планирование деятельности предприятия.

          Все особенности метода прогнозных  финансовых отчетов рассмотрены  ниже подробно с помощью конкретного примера. 

     Пусть ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» планирует в следующем году показатели, представленные в таблице 12.

   Таблица 12

    Исходные  данные для финансового планирования ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский»

    Увеличение  продаж (%) 10 %
    Степень загрузки оборудования 1
    Коэффициент дивидендных выплат в текущем  году 1.2
    Коэффициент роста дивидендов 8.5%
    Коэффициентов дивидендных выплат в следующем  году 1.3
    Количество  акций в обращении 50,000,000
    Рыночная  стоимость акций 23
    Ставка налога на прибыль 24%
    Процентная  ставка по краткосрочному займу 20%
    Процентная  ставка по долгосрочному займу 26%

Информация о работе Финансовый механизм управления деятельностью предприятия (на примере ОАО «Хлебокомбинат Георгиевский»)